Сколько существует обучение? Столько, сколько существует человечество, так как необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда. В далеком прошлом передача знаний-умений-навыков шла непосредственно от родителей к детям. Затем появилась школа как социальный институт обучения и воспитания подрастающего поколения.
Сначала была «школа зубрежки»: вот тебе учебник, выучи от сих до сих. Затем, чтобы добиться подлинного понимания учебного материала, педагоги начали его объяснять – четко, логично, наглядно. Родилась «школа объяснения», основная цель которой – прочные знания учеников. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование весьма успешно решало вполне определенные задачи.
Во второй половине ХХ века появилась идея развивающего обучения, суть которой заключалась в том, что от учителя требуется не только дать детям образование в виде системы ЗУНов, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность.
В настоящее время информационное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Постоянно происходящие в современном мире изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности.