Просмотр содержимого документа
«"Социализация трудных подростков, в условиях средней школы"»
Доклад на тему:
"Социализация трудных подростков, в условиях средней школы"
Подготовил: Жантимиров А.К.
Социальный педагог
2019
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивался с проблемой «трудных» детей. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей. Всем известно, что за последние годы
-возросло количество противоправных действий, чаще стали происходить кражи, порча имущества;
-количество преступлений, совершенных подростками увеличилось более чем в 2 раза;
-участились групповые драки, драки с причинением вреда здоровью, со смертельным исходом;
-за различные противоправные действия задерживаются не только мальчики, но и девочки.
Заметен рост различных форм отклоняющегося поведения и в нашей школе. Курение, сквернословие, пропуски уроков без уважительных причин, нежелание учиться, воровство, мелкое хулиганство – всё это имеет место быть и в нашем школьном детском сообществе. Растёт число так называемых «трудных» учащихся, у которых возникают проблемы и в обучении и в поведении. Всё это – результат ряда обстоятельств, прежде всего, недостатка эффективных систем общественного воспитания молодёжи и знания психолого-педагогических особенностей воспитания личности детей и подростков, как родителями, так и некоторыми педагогами. Поэтому как классный руководитель в план воспитательной работы я вношу мероприятия, направленные на работу с «трудными детьми».
План индивидуальной работы с обучающимися
Направление работы
Формы работы
Цель
Результат
Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации
1.Посещение семей
Обследование материально-бытовых условий проживания
Акты обследования
2.Помощь в оформлении документов в УСЗН на бесплатное питание
Содействие в обеспечении горячим питанием
Работа со слабоуспевающими детьми и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам
1. Посещение учебных занятий
2.Беседа с отстающими учениками и учителями предметниками по выявлению
трудностей в учебе
1. Контроль за успеваемостью детей
Работа с обучающимися, склонными к нарушению дисциплины
1.Вовлечение детей в кружковую работу
2. Контроль за свободным время-
препровождением
2.Наделение общественным поручением в классе
Комиссия «Поздравляем»
Комиссия «Милосердие»
Ежедневный контроль за поведением учащихся
Контроль за дисциплиной
Переписка с родителями через записи в дневнике
4.Беседы с родителями
Информирование родителей об успеваемости и дисциплине ребенка
Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта
Направление к психологу
Оказание помощи в стрессовых ситуациях
Индивидуальная работа психолога с обучающимися
Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как личности с его социализацией.
Система образования как основной социальный институт обеспечивает процесс интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Образование играет жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между человеком и окружающей средой, оно творит новое и запускает его в общество, которое становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.
Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в 40-х годах ХХ века, сейчас им оперируют и отечественные философы, социологи, педагоги и психологи.
Социализация – приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоения общественных норм и правил поведения, выбор личностью своей роли и позиции в общей системе социальных отношений и включение в эту систему через учение, труд, досуговую деятельность.
Выделяются 3 сферы, в которых осуществляется социализация личности:
Деятельность;
Общение;
Развитие самосознания.
Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется:
Семья и дошкольные образовательные учреждения;
Школа, ссузы, вузы;
Трудовой коллектив, спортшколы.
Существовавшие в недавнем прошлом в достаточном числе спортивные кружки, клубы физической культуры, секции при школах, а также детско-юношеские спортивные школы успешно помогали школе противостоять негативному влиянию окружающей среды. Однако сейчас эта помощь значительно ослабла. Ощущение же неопределенности, отсутствие ценностных ориентаций и предпочтений, ориентиров и целей, противоречивость взглядов на досуговую деятельность должно быть успешно нейтрализовано в школах должным уровнем разъяснительной воспитательной работы, грамотной организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой.
Сегодня школьная физическая культура вольно или невольно всё больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для большей части нынешнего поколения России эта ориентация – как проблема жизни и смерти, ибо она противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости.
Естественно, не следует преувеличивать роль школьной физической культуры в целостном разностороннем процессе социализации личности, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция, поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других педагогов, да и собственных родителей.
Я провела ассоциативный тест. Ученикам предлагаются названия ассоциаций, которые возникают у них на словосочетание «учитель физкультуры». Если у них на это словосочетание возникают положительные ассоциации, например, «солнце», «веселье», значит, общение с учителем положительно. Если же возникают ассоциации отстраненного характера: учитель ассоциируется, например, со «свистком», «лыжами», «мячами», и т. д., это говорит о том, что в отношениях учителя и ученика есть непонимание: безразличие со стороны взрослого и тревожность, обида, разочарование со стороны ученика. Отсутствие положительного взаимодействия учителя и учащихся приводит к нежеланию детей посещать школу, к потере интереса к учению. Обучающиеся моего класса выбрали положительные ассоциации.
Возникновение у ученика ассоциаций негативного свойства говорит о том, что в отношениях педагога и ученика не только нет взаимопонимания, но и налицо конфликтная ситуация. Если педагог хочет наладить отношения с учеником, он обязательно использует этот мини-тест для прогнозирования своего поведения.
Подростковый возраст характеризуется в психолого-педагогической науке как весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этом возрасте у подростка возникает физическое ощущение собственной взрослости. Отсюда у него проявляется новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения.
Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для формирования основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других.
Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя, тренера формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.
Таким образом, проведенные исследования показали, что занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в нравственное, эстетическое, духовное воспитание подрастающего поколения, ибо физическая культура включает в себя элементы всех аспектов социализации личности.