kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для классного руководителя. В содержании раскрываются основные направления и ценностные основы воспитания в современном образовании, приводятся примеры ведущих технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС".»

Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС

выступление на ШМО классных руководителей

учителя начальных классов Гальчиной Л.А.

МОУ «СОШ №3» г.о. Электросталь


1. Французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания:

«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»


В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы. Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач  духовно – нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Слайд

Приоритетная цель воспитания – воспитание ученика, востребованного современным обществом.

Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе.

Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями; создание самоуправления с целью достижения единства прав и обязанностей учащихся.


Слайд

2. Из прессы...

  • Российским учителям придётся не только учить детей, но и воспитывать «успешного гражданина России XXI века»

  • Школа должна стать добрее, человечнее.

  • Российский учитель должен стать воплощением гражданственности.


Слайд

Организация воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;

  • социально-педагогического партнерства;

  • индивидуально-личностного развития;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

  • социальной востребованности воспитания.


Слайд

Уклад школьной жизни

  • Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, которая реализуется в рамках одного отдельного курса или мероприятия.

  • Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимися настоящую Россию в её историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей.

Воспитывает весь уклад школьной жизни.

Слайд

Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребёнка.

Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив старается создать такой воспитательный и образовательный уклад детской жизни, при котором всё содействовало бы развитию личности ребёнка.

Слайд


Семья и школа – это союзники

Они должны идти навстречу друг другу.

Семья воспитывает и учит.

Школа – учит и воспитывает.

Слайд

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  2. Воспитание социальной ответственности и компетентности

  3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  5. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии

  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному

Слайд

Современный национальный воспитательный идеал

  • это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России

  • принимающий судьбу Отечества как свою личную;

  • осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны;

  • укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Портрет выпускника основной школы

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы):

-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей;

-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной деятельности для воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Слайд

Принципы и особенности содержания воспитании

  1. Принцип следования нравственному примеру

  2. Принцип диалогического общения

  3. Принцип идентификации

  4. Принцип системно – деятельностной организации воспитания

Слайд

Ведущие технологии

  • технология «Портфолио»

  • технология проектного обучения

  • личностно-ориентированная технология

  • технология здоровьесберегающая

  • технология учебной деловой игры

  • технология развития критического мышления

  • технология КТД ( по И. П. Иванову)

  • технология проведения учебных дискуссий

  • тьюторство – технология педагогической поддержки

  • технология создания ситуации успеха

  • шоу-технологии

  • ситуативные технологии

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации.

Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.

Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество.

В работе Куприянова  «формы  воспитательной работы  с детскими объединениями», автор делает акцент  на том, что сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые».

- Интеллектуальные марафоны, викторины, конференции.

- Кружки по интересам, факультативы.

- Состязание интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и т. д.).

- Выставки «Это сделали мы сами».

- Экскурсии на предприятия, в учебные заведения, институты для знакомства с профессией.

• Тренинги нравственного самосовершенствования;

• Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами республики;

• Поисковая работа;

• Шефская работа;

• Праздничные поздравления, сюрпризы, конкурсы.

дискуссии правовой и патриотической тематики;


  • Дебаты – одна из основных форм технологии проведения  дискуссий. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговой штурм», «аквариум», «междусобойчик». 

    Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии   личностно-ориентированного подхода  в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. 
    В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

  • Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова. 
    Цель – естественный характер обучения, школа для ребенка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей. 
    Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.

  •  Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). 
    Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 
    ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. 




6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гальчина Людмила Александровна

Дата: 07.08.2018

Номер свидетельства: 475628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства