Цели:
- Ознакомление родителей с основными требованиями школы к оцениванию работы обучающихся, с нормами балльных оценок.
- Привлечение родителей к ответственному отношению в воспитании своих детей.
- Рекомендации родителям при выполнении домашнего задания.
Задачи: - помочь родителям выработать правильное отношение к отметкам своих детей; - показать способы верного оказания помощи в подготовке домашнего задания.
Оборудование:
- памятки для родителей;
- листы индивидуальных достижений учащихся;
- мультимедиапроектор.
Повестка дня:
1. «Есть ли жизнь после отметки?» (Лекция)
Презентация «Работа над ошибками».
2. Итоги 1 полугодия.
3. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 3 четверть.
4. Текущие вопросы.
1. «Есть ли жизнь после отметки?» (Лекция)
Со второго полугодия ваши дети за освоение программного материала будут оцениваться в балльной системе. С нормами оценивания работ и с алгоритмом самооценки вы можете ознакомиться, прочитав памятку (приложение 1)(можно предоставить каждому родителю в письменном или электронном виде, разместить в Интернете). Используйте её в беседе с ребёнком, подводя итог домашней работы.
Основные требования к оформлению письменных работ представлены в классном уголке (приложение 3).Обучающиеся могут воспользоваться «Правом отказа от выставления отметки» - при текущем оценивании во время изучения темы отметка выставляется совместно учеником – самооценка и учителем, если отметка не устраивает, то можно обратиться к учителю с просьбой, в журнал её не выставлять.При контроле после изучения темы у обучающихся есть «Право пересдачи»: после анализа работы и дополнительной подготовки в назначенное время ученик выполняет аналогичную работу.
Как мы, взрослые, должны относиться к отметкам наших детей? Всегда ли нужно переживать из-за «тройки» и радоваться «пятёрке»?Сегодня мне хочется поговорить с вами о том, что стоит за каждой отметкой. Каждый ребёнок индивидуален. К обучению все дети подошли с разным уровнем подготовки. У всех разные интеллектуальные способности. В разных семьях созданы различные условия к обучению.
Если у вашего ребёнка неординарные способности, он был очень хорошо подготовлен к обучению, учиться ему легко, то не стоит его захваливать, одаривать подарками и пр. Задача родителей – предоставить ребёнку возможность развиваться дальше, выяснять направления его заинтересованности, стимулировать его в обучении. Здесь возможна совместная работа с педагогом – нужно давать обучающемуся задания повышенного уровня, нестандартные задачи и пр., широкие возможности в различных направлениях предоставляет внеурочная деятельность, в том числе и в системедополнительного образования.
Если же у вашего ребёнка в процессе усвоения учебного материала возникли трудности, он потратил много сил на их преодоление, но ещё не всё получается, работа оценена отметкой «3», то стоит ли его за неё ругать? Постарайтесь, отбросив свои родительские амбиции, похвалить малыша. Это же его личное достижение! Учитель, ставя отметку, сравнивает работы разных учеников. И среди всех работ его – НЕ лучшая. Но сравним текущую работу с предыдущими. Заметен прогресс? Найдите, за что похвалить ребёнка, поддержите его. И увидите, как ребёнок «расправляет крылышки», как повышается его самооценка, он начинает верить, что всё сможет.
Важно понимать и родителям, и обучающемся, что главными остаются знания, а не отметка. Акцентируйте внимание ребёнка на его успехах, а не на отметках. Для многих детей младшего школьного возраста отметка – это не оценка его работы, а оценка его самого. Чтобы не сформировалась психологическая зависимость школьника от оценки, от мнения окружающих, его отметки не должны влиять на наше мнение о нем и на наши к нему чувства. Ведь он сам не стал хуже, просто сейчас что-то не получилось. Поддержите ребёнка, не обвиняйте сразу в безделье и никак не оскорбляйте его. Помните, что дети понимают все наши слова буквально. Ребёнок и сам должен научиться оценивать свою работу – самооценка. Идеально, когда самооценка адекватна и соответствует действительным успехам: не завышена и не занижена.
В классе проведено анонимное анкетирование среди детей и родителей(приложение 2), где вы высказывали своё отношение к отметке. – Анализ и сравнение анкетдля обучающихся и родителей (не персонифицированные результаты): часто встречающиеся ответы, совпадения анкет детей и родителей, выводы.
Чем же родители могут помочь ребёнку? Именно помочь, а не навредить, не обидеть!
- Постарайтесь выяснить причины неуспеваемости. Что мешает ребёнку в полной мере усваивать материал?
- Выявите, к чему тяготеет ваш ребёнок, что у него получается хорошо. Пересмотрите свои требования к нему. Во всём быть лучшим не возможно. Развивайте способности ребёнка. Пусть почувствует в себе уверенность.
Наивно полагать, что все дети усвоят учебный материал в классе. Для закрепления полученных знаний, отработки учебных навыков и предусмотрены домашние задания. К процессу подготовки домашнего задания предъявляются свои требования. На родителях лежит ответственность по предоставлению школьнику комфортных условий для домашних занятий. Какие же ошибки могут допускать взрослые, оказывая детям помощь в подготовке домашнего задания?Презентация «Работа над ошибками».
- Создание «школьной атмосферы». (СЛАЙД 3)
Не стоит дома требовать от детей строгой дисциплины. Не играйте роль строгой учительницы. Нужно разрешать ребёнку встать и подвигаться. Можно учить уроки и не за письменным столом! Попробуйте выяснить то, о чём ребёнок не смог спросить в школе, пусть потренируется, если что-то не получилось.
- Сначала занятия, потом отдых. (СЛАЙД 4)
Многим детям свойственна эпизодическая работоспособность. Их нельзя заставлять заниматься, если уже пришло утомление, даже если время занятия составило всего 10-15 минут. Нервная система должна восстановиться, иначе занятия будут не впрок. Пусть ребёнок отдохнёт 7-10 минут.
- «Мамина работа». (СЛАЙД 5)
Некоторые родители позволяют себе выполнять домашнюю работу за детей, экономя своё время. Ответственен за работу ученик, а не родители. Их задача – направлять, наблюдать, помогать. Да, это сложно. Но результат – успех, пробуждает интерес к узнаванию нового.
- Дополнительное задание. (СЛАЙД 6)
Требуйте от ребёнка выполнения только тех заданий, которые заданы учителем. Дополнительными заданиями вы только перегружаете ребёнка, развивая нелюбовь к выполнению домашних заданий. Нужно разумно сочетать умственную деятельность и активный отдых.
- Бесконечные переписывания. (СЛАЙД 7)
Почерк у детей младшего школьного возраста – в стадии формирования. Переписывания работ ведут к напряжению руки, а это никак не улучшает качества письма, наоборот, вызывает утомление и негативное отношение к процессу письма. Предлагаю воспользоваться следующими приёмами для улучшения почерка: (СЛАЙД 8)
- обращайте внимание ребёнка на аккуратные, правильно выполненные работы, если пока ещё таких нет, то выберите лучшее предложение, слово.
- если ребёнку трудно выполнять безотрывное письмо, то позвольте ему после написания каждой буквы отрывать ручку от листа. Это облегчит процесс письма.
- выработать правильный почерк помогают прописи, тренажёры для письма. Пусть ребёнок через кальку обводит буквы и элементы.
- чаще устраивайте ребёнку физминутки для пальчиков.
Если у вас возникают сомнения в объективности выставленной отметки, не проговаривайте это вслух при ребёнке, не нужно сеять сомнения в авторитетности учителя. Выясните это при личной беседе. Педагогам и родителям необходимо сотрудничать.
2. Итоги 1 полугодия.
Анализ успеваемости по классу (не персонифицированный). Ознакомление с работами за полугодие. Заполнение листов достижений – графа «Оценка родителей».
Представление лучших проектных работ 1-го полугодия.
3. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 3 четверть.
4. Текущие вопросы.
Используемые ресурсы:
- Журнал “Классный руководитель”.
- Фотоматериалы «GOOGLЕ».
- http://festival.1september.ru Классное руководство, Работа с родителями (Разработка Хуртасенко Е.А.)
- Журнал-газета «Будуар». Статья Е. Задорожной «Работа над ошибками»