Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся
Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся
В последние 10-15 лет в западной педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Среди новых подходов к этой проблеме можно выделить следующие виды оценок:
-основанную на конечных результатах обучения;
-базирующуюся на стандартах обучения;
-построенную на концепции компетентности;
-основанную на уровне исполнительского мастерства.
Основное отличие между перечисленными подходами заключается в ориентации системы оценки либо на продукт учебной деятельности, либо на процесс оценивания, хотя все они являются органичными звеньями одной и той же образовательной цепочки "стандарт - компетентность - исполнительское мастерство - результат". Искусственное разделение данных подходов и разрозненное их рассмотрение грешат теми же "пороками", что и традиционная система: дискретность процесса оценки, фрагментарность и частичность оцениваемых качеств, жесткость и количественная направленность оценки, понимание ее как субъект-объектного взаимодействия, искусственность условий, в которых она осуществляется, и т.д.
Конечная цель оценки будет заключаться в усилении и, в перспективе, в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Это потребует радикально изменить суммарный вектор традиционной философии оценки по следующей системе проекций:
- дискретность - непрерывность;
- фрагментарность - системность;
- единичность - множественность;
- количественность - качественность;
- жесткость - гибкость;
- искусственность - естественность;
- оценка - самооценка.
Раскроем содержание каждой из проекций в отдельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся»
Алматинская область Алакольский район Кызылкайынская СШ учитель русского языка С.А Сулейменов
Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся
В последние 10-15 лет в западной педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Среди новых подходов к этой проблеме можно выделить следующие виды оценок:
-основанную на конечных результатах обучения;
-базирующуюся на стандартах обучения;
-построенную на концепции компетентности;
-основанную на уровне исполнительского мастерства.
Основное отличие между перечисленными подходами заключается в ориентации системы оценки либо на продукт учебной деятельности, либо на процесс оценивания, хотя все они являются органичными звеньями одной и той же образовательной цепочки "стандарт - компетентность - исполнительское мастерство - результат". Искусственное разделение данных подходов и разрозненное их рассмотрение грешат теми же "пороками", что и традиционная система: дискретность процесса оценки, фрагментарность и частичность оцениваемых качеств, жесткость и количественная направленность оценки, понимание ее как субъект-объектного взаимодействия, искусственность условий, в которых она осуществляется, и т.д.
Конечная цель оценки будет заключаться в усилении и, в перспективе, в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Это потребует радикально изменить суммарный вектор традиционной философии оценки по следующей системе проекций:
- дискретность - непрерывность;
- фрагментарность - системность;
- единичность - множественность;
- количественность - качественность;
- жесткость - гибкость;
- искусственность - естественность;
- оценка - самооценка.
Раскроем содержание каждой из проекций в отдельности.
^ Дискретность - непрерывность. При традиционной системе оценки обучение рассматривается как дискретный процесс: оно завершается и фиксируется на этапе итоговой оценки. Основная идея нового подхода заключается в том, что обучение признается непрерывным процессом и от традиционного понимания оценки как измерения конечного результата предлагается перейти к оцениванию процесса движения к результату. Тогда становится очевидным право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении (иногда более значимым, чем просто безошибочное знание).
^ Фрагментарность - системность. Традиционная оценка, как правило, направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своем фрагментарны и узкоспециальны. Соответственно, традиционный инструментарий оценки отражает в основном "искусственные" приемы решения текстовых задач из учебников (как, например, приемы тождественного преобразования алгебраических выражений в курсе математики). Новый подход к оценке предполагает замер сформированности системных межпредметных знаний и обобщенных умений. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не "книжных", а жизненных знаний. Ее инструментарий разрабатывается исходя из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях.
^ Единичность - множественность. Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельная, либо контрольная работа (в США и некоторых других странах, как правило, ограничиваются тестированием), которые составляются по одной и той же схеме - с обоснованием хода решения или с выбором ответа из приведенной их совокупности. Кроме того, практика показывает, что традиционная оценка направлена на измерение какого-либо отдельного типа интеллекта: например, логико- математического - при обучении математике, лингвистического - при обучении языку и т.д. Оценка преимущественно индивидуальна и не учитывает групповых учебных достижений. Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, многообразие способов составления оценочных заданий, измерение различных форм интеллекта, включение, наряду с индивидуальными, групповых и командных результатов учебной деятельности и т.п.
^ Количественность - качественность. Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся. Более того, в некоторых случаях она дает искаженную картину скорее степени прилежания и дисциплинированности, нежели уровня творческих качеств (например, смекалки и находчивости). Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и многое другое. При этом качественной оценочной информации, полученной в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности, как правило, придается несущественное значение, и она не оказывает особого влияния на итоговую оценку. Качественная составляющая позволит значительно обогатить оценку, отразить "невидимые" моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей. Разве можно количественными показателями измерить блеск в глазах ребенка, его эмоциональное отношение к решению заинтересовавшей его проблемы, искренность его желаний и стремлений учиться лучше и знать больше? Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки поможет перенести акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на перспективный потенциал его как субъекта процесса непрерывного самообразования.
^ Жесткость - гибкость. Традиционная система жестко детерминирована директивными нормативами (стандартами, средствами оценки, временным фактором и т.д.). Безусловно, в этом есть много положительных моментов: в частности, они помогают унифицировать оценку и сделать ее более объективной. В то же время жесткость оценки порождает ряд негативных явлений. Так, у учащихся формируется "иждивенческий" менталитет: что оценивается - то и надо учить; выигрывает тот, кто делает все быстро (иногда в ущерб качеству). Не принимается во внимание, что творческий фактор всегда вступает в противоречие с установлением заранее заданных рамок деятельности. При новом подходе предполагается, прежде всего, оценивать все, что учащийся знает и умеет, причем широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестает быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов. Он уступает место фактору эффективности образования. Поэтому переход к гибкой системе оценки потребует переосмысления многих традиционных организационных моментов в образовании (составление расписания, структура формирования учебных групп, система оценивания промежуточных и итоговых работ и т.д.).
^ Искусственность - естественность. Процедура большинства традиционных форм оценивания искусственна и, более того, носит ярко выраженный стрессовый характер для обучаемых. Как правило, она жестко регламентирована местом, временем и проводится под усиленным контролем учителя или комиссии. Опыт показывает, что в таких условиях большинство учащихся (из-за излишнего волнения, стесненности временем и обстоятельствами и др.) не могут продемонстрировать даже те знания и умения, которыми они на самом деле владеют. Истинное оценивание, должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки-беседы, оценки-интервью, оценки-диалога и т.д. Очень важно в количественно-качественную характеристику учебно-познавательной деятельности учащегося включать результаты наблюдений за его учебной работой в обычных условиях (совместная работа над заданием или проектом в группе, обсуждение того или иного вопроса с одноклассниками, комментарии и вопросы, которые он задает во время фронтального обсуждения, и т.д.). С этой же точки зрения достаточно информационными и полезными могут оказаться неформальные заметки или дневниковые записи учащегося по данному предмету.
^ Оценка - самооценка. При традиционном оценивании все нити контроля полностью находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается. При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признается их право на самооценку, усиливается элемент их самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролера трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.
^ Сравнительный анализ традиционного и нового видения системы оценки
Традиционная система оценки
Новое видение системы оценки
1. Оценка как процесс субъект-объектного взаимодействия
2. Оценивается конечный результат
3. Оценка осуществляется дискретно
4. Результат оценки - количественная отметка
5. Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме
6. Оценивается фрагментарное знание и узкоспециальное умение
7. Учитель выступает в роли судьи и контролера
8. Взаимодействие учителя и учащегося исключается в процессе оценки (контрольной или итоговой работы)
9. Оценка преимущественно осуществляется учителем
10. Основной акцент делается на объективности оценки
12. Акцентируется внимание на том, что учащийся не знает и не умеет
13. Оценивание часто носит сравнительный характер в пределах класса (группы)
14. Оценивается один тип интеллекта в пределах данного предмета
15. Оценивание ограничено отдельным средством (контрольной работой, тестом и т.д.)
16. При оценивании преобладают задания с одним заранее предусмотренным правильным ответом 17. Оцениваются фиксированные учебные достижения 18. Оценивание преимущественно индивидуально
19. Суть оценки - демонстрация ошибки
20. Оценивание проводится в искусственных, стрессовых для учащихся условиях
21. Нити контроля и оценки находятся в руках у учителя
22. Учитель указывает на ошибки и пробелы в знаниях и умениях учащегося
23. Приоритет фактора времени в оценке
24. Жесткость как следствие количественности оценки
25. Качественная оценочная информация (наблюдения, беседа, интервью...) не существенна при оценке
26. Оценка оторвана от контекста обучения
27. Формируется "иждивенческий" менталитет у учащегося: что оценивается, то и надо учить
28. Количественная внешняя оценка - мера знания
29. Ценность чистовиков как конечного варианта работы
30. Акцент на достижении как конечном показателе эффективности обучения
31. Оценка как функция одной переменной
1. Оценка как процесс субъект-субъектного сотрудничества
2. Оценивается процесс движения к результату
3. Оценка осуществляется непрерывно
4. Результат оценивания - количественно-качественная многомерная характеристика учебных достижений
5. Оценка - системна и межпредметна
6. Оценивается широта и глубина прикладных (жизненных) знаний и умений
7. Учитель выступает в роли адвоката и консультанта
8. Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, поощряется в процессе оценки
9. Всячески поощряется самооценка и взаимооценка учащихся
10. Основной акцент переносится на гибкое сочетание оценки и самооценки
11. Оценка гибко структурирована и представляет собой открытую систему
12. Акцентируется внимание на том, что учащийся знает и умеет
13. Оцениваются индивидуальные уникальные характеристики учащегося безотносительно к достижениям других учащихся
14. Оцениваются различные типы интеллекта, его множественность
15. Оценивание предполагает использование многообразных средств (учебные портфолио)
16. При оценивании поощряется использование "открытых" заданий с возможными вариантами ответов
17. Принимаются во внимание приложенные усилия к достижению учебного результата
18. Наряду с индивидуальной поощряется групповая, командная оценка
19. Суть оценки - предупреждение ошибки и обучение на ошибках
20. Оценивание проводится в естественных для учащихся условиях, помогающих снимать стресс и напряжение
21. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку
22. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением
23. Гибкость временных рамок в процессе непрерывного обучения
24. Качественность оценки требует гибкости организационных структур (форм обучения, расписания, компоновки учебных групп, графика промежуточных и итоговых работ...)
25. Важность качественной информации (эмоциональный фактор, инициатива, отношение к предмету...) при оценке
26. Устойчивое взаимовлияние: непрерывное обучение - непрерывная оценка
27. Поощряется выход за пределы учебной программы и стандартов 28. Объективная самооценка - индикатор знания
29. Ценность не только чистовиков, но и черновиков как рабочего варианта
30. Акцент на развитии учащегося как непрерывном процессе самообразования 31. Оценка как равнодействующая функций многих переменных
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}