Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей
Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей
Хочу поделиться опытом работы по теме "Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей". Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям, социальным педагогам. В статье представлен алгоритм, технологии работы с неблагополучными семьями.
Технологии работы с неблагополучной семьей по этим блокам включают три уровня:
– диагностический;
– профилактический;
– реабилитационный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Максаев Сергей Александрович - социальный педагог
Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей
Семья – тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей обычно мы относим:
семьи с низким материальным достатком;
семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).
Общаясь с этими семьями в процессе работы можно сделать вывод: какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Как показывает опыт работы, подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Неблагополучным семьям по нормализации детско-родительских взаимоотношений считаю очень важной и выстраиваю по этапам.
Алгоритм работы с неблагополучной семьей
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентации.
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
7 этап: составление карты семьи.
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными службами.
9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей.
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи.
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Все эти этапы я связал в три блока. Технологии моей работы с неблагополучной семьей по этим блокам включают три уровня:
– диагностический;
– профилактический;
– реабилитационный.
Диагностический уровень.
Обязательными этапами диагностики являются:
сбор информации;
анализ информации;
постановка социального диагноза.
Конечно, диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
При проведении диагностики соблюдаю определенные принципы, выделяю наиболее важные из них.
Методологические принципы: а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации. Мы должны понимать, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе; б) это множественность источников информации и ее достоверность.
На данном этапе обязательно использую следующие диагностические методы: наблюдение; беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкеты (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить какие-либо параметры).
Также использую в диагностике:
ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;
экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного);
анализ документации – изучение документов – важная часть моей работы, он необходим для дальнейшей работы с семьей.
Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают
ее наличие), можно по состоянию ребенка, его внешнему виду.
Профилактический уровень.
На данном уровне моя деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, стараюсь объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Проводимые мною опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, нуждающегося в помощи специалистов.
Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловно необходима помощь в таких семьях родителям.
Организацию просвещения родителей этой категории направляю на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить подбирать соответствующие методы воспитания.
При налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых добиваюсь добровольного сотрудничества родителей со специалистами. Выстраиваю работу с родителями в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их антипедагогическое обращение с ребенком.
Также при планировании своей работы с родителями учитываю, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, мои действия должны быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике.
Таким образом, моя деятельность направлена на:
творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей в семье;
формирование способности осмыслить семейную действительность, умения
принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;
Я веду пропаганду ненасильственного воспитания, разъясняю родителям, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:
- хвалить детей за хорошие поступки;
- поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;
- разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
- вовлекать ребенка в процесс принятия решений;
- избегать пустых угроз;
- не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;
- не требовать от ребенка того, что он не может сделать; оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил; использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
Конечно, родители должны владеть и приемлемыми методами наказания. Некоторые из них я назову:
- нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;
- можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения;
- маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их и похвалить за выполненную работу и т.д.
Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не могут адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
К любой встрече с родителями необходима тщательная подготовка. Для этого стараюсь собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы с ее членами.
Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, стараюсь раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Рекомендую родителям больше наблюдать за своими детьми, так как наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.
Реабилитационный уровень.
Этот уровень важнейший в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения.
На индивидуальном уровне реабилитационной работыс родителями или с ребенком использую несколько технологий.
Консультирование – провожу методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания и т.д.;
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.
Социальный патронаж. Считаю, что патронаж – одна из универсальных форм работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную, психологическую, образовательную и др.
Перед посещением нахожу возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.
Обычно технология патронажа включает:
- предварительную подготовку встречи, постановку целей;
- предварительное оповещение о времени визита;
- представление и сообщение о цели визита;
- время посещения не должно быть чрезмерным – 20- 30 минут;
- подведение итогов. Если необходимо, совместно с родителями
- составляем акт о посещении.
Я, как социальный педагог нередко оказываюсь в ситуации, когда от меня ждут помощи. Например, при решении вопроса лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей и т.д. в этом случае необходим глубокий анализ семейной ситуации, сбор необходимой информации.
Также хочу отметить, что моя задача, как социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, для успешной деятельности я постоянно осваиваю новые методы и приемы работы с семьей, чтобы понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Считаю, что оказывая помощь другим людям, мы, должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны, признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей.