"Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС".
"Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС".
Данный материал предназначен для классного руководителя. В содержании раскрываются основные направления и ценностные основы воспитания в современном образовании, приводятся примеры ведущих технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС".»
Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС
выступление на ШМО классных руководителей
учителя начальных классов Гальчиной Л.А.
МОУ «СОШ №3» г.о. Электросталь
1. Французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания:
«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»
В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы. Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно – нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Слайд
Приоритетная цель воспитания – воспитание ученика, востребованного современным обществом.
Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе.
Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями; создание самоуправления с целью достижения единства прав и обязанностей учащихся.
Слайд
2. Из прессы...
Российским учителям придётся не только учить детей, но и воспитывать «успешного гражданина России XXI века»
Школа должна стать добрее, человечнее.
Российский учитель должен стать воплощением гражданственности.
Слайд
Организация воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнерства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Слайд
Уклад школьной жизни
Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, которая реализуется в рамках одного отдельного курса или мероприятия.
Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимися настоящую Россию в её историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей.
Воспитывает весь уклад школьной жизни.
Слайд
Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребёнка.
Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив старается создать такой воспитательный и образовательный уклад детской жизни, при котором всё содействовало бы развитию личности ребёнка.
Слайд
Семья и школа – это союзники
Они должны идти навстречу друг другу.
Семья воспитывает и учит.
Школа – учит и воспитывает.
Слайд
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Слайд
Современный национальный воспитательный идеал
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России
принимающий судьбу Отечества как свою личную;
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны;
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Портрет выпускника основной школы
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы):
-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей;
-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной деятельности для воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
Слайд
Принципы и особенности содержания воспитании
Принцип следования нравственному примеру
Принцип диалогического общения
Принцип идентификации
Принцип системно – деятельностной организации воспитания
Слайд
Ведущие технологии
технология «Портфолио»
технология проектного обучения
личностно-ориентированная технология
технология здоровьесберегающая
технология учебной деловой игры
технология развития критического мышления
технология КТД ( по И. П. Иванову)
технология проведения учебных дискуссий
тьюторство – технология педагогической поддержки
технология создания ситуации успеха
шоу-технологии
ситуативные технологии
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации.
Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.
Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество.
В работе Куприянова «формы воспитательной работы с детскими объединениями», автор делает акцент на том, что сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые».
- Состязание интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и т. д.).
- Выставки «Это сделали мы сами».
- Экскурсии на предприятия, в учебные заведения, институты для знакомства с профессией.
• Тренинги нравственного самосовершенствования;
• Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами республики;
• Поисковая работа;
• Шефская работа;
• Праздничные поздравления, сюрпризы, конкурсы.
дискуссии правовой и патриотической тематики;
Дебаты – одна из основных форм технологии проведения дискуссий. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговой штурм», «аквариум», «междусобойчик».
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова. Цель – естественный характер обучения, школа для ребенка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей. Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.