kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Совместное творчество педагога и одаренных обучающихся в учебной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе остро ощущается разница между учениками.  Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.

Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Совместное творчество педагога и одаренных обучающихся в учебной деятельности" »

Совместное творчество педагога и одаренных учащихся в учебной деятельности

В современной школе остро ощущается разница между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.

Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями.

Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя – для них желанная умственная игра, состязание. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать. В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, внедрения современных технологий в экономику, востребован конкурентно-способный выпускник, поэтому внимание к детям, опережающий сверстников – актуальнейшая задача школы.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Существуют специальные виды одаренности : академические, художественные, творческие, лирические, танцевальные, музыкальные, психомоторные, более широкая – общая умственная одаренность.

В сотворчестве с учителем ребёнок является субъектом инициативы. Сотворчество будет эффективным, если:

  • интересы и усилия направить на разрешение проблем ребёнка,

  • есть готовность к совместному исследованию проблемы,

  • наличие (знаний, умений, ресурсов) ребёнка и педагога для решения проблемы.

Для того чтобы учащийся и учитель добились результативности в учебной деятельности, необходимо знание психологических особенностей учащихся, степень развития его психических функций, мотивации к учебной деятельности, знать какой вид одарённости преобладает у ребёнка.

С первых месяцев обучения выявляются педагогом-психологом на основе диагностического обследования, анкетирования родителей учащихся, опроса учителей, руководителей кружков способные, потенциально-одаренные, одаренные дети. Мною заполняется приведенная ниже таблица. Это необходимо, так как есть дети с нераскрытой, т.е. незамечаемой учителями и родителями одарённостью. После выявления художественных, танцевальных, музыкальных способностей рекомендую родителям дополнительное образование. Необходимо создать для детей особую развивающую среду, где достаточно эффективно происходит творческое и личностное развитие. Как правило, наличие одних способностей влечёт за собой развитие других.

Общие интеллектуальные способности

Художественные способности

Творческие способности

Лидерские способности

Танцевальные, музыкальные способности

Спортивные способности

Васильев А

Гаймаков Э.

Васильев А

Васильев А

Каюмов А.

Ахмадуллин Д.

Вахитов А.

Ганиев Э.

Вахитов А.

Вахитов А.

Салахов Т.

Вахитов А.

Каюмов А.

Латыпова А.

Латыпова Ю.

Хамадаминова Л.

Шайхутдинова А.

Закиров И.

Хамадаминова Л.

Латыпова Ю.

Хамадаминова Л.

Шамсутдинов И.

Шамсутдинов И.

Хайфуллина К.


После детального изучения каждого ребёнка, выделяю группы с высоким уровнем творческого мышления, низким, средним.

При планировании урока методически строю его, ориентируясь на различный уровень способностей учащихся. С первых дней обучения обращаю внимание на детей с общей умственной одарённостью, в противном случае, у них может потеряться интерес к школе, снижается мотивация к учебной деятельности. Задания, как правило, даю нестандартные, творческого характера, воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления. Очень интересны задания ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу); задания «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику.

Пример: 10-6. Найдите значение разности. (4, 4, …3, 4). У Вовы – 3, и у меня 3. Кто с нами согласен? В классе обязательно поднимется несколько рук и ропот протеста. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точке зрения, основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания – на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.

Такие задания воспитывают привычку доверять себе не менее, чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

Пример:

– Какое слово длиннее: час или минута, мышка или мишка, усы или ушки?
– В каком слове звуков меньше слон или воробей
– Есть ли твердые согласные в слове «кирпич»?
– Правда, что корова и теленок, однокоренные слова?

Отчетливое различие точек зрения на слово можно воспитывать у школьника, если практически на каждом уроке ученики работают с заданиями – «ловушками».
Применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, использую такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволяют достаточно четко планировать свою деятельность на занятиях со способными детьми и, следовательно, повышать уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем.

Побуждаю и поощряю детей к самостоятельному поиску и составлению заданий. Например, с 1 класса, составление кроссвордов, загадок, ребусов занимает особое место в системе дидактических игр, применяемых на уроках. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше самими собой, т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При выполнении данных видов работ я обязательно озвучиваю автора, что, во-первых, повышает самооценку ученика, а, во-вторых, возникает элемент соревнования, в результате которого повышается творческая активность. Младшие школьники с удовольствием, с интересом решают эту творческую задачу. При этом развивается и обогащается речь детей.

Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; умение рассуждать логически и пользоваться понятиям. Первое, из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Например, работая над развитием связной речи, использую различные виды пересказа: краткий, творческий, выборочный. На уроках чтения использую творческие задания:
– чтение по ролям, инсценирование,
– прошу сочинить предысторию или продолжить события,
– превратить рассказ в сказку;
– задаю вопросы на ассоциации: «Когда ты слушал это стихотворение, чей голос тебе представлялся? Какую музыку ты услышал? Попробуй изобразить музыку красками»;
– отгадай стихотворения по детским рисункам;
– поощряю любой вид творчества: сочинение стихов, сказок.

Активно использую проектную деятельность в личностно-ориентированном обучении.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.

При выполнении проекта учащимися меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта выступаю в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределённости активизирует познавательную деятельность учащихся. Процесс выдвижения гипотез всегда сопряжён с поиском, в котором проявляется момент сомнения. И именно сомнение у детей с высоким интеллектуальным развитием выступает как стимул для дальнейшей исследовательской активности, развивает исследовательские способности учащихся, формирует умение самостоятельно работать с литературой, знакомит с состоянием проблемы в науке, ребенок учится анализу источников. Т.о. подготовка учебно-исследовательских работ формирует навыки абстрактно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение), развивает умение творчески осмыслить проблему, самостоятельно найти критерии для этого, воспитывает осознанное отношение к культурно-историческим ценностям.

Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Помимо рекомендованной литературы по программе такие дети, как правило, читают что-то еще, они с интересом читают информацию об одних и тех же событиях по разным источникам, часто противоречащим друг другу. Поэтому у моих детей заведены «папки открытий», в которые они заносят интересную для них информацию на протяжении обучения в начальной школе. Полученной информацией дети делятся на уроках, внеклассных занятиях.

Из года в год веду детей к более высоким рубежам. Мы с ребятами неоднократно давали открытые уроки для педагогов и родителей. В подготовке и проведении уроков я старалась задействовать всех обучающихся под руководством способных детей. Они находились в поиске материалов, их отборе, подготовке вопросов в своих группах, систематизировали свои исследования по теме урока. Надо было видеть счастливые лица многих учеников, когда они слушали отзывы присутствующих о их деятельности, все поняли, что я и мои ребята – одна «Команда», которая справится с любой задачей.

Сейчас мои выпускники обучаются в 5-ом классе. Я спокойна за них, потому что они обладают высоким уровнем знаний, творческой инициативой, самостоятельностью.

А у меня первый класс и надо начинать всё сначала, но каждый раз по-новому.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Совместное творчество педагога и одаренных обучающихся в учебной деятельности"

Автор: Кадырова Лариса Раисовна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(75) "nauchno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-rabotie-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "124585"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414746064"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе "Компьютерная азбука" "
    ["seo_title"] => string(114) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-nachal-noi-shkolie-komp-iutiernaia-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "109540"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404728165"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства