kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные технологии воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит материал о современных технологиях воспитания современных школьников,как начальной ступени, так и старшей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии воспитания»

Современные воспитательные технологии

Процесс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и освоения новых идей и технологий, использование возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

Появилась возможность использовать множество новых педагогических идей и технологий.

Существует большой класс современных воспитательных технологий:

- педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;

- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;

- педагогические технологии на основе усиления социально- воспитательных функций;

- педагогические технологии на основе современных информационно - телекоммуникационных средств;

- технологии развивающего образования.

Один из главных признаков, по которому различаются все педагогические технологии - мера её ориентации на ребёнка, подход к ребенку.

Применение новых технологий в ОУ:

Технология воспитывающего обучения (Г.К. Селевко)

Это обучение, при котором достигается оптимальная связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, усваиваемому учебному материалу

  • Целеполагание;

  • Концептуальные основы совокупности педагогических идей;

  • Деятельность;

  • Система отношений между всеми участниками воспитательного процесса

  • Управление;

  • Комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным
    целям.

Воспитательные аспекты урока:

  • Личность учителя

  • Оптимизм, юмор

  • Отношение к людям

  • Отношение к миру

  • Отношение к вещам

  • Педагог строит отношения с учениками на основе

  • Толерантности

  • Умений и навыков групповой работы

  • Умения слушать и слышать другого


Технология воспитания (Н.Е.Щуркова)

Щуркова Н.Е. характеризует технологию как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей».

Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видов

деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (к Родине, людям, труду, к себе).

Воздействие определяется педагогическими целями, обстоятельствами. Организация воздействия, отмечает автор, всегда творческий акт, потому что число переменных, подлежащих учету в момент воздействия, очень велико, их сочетание бесконечно.

Педагогическое воздействие не допускает манипулирования сознанием и отношениями воспитанника.

Педагогическое воздействие предполагает предоставление воспитаннику возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.

Педагог должен для этого разбудить активность детей, вооружить их способами осуществления деятельности, так как только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности; отказаться от постоянной опеки воспитанников, от принятия ответственности на себя (учителей и родителей) за все, что бы ни совершали дети, предоставить им возможность самостоятельно принимать решения.

Чтобы воспитательный процесс был успешным, необходимо

профессиональное освоение педагогом всех трех блоков: теоретического, методического и технологического в их органическом единстве и нерасторжимости.

«Концепция педагогической поддержки детей в образовании» (О.С. Газман)

Цель работы: воспитать нравственную свободную личность, способную к самореализации и к самоопределению.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать ситуацию, сложившуюся в классе к концу года.

  • Диагностировать трудности и проблемы в классе.

  • Найти пути и приёмы перевода любой проблемной ситуации в плоскость нравственного противоречия и его практического разрешения.

  • Смоделировать и осуществить на практике педподдержку каждого ученика в классе.

  • Проводить мониторинг промежуточных результатов процесса педподдержки и корректировать свою деятельность по нравственному воспитанию школьников.

  • Совместно с ребёнком проводить рефлексию - обсуждать успехи и неудачи процесса педподдержки, осмысливать новый нравственный опыт.

Внедрение в практику учителя данной технологии позволяет сделать вывод о том, что использование технологии педагогической поддержки в качестве основного средства нравственного воспитания позволяет классному руководителю:

  • Дифференцированно подходить к воспитанию учеников класса, учитывая их индивидуальные психологические особенности и индивидуальный нравственный опыт;

  • любую проблемную или конфликтную ситуацию в классе переводить в
    нравственную плоскость и искать нравственные пути разрешения конфликта;

  • повышать социальный статус учеников, что способствует улучшению
    социально-психологического климата в классе;

  • развивать у учеников способность к самоанализу как важнейшему условию их самоопределения и самореализации.

  • воспитывать в каждом ученике нравственную свободную личность,
    способную к самореализации и к самоопределению.

Таким образом, система воспитания должна быть ориентирована на развитие нравственного самосознания ребёнка. Достичь этого можно при помощи так называемого воспитывающего обучения, то есть такой системы занятий, которая направлена на организацию самопознания и саморегуляции растущей личности, обучение её способам работы над собой, на осознание, осмысление и выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих.

Гуманистическая воспитательная система (В.А. Караковский)

В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир. Земля.

Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности.

В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

«Педагогика общей заботы» как воспитательная система.

Идея «педагогики общей заботы» была выдвинута И.П.Ивановым, Ф.Я.Шапиро и их последователями в конце 50-х гг. XX в. В основе ее положены принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» поддерживала такие идеи коллективного творческого воспитания, как единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема при помощи специальных средств (символы, традиции, обряды). Развиваясь во внешкольной среде, данная методика строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы.

Важной составляющей «педагогики общей заботы», — это методика коллективной творческой деятельности (КТД).

Коллективная творческая деятельность разнообразна по формам и содержанию. Эта деятельность направлена на служение людям, Родине, заботу о себе, близких и далеких людях. Ее идея становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов. Коллективное творческое дело — это совокупность разнообразных приемов и действий, выстроенных в определенной после­довательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и сотворчество, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности.

Идеи «педагогики общей заботы» находят отражение и в методике организации коллективной познавательной деятельности (КПД), на уроках и во внеучебное время, помогая успешно решать воспитательные и развивающие цели: формирование нравственных качеств личности, воспитание познавательной активности и самостоятельности, коммуникативных умений на основе индивидуальных интересов и способностей.

Организация коллективной познавательной деятельности включает следующие основные направления: создание широкого учебного актива, четкое управление совместной деятельностью, овладение методикой различных форм организации КПД.

Учебный актив выполняет разнообразные функции, например, ассистентов учителя на уроках и на внеклассных мероприятиях, лаборантов на практических занятиях, консультантов по предметам, оформителей учебных кабинетов и др. Коллективная познавательная деятельность осуществляется в различных формах: устный журнал, защита проекта, общественный смотр знаний и др. Работа в группах на уроках включает в себя элементы фронтальной и индивидуальной работы. Группы формируются из 4-6 человек, в них входят учащиеся с различным уровнем подготов­ленности. При формировании групп учитываются интересы и желания учащихся.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений воспитательной системы, выстроенной на основе «педагогики общей заботы», являются соуправление и самоуправление. Здесь главное — организация жизнедеятельности коллектива.

Как важнейшее условие воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (уважение, ответственность, требовательность).






  • Технология интеграции

Интеграция- это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач, создание условий для становления у учащихся личностно- многомерной картины мира и постижения себя в этом мире. Интеграция создаёт условия для выхода на более высокий уровень осмысления. Совершенствования, развития свободы мышления. На базе общего образования в школе используется технология интеграции- соединения в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества, что позволяет реализовать программу патриотического воспитания.

В программу обучения и воспитания учащихся кадетского класса входит валеологическое, эстетическое, художественное обучение, гражданское образование, специальная военная подготовка.

  • Тренинговые технологии

Главной целью тренинга является: развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, повышения уровня психологической культуры. Участники тренинга получают позитивную установку, опираются на положительные качества собеседника и признание его достоинств. Все разновидности тренингов направлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим возможностям. В школе используются коммуникативные тренинги, тренинги сплочения, тренинги лидерства, делового общения, управления конфликтом, тренинги социализации, тренинги личностного роста.

  • Технология дебатов

Технология «дебаты» способствует реализации целей:

Становление гражданского общества в России, развитие навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления, побуждение к участию в программе представителей общественности. Используемые модели: свободные дебаты, панельные дебаты в стиле телевизионного ток-шоу, симпозиум, «экспресс дебаты», модифицированные дебаты, круглый стол, аквариум.

Практика технологии дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, Социальное содержание. Здесь воплощается практика смещения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов. Сообщение при дебатировании воздействуют на различные уровни структуры, сознание слушателя.

  • Технология воспитания экологической культуры

Экология представляет собой интеграцию знаний и опыта деятельности человека при взаимодействии его с окружающей средой.

Целевые ориентации технологии: изучение закономерности в природе «природа- человек- общество»; использование природы как воспитательного средства; воспитание экологической культуры; вытеснение потребительского отношения к природе осознанием личной ответственности за её состояние; единение человека с природой превращение окружающего мира в объект постоянной заботы людей. Направление природоохранной деятельности: педагогически организованное общение детей с природой, исследовательская деятельность, природоохранное просвещение, профилактическая работа, детские экологические движения, проекты, мониторинг окружающей среды.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Современные технологии воспитания

Автор: Петрова Олесья Александровна

Дата: 24.06.2021

Номер свидетельства: 584079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Статья на тему "Современные технологии на уроках ИЗО.Французские мастерские."
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_sovriemiennyie_tiekhnologhii_na_urokakh_izo_frantsuzskiie_masti"
    ["file_id"] => string(6) "391336"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486996156"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Проектная методика как одна из современных технологий при обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(97) "proiektnaia-mietodika-kak-odna-iz-sovriemiennykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "241409"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445247926"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Применение современных активных технологий воспитания   в системе работы с группой обучающихся "
    ["seo_title"] => string(113) "primienieniie-sovriemiennykh-aktivnykh-tiekhnologhii-vospitaniia-v-sistiemie-raboty-s-ghruppoi-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108776"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403855515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая статья "Использование современных технологий в преподавании химии" "
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-stat-ia-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-priepodavanii-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "114734"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411647414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»"
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-eliemientov-sovriemiennykh-tiekhnologii-v-obuchienii-mladshiego-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "326716"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463299688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства