Написать статью меня натолкнули высказывания моих студентов: как-то, заходя в кабинет, они хором высказали надежду, что я новую тему буду объяснять сама, не используя презентацию на компьютере, как на других предметах.
Я давно уже замечаю, что излишнее использование технических средств далеко не всегда способствуют хорошему пониманию и запоминанию информации. Любое техническое средство не может заменить речь преподавателя, оно может служить лишь вспомогательным средством. И все же самым сильным оружием преподавателя остается его слово!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Слово учителя" »
Слово учителя.
Искусство классного рассказа встречается в
преподавателях не часто – не потому, чтобы
это был редкий дар природы, а потому, что
и даровитому человеку надо много потрудиться,
чтобы выработать в себе способность вполне
педагогического рассказа.
К.Д.Ушинский
Написать статью меня натолкнули высказывания моих студентов: как-то, заходя в кабинет, они хором высказали надежду, что я новую тему буду объяснять сама, не используя презентацию на компьютере, как на других предметах.
Я давно уже замечаю, что излишнее использование технических средств далеко не всегда способствуют хорошему пониманию и запоминанию информации. Любое техническое средство не может заменить речь преподавателя, оно может служить лишь вспомогательным средством. И все же самым сильным оружием преподавателя остается его слово!
Опытным учителям хорошо известно, что слово учителя пронизывает весь учебно-воспитательный процесс. Все больше понимание находит мысль, что никакие технические средства не могут заменить живое слово учителя, его воспитывающую, развивающую, обучающую, организующую функции.
Трудно переоценить роль слова учителя в формировании психологического климата в группе, характера общения студентов и их доверия к педагогу. Еще В.А.Сухомлинский утверждал, что слово учителя является тончайшим, ничем не заменимым инструментом на душу воспитанника.
Главное место слову учителя принадлежит объяснению нового материала. Знакомить с новым материалом возможно разными способами: словесно, наглядно, практически и т.д. Эти способы не существуют в чистом виде, деление на эти способы условно. Слово обозначает и обобщает любой материал и любое действие. Но слово не исчерпывает содержание и практические действия, его надо соединять с другими источниками.
Исходя из опыта работы, более половины изложения новой информации принадлежит слову учителя. На долю учебника приходится не более 10% как на источник новой информации. Особенно в современных условиях учитель вынужден взять на себя максимум усилий при изложении нового материала. Многие темы программ непосильны для первичного самостоятельного осмысления и не получают целостной картины содержания.
Какие же способы предъявления нового материала предпочтительнее? Опыт работы показывает, что одних учителей слушают и понимают, а других – нет, даже если преподаватель знает свою дисциплину и владеет методикой преподавания. Обычно говорят об искусстве рассказа. В самом деле, в изложении новой информации проявляются педагогическое мышление учителя, сила его личности, интеллект, отношение к предмету, его кругозор, характер, отношение к людям, его ценностные ориентации.
Проведенная анкета среди студентов колледжа:
1.что мешает вам слушать преподавателя при объяснении нового материала?
2.каким, с вашей точки зрения, должно быть изложение нового материала?
- показала следующий результат:
Более 90% студентов отмечают, что им ничего не мешает слушать преподавателя. Если студент хочет слушать объяснение, то ему это удается. Важной составляющей для возможности слушать является эмоциональное поведение преподавателя. Преподаватель своим объяснением должен увлечь, а значит его речь должна быть грамотной, логичной, понятной, четкой, громкой, немонотонной. Рассказ должен быть интересным, увлекательным, доступным, кратким, точным. Очень интересно на анкету отвечают студенты старших курсов: они к требованиям объяснения нового материала добавляют: тактичность, чувство юмора, опыт работы, насыщенность информации.
Конечно, есть субъективные причины при объяснении: дисциплина в группе, усталость студентов, плохое настроение у некоторых студентов. У преподавателя, естественно, не может быть всегда хорошего настроения. Скрыть от студентов свое настроение? Наверное, нет. Более того, если налажен контакт с группой, то студенты понимают: «ничто человеческое преподавателю не чуждо».
Опытный преподаватель понимает, что слушать – это очень сложно, особенно абстрактный материал. Любой слушатель должен быть максимально сосредоточен. Трудно и одновременно вести записи лекции. Я студентам всегда говорю о том, что учиться – это тяжелый труд: нужно одновременно делать три дела – слушать, писать и понимать. И для удобства восприятия возможно использование различных технических средств (таблицы, слайды презентации, электронная доска, справочники, опорные конспекты, учебники, кинофильмы…). Но эффект будет лишь в том случае, если преподаватель руководит процессом и имеет высокую квалификацию. В основном при использовании технических средств реализованной оказывается только информативная функция обучения.
Каковы условия «слушания» преподавателя? Во-первых, это спокойствие и раскованность преподавателя и студентов. Этому способствует уверенность учителя в себе, знание предмета, умение обучать учащихся и поддерживать их внимание, доверие к учителю. Поведение преподавателя должно внушать желание задавать вопросы. Во-вторых, на «слушание» влияет качество речи преподавателя - дикция, темп, выражение, паузы для осмысления сказанного. В-третьих, студенты должны чувствовать отношение учителя к предмету, интерес о преподаваемом материале. В-четвертых, преподаватель должен знать уровень подготовленности учащихся. На изложение материала влияет и психологическое состояние учащихся. Если студенты возбуждены, перед ними встали определенные проблемы, то начинать работу с группой следует с переживаний студентов, с их проблем, независимо от учебного предмета.
Процесс обучения – многогранное явление. Этот процесс зависит от многих факторов. Но бесспорным являются: научность, глубина информации, связь с жизнью. Названные факторы способствуют формированию системы знаний!
Начало объяснения нового материала может быть разным, это зависит от многого: от самого материала, от подготовленности группы, от психологического настроя группы и т.д. Я практикую иногда в начале объяснения конфликтную ситуацию, которая позволит привлечь внимание и приобщает студентов к совместному поиску.
Если новый материал содержит большой объем, теоретически труден, то стоит использовать схемы, блоки, опорные конспекты. Если изложением материала является повторение и обобщение, то в этом случае очень важна систематизация, представленная в виде классификации.
Итак, в процессе объяснения преподаватель учит каждого через коллектив, в процессе самостоятельной работы, общаясь с каждым, учит всех.
Придавая важное значение слову учителя, ни в коем случае не считаю его единственным важным фактором эффективности обучения.