kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая статья "Использование современных технологий в преподавании химии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сколько существует обучение? Столько, сколько существует человечество, так как необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда. В далеком прошлом передача знаний-умений-навыков шла непосредственно от родителей к детям. Затем появилась школа как социальный институт обучения и воспитания подрастающего поколения.

Сначала была «школа зубрежки»: вот тебе учебник, выучи от сих до сих. Затем, чтобы добиться подлинного понимания учебного материала, педагоги начали его объяснять – четко, логично, наглядно. Родилась «школа объяснения», основная цель которой – прочные знания учеников. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование весьма успешно решало вполне определенные задачи.

Во второй половине ХХ века появилась идея развивающего обучения, суть которой заключалась в том, что от учителя требуется не только дать детям образование в виде системы ЗУНов, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность.

В настоящее время информационное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Постоянно происходящие в современном мире  изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Использование современных технологий в преподавании химии" »

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ


Коновалова Ирина Митрофановна


Нет ничего нового под солнцем,

но есть кое-что старое, чего мы не знаем.

Лоренс Питер,

американский педагог


Сколько существует обучение? Столько, сколько существует человечество, так как необходимость передавать потомкам накопленный опыт была, есть и будет всегда. В далеком прошлом передача знаний-умений-навыков шла непосредственно от родителей к детям. Затем появилась школа как социальный институт обучения и воспитания подрастающего поколения.

Сначала была «школа зубрежки»: вот тебе учебник, выучи от сих до сих. Затем, чтобы добиться подлинного понимания учебного материала, педагоги начали его объяснять – четко, логично, наглядно. Родилась «школа объяснения», основная цель которой – прочные знания учеников. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование весьма успешно решало вполне определенные задачи.

Во второй половине ХХ века появилась идея развивающего обучения, суть которой заключалась в том, что от учителя требуется не только дать детям образование в виде системы ЗУНов, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность.

В настоящее время информационное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Постоянно происходящие в современном мире изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности.

Поэтому сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса: школа объяснения знаний (традиционная школа) постепенно уходит в прошлое. Активно набирает силу школа нового исторического типа – школа развития.

В настоящее время в системе образования реализуется важный этап инновационного развития, связанный с введением федерального государственного образовательного стандарта. Особенностью ФГОС является курс на переход от репродуктивной деятельности к исследовательской на основе системно - деятельностного подхода и акцента на воспитательных функциях образовательного процесса.

В основе деятельностного способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность. Поэтому акцент в развитии современных педагогических технологий во всех развитых странах мира делается на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение этих задач возможно только при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении.

Итак, важнейшие особенности введения нового образовательного стандарта: ориентация стандарта на конечный результат и реализация парадигмы деятельностного развития. Необходимость достижения качественно новых результатов образования, определяемых стандартом, означает, что и образовательный процесс должен претерпеть определенные изменения. Если основная учебная деятельность обучающихся будет сведена к восприятию информации, сообщаемой учителем в готовом виде, и ее последующему запоминанию в ходе выполнения репродуктивных заданий, не будут сформированы готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, к поиску смыслов учебной деятельности, к самоорганизации и саморегуляции, умение размышлять, вести самоконтроль и самооценку и другие необходимые учебные действия.

Это означает, что и выбор технологий обучения не может вестись учителем произвольно. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что учителям химии в ближайшем будущем предстоит сложная работа по приведению своей профессиональной деятельности в соответствие с требованиями ФГОС.

В приказе Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» указано, что учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение.

Я считаю, что проблемное обучение является важнейшей характеристикой современной школы развития, так как основной метод  проблемного обучения – деятельностный (ученики не получают знания в готовом виде, а совместно с учителем открывают их). В своей педагогической практике я уже не первый год использую технологию проблемного обучения. В моем понимании, педагогическая технология есть ответ на вопрос «как учить?». Мое педагогическое кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».

Проанализируем, как работают дети, т.е. сравним учебную деятельность. На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а на этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – «пришел, услышал, заучил» - является репродуктивной.

На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, самостоятельно формулируют определение, а на этапе воспроизведения выполняют продуктивные задания. Такая учебная деятельность – деятельность открытия и создания – является творческой.

Следовательно, образовательная цель обоих уроков была одинакова: обеспечить знание понятия «реакция обмена». Но на проблемном уроке ученики усвоили новое знание творчески, а на традиционном – репродуктивно.

Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный.

Однако хорошие знания школьников не единственное, к чему стремиться учитель на уроке. От современного учителя требуется также развивать возможности своих учеников (развивающие цели урока), воспитывать их личность (воспитательные цели урока). На традиционном уроке мышление и речь развиваются слабо, творческие способности не появляются вообще, а личность складывается инертная, пассивная, зависимая. На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь; осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности; отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают бойцовский характер.

Так что проблемный урок и традиционный – две большие разницы: разница в учебной деятельности дает разницу в результатах. Однако подготовка и проведение уроков по технологии проблемного обучения (деятельностной направленности) является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных, но в тоже время и сложных проблем.

Я считаю, что для осознанного освоения технологии проблемного обучения учителю нужны, прежде всего, прочные профессиональные знания. Однако даже самых прочных знаний не достаточно. Например, все знают, что надо вести активный образ жизни, делать зарядку, больше находиться на свежем воздухе, рационально питаться, не пить, не курить! А кто реально ведет здоровый образ жизни? Человеку мало знать, что и как делать. Требуется еще и желание применять свои знания!

Введение новых стандартов потребует от большинства учителей перестроить мышление, выйти за рамки своего предмета, перестать быть транслятором готовых знаний, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. С целью включения в инновационную деятельность по внедрению технологии деятельностного подхода в обучении, необходимо непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителя. Новые стандарты – новое качество работы учителя!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая статья "Использование современных технологий в преподавании химии"

Автор: Коновалова Ирина Митрофановна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства