Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя, направленная на получение объективных результатов знаний обучающихся.»
Система работы учителя, направленная на получение
объективных результатов знаний обучающихся.
Конышева Елена Дмитриевна,
учитель истории и обществознания
МКОУ ХМР «СОШ с. Селиярово»
Новые ФГОС привели к динамичным изменениям в системе школьного образования, так как она должна быть ориентирована на будущее. Контроль знаний является одной из ключевых задач, чтобы понять, а готов ли ребенок к переходу на следующую ступень. Каждый учитель имеет в своем арсенале контрольно-измерительные материалы, составленные самостоятельно. Но, согласитесь, он делает их под себя и на свое усмотрение, то есть в этом присутствует фактор субъективности. Поэтому не так давно появился некий универсальный инструмент как на всероссийском, так и на региональном уровнях – это ВПР и РДР. Они служат эталоном контрольно-измерительных материалов, которые позволяют сориентироваться ребенку, еще на этапе подготовки к экзаменам найти свои слабые места, чтобы иметь возможность провести коррекцию знаний, доработать и на итоговой аттестации получить более успешный результат. С появлением этого вида контроля знаний обучающихся всплывает проблема объективности полученных оценок. Результаты независимых оценочных процедур порой не утешительны, они гораздо ниже текущих годовых, четвертных оценок школьников. Причин этому множество:
• огромный объём информации по истории, каждый урок изучается новая тема и основательно закрепить программный материал очень сложно.
• большая загруженность детей, когда ребенок готовится ежедневно к 6 урокам.
Когда я познакомилась с новыми стандартами, то была озадачена вопросом «как претворить в жизнь такой огромный объем, как все это разместить в сознании школьника?». Предположительно задания таких независимых оценочных процедур как ВПР и РДР школьники смогут выполнять без дополнительной подготовки. «Дорогу осилит идущий», - подумала я и стала изыскивать способ, как построить свой урок таким образом, чтобы ребенок самостоятельно усваивал знания, эти знания были бы прочными и при минимальной подготовке дома давали стабильный результат.
Мне хочется поделиться своей системой работы в этом направлении, надеюсь, что мой опыт будет кому-то интересен.
Использование систематических таблиц.
Заполнение таблиц и выделение главного в материале является важной частью в преподавании не только истории и обществознания. Это отлично развивает память и аналитические способности.
Такие таблицы очень удобны, мы их размещаем в тетрадочке, они находятся всегда под рукой, в случаем необходимости можно легко повторить материал. Обращаясь к такой таблице не единожды, ребенок постепенно запоминает содержание, более того этот материал выстраивается в систему. Я такие таблицы называю тренажерами.
Вопросы для сравнения
ЕГИПЕТ
ИНДИЯ
ГРЕЦИЯ
РИМ
КИТАЙ
Географическое положение
Реки - моря
Климат
Правители
Занятия
Боги
Достижения
Рефлексия.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
По форме деятельности бывает рефлексия коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала всем классом, потом – в отдельных группах, затем – выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит детей к самостоятельной работе над собой.
Рефлексия учебной деятельностидает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных путей и стратегий решения проблем. Этот вид деятельности приемлем на разных этапах урока: этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, подведении итогов учебного занятия.
Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого школьника.
• Записываем в тетрадь, письмо учителю (стикеры).
• Текст с ошибками или дырявый текст.
• Оценочная таблица
• Рефлексивный дневник.
Критерии
Баллы
Самопроверка
Взаимопроверка
1. Знаю, что означает слово «ИМПЕРАТОР».
1
2
3
2. Знаю имена римских императоров.
1
2
3
3. Знаю, какие изменения произошли в Римской империи при Константине.
4.Составляю вопросы для одноклассников.
5.Составляю план сообщения по теме «Император Константин».
Общее количество баллов.
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Подобный рефлексивный дневник можно составить по любой теме, по любому предмету. И что очень важно, ученик видит, что он должен усвоить к концу урока, что не получилось сделать и над чем предстоит поработать, так как оценка знаний происходит самостоятельно.
Компетентностно-ориентированные задания.
Каждый учитель работает на своих уроках над формированием ключевых компетенций школьников средствами компетентностно-ориентированных заданий. В структуре КОЗ есть такой сложный этап как работа с источником информации, а нам известно, что информация может быть скрытой и явной. Ребенок может погаснуть на этом сложном этапе, поэтому моя задача как учителя сделать эту работу привлекательной и интересной для ребенка. Я стараюсь привязывать интерактивные методические приёмы к своим КОЗ именно на этапе работы с источником информации.
Диагональная схема занятия.
На данном этапе своей педагогической деятельности я апробировала такую систему проведения урока как «диагональная схема занятия, в основе которой лежит деление на три группы и работа по следующему алгоритму:
одновременно каждая группа работает в течение 10 минут над своим блоком заданий (на истории это тестирование знаниевой компоненты блока, работа с историческими документами и заданиями к ним, сдача устного зачета по карте на интерактивной доске, просмотр видеофильма и заполнение отчетной документации и т.д.).
через 10 минут идет пересадка и смена вида деятельности.
К концу урока группы должны поработать над всеми заданиями и заполнить рефлексивный дневник.