Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Лицей № 35"
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Система электронного мониторинга в образовательном процессе
Фамилия, имя, отчество автора:
Мингулова Эльвира Готлибовна
Должность:
учитель физики
Предмет преподавания:
физика
Нижнекамск
2014 г.
Концепция модернизации российского образования и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания. Важнейшим механизмом управления качеством образования, предоставляющим регулярную информацию о состоянии образования и позволяющим своевременно влиять на результаты через коррекцию образовательного процесса и условий его реализации, является мониторинг качества образования как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования. Мониторинг предполагает определенную форму организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности педагогической системы.
Эффективность педагогического процесса может быть оценена по его результатам. Для проведения оценки требуется иметь структурированную систему результатов образовательного процесса, построенную на основе структуры содержания образования и развитую диагностическую систему. Любой учитель, работающий в школе, несет две основные функции – учителя-предметника и классного руководителя. Конечно, для учителя является трудоемким осуществить мониторинг учебной деятельности каждого ученика и класса в целом вручную. А мониторинг является неотъемлемой частью работы учителя: без него невозможно следить за динамикой своей работы и делать ее анализ, прогнозировать результаты, не говоря о том, что при аттестации педагог обязан предоставить результаты исследований успеваемости учащихся за несколько лет. Поэтому хотелось бы процесс сбора, обработки и хранения необходимой информации сделать не таким трудоемким. Для этого автором была создана и апробирована в течение нескольких лет система электронного мониторинга.
АРМ (автоматизированное рабочее место) представлено в виде АРМ учителя-предметника и АРМ классного руководителя. АРМ учителя- предметника состоит из электронного журнала, мониторинга успеваемости, представляющего собой набор статистических данных за несколько лет, и мониторинга результатов контрольных срезов.
АРМ классного руководителя состоит из программ, позволяющих осуществлять контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, паспорта здоровья и диагностики уровня воспитанности.
В свою очередь мониторинг успеваемости учащихся включает текущий контроль, мониторинг успеваемости по итогам четверти, года и ведомость учета посещаемости.
Все программы, входящие в систему электронного мониторинга, созданы в программе Excel, имеют удобный и понятный интерфейс, к ним прилагаются небольшие инструкции по работе с ними. Рассмотрим вкратце возможности каждой программы. Более подробно технические особенности программ описаны в инструкции, прилагаемой к каждому шаблону в электронном варианте.
Программа "Мониторинг успеваемости" позволяет учителю-предметнику вести свою диагностику успеваемости по каждому классу по четвертям и по итогам года в течение многих лет. Все делается автоматически, учитель только вносит следующие данные: номер класса, количество учащихся, количество полученных за четверть в каждом классе пятерок, четверок и т.д. данные по классам. Компьютер автоматически просчитывает средний балл, процент успеваемости, качество знаний по каждому классу. В одном файле будут храниться данные за все годы по всем классам.
Для удобства пользователей, слабо владеющих программой Excel, ячейки, в которых заложены формулы и которые нельзя изменять, окрашены в серый цвет. Этот принцип используется во всех программах. Данная программа при подготовке к аттестации позволит очень быстро отобрать нужную информацию.
Для учителей начальных классов данный шаблон будет выглядеть иначе, поскольку класс у них один, но предметы они ведут разные. Ниже представлен фрагмент мониторинга для начальной школы.
Программа «Мониторинг контрольных срезов» дает возможность учителю-предметнику быстро сделать анализ проведенной контрольной работы, сравнивать результаты выполнения контрольных работ по темам, по параллели, по одному классу, вести учет допущенных ошибок, хранить информацию о проведенных контрольных срезах за длительный период.
Учитывая специфику начальной школы, был разработан другой шаблон анализа контрольных работ по изучаемым предметам.
Электронный журнал позволяет учителю-предметнику вести мониторинг успеваемости по каждому ученику и классу в целом, быстро сделать анализ проведенной контрольной, самостоятельной, лабораторной работы, вести учет пропусков, выполнения домашнего задания.
При помощи гиперссылок или ярлычков страниц можно перейти на нужную страницу, внести тему проведенной работы, отметить пропуски, выставить оценки, остальное произведется автоматически. Для удобства оценки при выставлении автоматически раскрашиваются в разные цвета в зависимости от номинала. Более подробная инструкция по работе с программой есть в электронном сопровождении.
Рассмотрим АРМ классного руководителя. Одна из основных функций классного руководителя – контроль за посещаемостью и успеваемостью, как класса в целом по каждому предмету, так и каждого учащегося в отдельности. Для текущего контроля была разработана программа «Текущий мониторинг успеваемости и посещаемости». Программа позволяет отслеживать уровень успеваемости и пропуски по каждому предмету. Учителю необходимо вписать фамилию ребенка, указать количество оценок разного номинала. В шаблоне заготовки для 30 человек. Можно использовать для распечатки к родительскому собранию или вклеивать в дневники учащимся.
В конце каждой четверти или полугодия классный руководитель должен подвести итоги успеваемости, сделать анализ, по каким предметам результаты улучшились, где ситуация наоборот стала сложнее, необходимо также отслеживать динамику успеваемости каждого учащегося. Для этих целей была создана программа «Мониторинг успеваемости класса», причем разработана она в двух вариантах – анализ ведется по четвертям или по полугодиям. Учитель только вносит список класса и оценки, остальное делается автоматически.
Автоматически формируется рейтинг класса.
Полученные данные позволяют очень быстро подготовиться к классному часу и родительскому собранию, наглядно продемонстрировать родителям результаты окончания четверти, причем затраты времени для обработки минимальны.
В конце года после заполнения всех страниц файла выстраиваются диаграммы.
В конце каждой четверти, полугодия и года классному руководителю необходимо заполнить в журнале ведомость учета посещаемости. Созданная программа позволит сделать это очень быстро. Учитель заполняет только белые ячейки, остальное делается автоматически.
Сейчас большое значение придается состоянию здоровья детей. Программа «Паспорт здоровья класса» предназначена для классного руководителя, позволяет хранить информацию о здоровье детей и вычислять средние данные по классу.
Программа «Уровень воспитанности» дает возможность быстро провести диагностику уровня воспитанности учащихся своего класса. Классный руководитель только выставляет баллы согласно критериям. Для удобства анализа результатов ячейки в зависимости от результата окрашиваются в разный цвет.
Разработанная система мониторинга используется автором и другими учителями МАОУ СОШ № 49 и других школ города Улан-Удэ, некоторые из данных программ размещены на авторском сайте Мингуловой Э.Г. Хотелось бы отметить, что при работе над мониторингом ряд идей было почерпнуто на сайте http://www.schoolsoft.ru/, а также при общении с замечательным педагогом и энтузиастом своего дела Козловым А.И., учителем физики МОУ СОШ №11 г. Северобайкальска.
Проблема учета и контроля знаний учащихся, посещаемости, ведения аналитической диагностики в современной школе является очень важной. Использование возможностей современных ИКТ позволяет существенно облегчить ведение школьной документации.
Но хотелось бы отметить, что необходимо за цифрами статистики не потерять живое общение с учащимися, их развитие в процессе этого общения.