Современные технологии обучения и их использование в колледже
Современные технологии обучения и их использование в колледже
Образование в нашей стране вступило в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения и их использование в колледже»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КОЛЛЕДЖЕ
И.В.Засыпалова, преподаватель высшей категории кафедры «Экономические дисциплины и информационные технологии» ОАНО ВПО «Волжского университета имени В.Н.Татищева», г.Тольятти, Россия
Образование в нашей стране вступило в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих, из стоящих перед системой образования на современном этапе, задач невозможна без использования методов и средств информатизации. С другой стороны, сама постановка таких задач создает условия для наиболее полного и эффективного раскрытия потенциальных возможностей информатизации образования.
Важной закономерностью современного этапа развития общества является технологизация социального пространства, т.е. развитие и все более широкое распространение различного рода технологий во всех сферах жизни и деятельности человека.
Центральное место сегодня отводится информационным технологиям в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
Современная информатизация образования рассматривается как процесс обеспечения сферы образования теорией и методикой разработки и оптимального применения средств и методов новых информационных технологий (НИТ), что позволяет:
- обеспечить подготовку студентов к широкому и эффективному использованию компьютеров, средств НИТ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности;
- создать методические системы обучения, ориентированные на эффективное развитие мышления, интеллектуального потенциала обучаемых, их склонностей и способностей, овладение видами деятельности, отвечающим потребностям формирующегося информационного общества;
- интенсифицировать учебный процесс за счет индивидуализации обучения, развития познавательной активности обучаемых, мотивации обучения.
Таким образом, «технология» есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает в себя также и мастерство, искусство осуществления процесса. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операции с использованием соответствующих средств и реализацией необходимых условий.
Понятие «новые информационные технологии» появилось в связи с развитием информатизации общества, базирующейся на средствах вычислительной техники. Новые информационные технологии предполагают использование различных технических средств, центральное место среди которых принадлежит компьютеру. Следует заметить, что понятие информационные технологии относится не только к компьютеру, а включает в себя всю совокупность методов и средств, ориентированных на сбор, хранение, передачу, обработку и представление информации
Следовательно, «технология обучения» - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких показателей в обучении.
Структурными составляющими такой системы являются:
• цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения;
• содержание обучения;
• средства диагностики и контроля состояния результатов обучения;
• методы обучения;
• организация учебного процесса;
• средства обучения;
• обучаемые (студенты);
• преподаватель;
• результат деятельности.
Анализ возможностей и дидактической целесообразности использования средств новой информационной технологии в обучении опирается на психолого-педагогическую концепцию применения педагогических программных средств в учебном процессе.
Педагогические программные средства (ППС) обладают теми свойствами, которые определяют эффективность использования компьютера в учебном процессе.
Во многих психолого-педагогических и методических исследованиях отмечается, что компьютер позволяет значительно усилить мотивацию учения, развить интерес и познавательные потребности обучаемых.
Это обусловлено,
во-первых, прежде всего возможностью организовать деятельность, общение с компьютером в интерактивном режиме;
во-вторых, способностью компьютера поощрять правильные решения и реагировать на ошибки, не прибегая при этом к негативным оценкам, которыми часто злоупотребляют преподаватели;
в-третьих, возможностью для студента самому выбирать уровень сложности материала. Все это позитивно сказывается на мотивации учения.
Компьютер во многом позволяет устранить одну из причин негативного отношения к учебе - пассивность обучаемых, связанную с непониманием сути изучаемого материала, значительными пробелами в знаниях и т.д. Это связано с такой формой представления материала в учебных программных средствах, что студент всегда имеет возможность обратиться к компьютеру за помощью, получить справку, дополнительную информацию, «подсказку», пример решения типовой задачи.
Специфика реализации основных дидактических принципов применительно к использованию новых информационных технологий (НИТ) в обучении.
1. Принцип научности является одним из основных дидактических принципов. Из принципа научности вытекает требование программно-деятельностной постановки компьютерного обучения, т.е. требование преимущественного использования НИТ в формировании мыслительных процессов.
2. Принцип системности, из которого вытекает требование выделять в объектах или явлениях, представляемых с помощью средств НИТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представлять объект в целостном виде; при этом алгоритм деятельности обучаемого должен отражать логику системного анализа объекта.
3. Принцип активности должен указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности обучаемого. Таким критерием является адекватность содержания действий студента усваиваемым знаниям, причем активность выступает как требование не только воспроизведения студентом предметных действий, но и собственно познавательных действий, в ходе которых происходит усвоение предметных умений.
Средства информационных технологий не могут внедряться в технологии обучения просто взамен традиционных средств обучения. Они оказывают существенное влияние на все компоненты технологии обучения, создают объективные предпосылки и возможности для разработки принципиально новых технологий.
Одна из наиболее обоснованных представляется классификация НИТ, включающая в себя следующие типы:
1. Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы.
2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотеки, накопителей на оптических дисках.
3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.
4. Распределенные базы данных по отраслям знаний.
5. Средства телекоммуникации, включающие в себя, электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т д.
6. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
Различают следующие типы педагогических программных средств (ППС):
- обучающие ПС, методическое назначение которых - сообщение суммы знаний, формирование умений и навыков учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;
- предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
- ПС - тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки;
- информационно-справочные, информационно-поисковые ПС (системы), представляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации;
- имитационные ПС, представляющие обучаемому определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров;
- моделирующие ПС произвольной композиции, представляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенного аспекта реальности;
- демонстрационные ПС, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними;
- игровые ПС, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действий;
- досуговые ПС, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.
Главными направлениями формирования перспективной образовательной модели, как представляется, могут стать следующие:
- фундаментализация образования на всех его уровнях и существенное развитие высшей школы как института, основу которого должны составить крупные университеты;
-реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия уже формирующегося в передовых странах мира информационного общества;
- широкое использование методов инновационного и развивающего образования, направленных на раскрытие творческого потенциала личности;
- повышение доступности качественного образования для самых широких слоев населения за счет использования систем дистанционного обучения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. «Технология обучения» представляет собой интерактивную систему, включающую упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогические целеопределенные, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.
2. Внедрение средств НИТ в учебный процесс синициировало создание новых методов обучения. Анализ этих методов позволяет отметить, что наиболее перспективными среди них являются:
- обучение на основе информационных ресурсов;
- учебное компьютерное моделирование;
- обучение посредством телеконференций.
3. Дидактические возможности средств НИТ (вариативность предъявления содержания обучения, визуализация учебной информации, интерактивный режим и т.д.) обуславливают эффективность их применения в учебном процессе, которая особенно актуализируется в условиях перехода к системе непрерывного образования, характеризующейся существенным возрастанием роли этапов самообразования, индивидуализации и дифференциации обучения.
Библиографический список:
1. Андрущак Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах. // Вопросы экономики, 2010, №6