Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар: "Критическое мышление" »
УПРАЖНЕНИЕ «НЕ ЗНАТЬ — НЕ СТЫДНО»Понятие «Критическоемышление» (КМ) 1.Дайте 2-3 возможных определения понятия КМ 2.Что ассоциируется у вас с этим понятием? 3.Из каких источников можно узнать значение этого понятия? 4.Люди каких профессий могут знать значение этого понятия?
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений,
которая используется для анализа вещей
и событий
с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить
обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять
полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Признаки критического мышления: - формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком. - формирование самостоятельного, ответственного мышления. - аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения). - многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон). - индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией. - социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).
Цель – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др .).
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
1 –я стадия
Вызов
2-я стадия
Актуализация имеющихся знаний
Пробуждение интереса к получению новой информации
Постановка учениками собственных целей обучения
Осмысление
3 –я стадия
Получение новой информации
Учащиеся соотносят старые знания с новыми
Критический и сравнительный анализы и синтез информации.
Рефлексия
Анализ своей деятельности по достижению намеченной цели
Размышление, рождение нового знания
Постановка учениками новых целей обучения
Первая фаза – фаза Вызова
Цель: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу.
На этой стадии учащиеся составляют список того, что они знают (думают, что знают) .
Во время этой фазы важно, чтобы учитель давал слово учащимся .
Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника , заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Принципы стадии вызова :
желание;
использование собственного багажа знаний;
безоценочное суждение;
создание ситуации, где можно делиться мнениями;
в долговременную память легче записывается то, что ложится на имеющиеся знания.
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл:
Что это значит для меня?
Зачем мне это нужно?
Методы и приемы:
кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.
Возможные приёмы и методы: - составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
1. Ассоциативный куст
Написать ключевую фразу на доске
Ученики предлагают идеи, которые
располагаются вокруг ключевой фразы
Ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе.
2 МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Алекс Осборн (1954г)
Групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме
2 э т а п: Обсуждение идей , обмен информаццией
3.
Займи позицию
Против
За
Другое мнение
4
Выглядит как………
Звучит как……………
5 «ПМИ», «ПМ?»
Задание является ли атомная энергия –энергией будущего?
+
_
?
6. «Верные –неверные утверждения»
Утверждения
До
После
чтения
текста
7.Кластеры
8.Толстые и тонкие вопросы
«Тонкие вопросы»
«Толстые вопросы»
Кто?...
Что?....
Почему Вы считаете?....
Когда?...
В чем различие?.......
Может?....
Предположите, чтто будет, если?.....
Будет?....
Что, если?...
Могли?...
Дайте три объяснения, почему?......
Объясните , почему?....
Как звать?...
Было ли?.......
Почему вы думаете?......
Согласны ли Вы?....
Верно ли?....
9. Верите ли Вы?
10. Ромашка Б. Блума
Существуетшесть типов вопросов, шесть больших «крючков», на которые вы можете поймать великое множество идей.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
Например:
« Где я могу купить подержанный монитор?»
« Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?»
« Каков диапазон цен на подержанные мониторы?»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
1.Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово
2.Спросите, где можно узнать значение этого слова.
3.Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.
ВЕРНЕМСЯ К «РОМАШКЕ БЛУМА»
Чужая душа — потемки. Народная мудрость УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?» «Если я правильно понял, то ...?» «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?» Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ : -повторяют сказанное слишком подробно и дословно .Слишком подробное уточнение может вызвать различную реакцию. У кого-то возникнет страх, а у кого-то раздражение. -некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими
-некоторые просят уточнить то, что им
полностью непонятно
Случайно «выхватив» какой-то отрывок
информации, некоторые люди задают к нему
уточняющий вопрос. Это лишняя трата
времени. Если вы не поняли, что вам сказали,
то либо вам ничего и не хотели сказать, либо
вам следует попросить повторить сказанное
еще раз
Некоторые используют негативные
мимику и жесты
Уточняя, мы проявляем интерес к точке зрения
другого человека, подчеркиваем ее ценность
для нас.
Если же мы используем уточняющие вопросы,
но у нас на лице в это время написано, что нам
не нравится все, что говорит собеседник, грош
цена нашим уточнениям
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Необходимы для формирования
способности выражать свои мысли. Уточняя,
мы обобщаем услышанное и возвращаем свое
понимание полученной информации
собеседнику. Учащийся узнает о том, как он
только что выразил свою идею. Он уточняет
сказанное, тем самым совершенствуя свои
речемыслительные способности.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ?
1. Чтобы проявлять положительное внимание
учителя
2. Чтобы предоставить ученику необходимую
обратную связь
3. Для подготовки к сочинениям
4. Для самоконтроля Отметьте верные утверждения.
5. Для развития воли
6. Для развития мышления
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Очень важно с детского возраста учить
детей отдавать себе отчет в тех эмоциях,
которые оказывают влияние на
мышление. И осуществлять это призваны так
называемые оценочные вопросы. Речь идет о
типе вопросов, которые вовлекают в работу
эмоциональную сторону мышления.
Например:
«Какие чувства вызывает у тебя этот
отрывок?»
«Как ты относишься к этому герою?»
«Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Когда вы слышите, что кто-либо из учеников
выражает соседу по парте свое недовольство
или удовольствие от произошедшего на уроке.
Когда вы видите, что мимика и жесты
учеников говорят об их желании что-то
изменить в уроке (речь идет о мимике скуки,
раздражения, возбуждения и т. д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ
1. Нельзя использовать оценочные
вопросы в пиковые моменты ученической
активности. Этого не стоит делать. Активность
не снизится, но ее знак может поменяться с плюса
на минус.
2. Нужно уметь распознавать невербальные
сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с
помощью оценочных вопросов помочь детям
осознать свои чувства.
3. Не следует задавать формирующие
оценочные вопросы. Цель вопросов-оценок
состоит в осознании уже сформированных
эмоциональных отношений, но не в формировании
их.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ
4. Ответы на оценочные вопросы должны быть
интересны лично вам.
5. Не следует (особенно в начальной школе)
учителю первому отвечать на им же
поставленный оценочный вопрос.
6. Не надо злоупотреблять оценочными
вопросами. Даже взрослым людям бывает
сложно говорить о своих эмоциях .
УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ» (2 ВАРИАНТА НА ВЫБОР)
Вариант № 1
1. Вспомните, когда вы в последний раз переживали
эмоциональный подъем ( сильное раздражение, вспышку гнева,
Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком.
Но если вы придумали новейший способ
завязывания шнурков или заваривания чая,
нет никаких сомнений в ваших творческих
способностях.
ТВОРЧЕСТВО
Задавая творческие вопросы, мы изменяем
течение урока.
Фантазия по определению не бывает правильной
или неправильной — каждый волен
придумывать все, что захочется.
Без риска нет и не может быть никакого
творчества. Выбор — рисковать или нет —
всегда остается за вами!
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза.
Например:
«Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор?»
«Что будет, если я попрошу твоих знакомых
помочь мне найти нужную модель?»
«Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?»
КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СВЯЗАНЫ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ?
1. Умение вжиться в роль другого человека
2. Фантазия
3. Критичность
4. Склонность к прогнозам
5. Способность глядеть на вещи под разным углом
6. Логичность мышления
7. Умение вести споры
8. Навык игры на пианино
9. Стремление находить новое применение известным вещам
10. Тяга к изобретениям
Возможно, вы допишете еще несколько особенностей
творческого ума.
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Когда ученик преобразует, видоизменяет
учебный материал, он тем самым присваивает его.
Вопросы, которые направлены на развитие
творческого мышления, называют творческими.
Некоторые философы считают, что сущность
человеческого восприятия состоит в постоянной
интерпретации происходящего. То, что мы
воспринимаем, мы перед этим себе объясняем.
Просто это происходит так быстро, что мы не
успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим
их навыкам осознания причин тех или иных
поступков или мнений.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ
Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и
поступков людей.
Например:
«Почему я стесняюсь попросить у своего друга
денег в долг?»
«Почему вы даете на монитор такой маленький
гарантийный срок?»
«Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда
можно просто заглянуть в Интернет?».
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или
других произведений, дети развивают
вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Задавайте их, когда вам самим интересно
услышать ответы.
После своего вопроса и ответа учащегося сделайте
паузу.
В течение одного обсуждения не нужно задавать
больше четырех вопросов-интерпретаций.
За один раз не выслушивайте больше двух-трех
версий ответов. Не стоит выпускать сразу весь пар
— оставьте на потом.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБЪЯСНЯЛКИ»
Поупражняйтесь в задавании вопросов-
интерпретаций на следующие темы:
Переход на 12-летнее обучение
Информатизация образования
Проектная деятельность
Сотрудничество на уроках
Сначала определите наиболее запоминающиеся
моменты и наиболее непонятные, с точки
зрения мотивации, поступков. Затем задайте к
ним пару вопросов-интерпретаций.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Устанавливают взаимосвязь между теорией
и практикой.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и
степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.
Например:
«А что бы ты предпринял на моем месте?»
«Объясни, пожалуйста, каким образом это
можно осуществить на практике?»
«Где ты видел, чтобы мониторы с высокой
степенью защиты так дешево стоили?»
УПРАЖНЕНИЕ «ПРАВИЛО 6W (7W)»
УПРАЖНЕНИЕ «ПРАВИЛО 6W (7W)»
Это правило очень наглядно выражено в фольклорных
прибаутках. Например:
— Куда, Фома, едешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.
— На что ребятки?
— Уму-разуму учить.
— На что учить?
— Чтоб на свете могли жить, людям пользу приносить.
7W
На букву «W» в английском языке начинаются
вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?».
Чтобы осознать причины проблемы, можно
воспользоваться правилом «7W». Нужно семь
раз сформулировать вопросы, начинающиеся с
указанных слов.
Приведите пример такого диалога
УПРАЖНЕНИЕ «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Четко сформулируйте проблему.
Запишите десять вопросительных слов, которые придут вам на ум.
Задайте эти вопросы относительно своей
проблемы.
А теперь — ответьте на них. Вы сразу же
поймете направление, в котором нужно искать
— там, где сложнее всего ответить.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла).
На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя на этой стадии: -сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах, микрогруппах
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
Фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких
предложений, вопросов.
Что мне известно по данной теме? (предположения
Что нового я узнал из текста?
(новая информация)
ДВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
1. Создание групп из участников:
1.Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме.
2.Участники «внешнего» круга фиксируют высказывания участников «внутреннего» круга, готовят свои комментарии и вопросы.
Модератор осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, фиксирует различные точки зрения. В заключение работы просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.
Проблема : Как поднять качество обучения учащихся?
ИДЕАЛ
Алгоритм:
Шаг 1. Интересно, в чем проблема?
Шаг 2. Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Шаг 3. Есть ли какие-либо хорошие решения?
Шаг 4. А теперь сделаем выбор!
Шаг 5. Любопытно, как это осуществить на практике?
Тема : Компетентностный подход к обучению
1.Выделить в тексте проблему, основной вопрос.
2.Описать ее (выявить суть).
3.Определить варианты подходов к решению;
ответов на проблемный вопрос
4.Действие (решение);
5.Вывод (рефлексия своей работы).
Формулировка проблемы в самом общем виде.
Формулировка проблемы в виде вопроса.
Генерирование как можно большего числа вариантов решения
ИНСЕРТ (МАРКИРОВКА ТЕКСТА ЗНАЧКАМИ ПО МЕРЕ ЕГО ЧТЕНИЯ)
Работа с текстом, возможные пометки
Задание . Изучите текст «Петропавловск», используя «Инсерт»
¬
уже знал
+
новое
-
думал иначе
?
не понял, есть вопросы
Кубизм
Опишите — посмотрите близко на предмет и опишите то, что вы видите: цвет, форма, размеры, воспоминания, и т.д.
Сравните — с чем является подобным? Чем отличается?
Пообщайтесь — о том, что вы думаете? Что пришло на ум?
Анализируйте — сообщите, как это сделано. Вы не должны знать; вы можете выдумать.
Применяйте — сообщайте то, что вы сможете сделать с этим, как это можно использовать?
Приведите доводы за или против — выходите вперед и высказывайтесь. Используйте любой довод — рациональный, глупый, или что-то среднее.
МОЗАИКА «ДЖИГСОУ»
Первичные группы:
Экспертные группы:
Первичные группы:
Задание : Изучите различные техники учения, методом «Джигсоу»
РАФТ
Социо-игровое задание:
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для
себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего
лица.
ПРИЧИННАЯ КАРТА
В центре причинной карты указывается та
проблема, над которой предстоит подумать.
Вокруг в прямоугольниках располагаются
причины, которые оказывают влияние на
проблему
ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ
1. Вызов. Подготовительная деятельность.
Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции.
(Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз,
выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).
2. Анонс содержания первой части лекции.
Задание для учащихся (для начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и
расхождения «-» услышанной в лекции информации
со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)
3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.
Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом,
обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).
5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).
Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.
ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ
7 . Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах:
обсуждение прогноза с услышанным материалом,
выступления от пар).
8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа –
письменный ответ на общий глобальный вопрос
по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.
9. Работы сдаются учителю. Используются как
показатель усвоения учащимися содержания
лекции, а также как материал для подготовки
следующего занятия.
ТАБЛИЦА З-Х-У
Способ организации материала
Знаю
Хочу узнать
Узнал
ЭССЕ (10-МИНУТНОЕ)
После чтения (прослушивания) и общего обсуждения
текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике
свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему.
Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
ВЗАИМООПРОС
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».
Два ученика читают текст, останавливаясь
после каждого абзаца, и задают друг другу
вопросы разного уровня по содержанию
прочитанного.
Данная форма способствует
развитию коммуникативных навыков
ДИАГРАММА ВЕНА
Эта диаграмма составляется с трех или больше кругов, которые пересекаются.
В тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
СИНКВЕЙН
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах,как правило, прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов,выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово, синоним к первому,
эмоциональное, образное, философской обобщение,
повторяющее суть темы.
ПРИМЕР СИНКВЕЙНА
Снег
Пушистый, мягкий
Лежит, хрустит, сверкает.
Белоснежный ковѐр покрыл землю.
Красота!
СТРАТЕГИЯ 3-2-1
Задайте 3 вопроса
Дайте 2 замечания
Оставьте 1 предложение
6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
Белая шляпа: информация
Красная шляпа: чувства и интуиция
Черная шляпа: критика
Желтая шляпа: логический позитив
Зеленая шляпа: креативность
Синяя шляпа: управление процессом
Варианты использования:
ЭССЕ (5-МИНУТНОЕ)
Этот вид письменного задания обычно применяется
в конце занятия, чтобы помочь учащимся
подытожить свои знания по изученной теме. Для
учителя – это возможность получить обратную
связь.
Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1. написать, что они узнали по новой теме;
2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Классический комплект рефлексивных вопросов.
1. Каковы мои главные результаты, что я поняла и чему научилась?
2. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
3. Замечания и предложения на будущее (себе, организаторам семинара)
Эвристический комплект рефлексивных вопросов.
1. В самом начале работы я почувствовала…… У меня возникли мысли…….. И тогда я………
2. Лучше всего у меня получилось…….
3. А вот самое……….. задание, которое называется…… Потому оно………, да потому что……………
4. Теперь я знаю, что………..
5.Во время работы семинара я иногда вспоминала, что есть те, кто в нем не участвует и думала……
6. В будущем мне бы хотелось……
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
1.уважение к различным точкам зрения ее участников;
2.совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
ДОСКА ВОПРОСОВ
Это место в классе, где можно писать или вывешивать вопрос, которые возникают при обсуждении на уроке. Цель этого метода в том, чтобы: иметь место размещать свои вопросы, которые возникают в меру изучения темы; обсудить их с одноклассниками.
КЛАСТЕРЫ
Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определѐнном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно – следственных связей между
«гроздьями »
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.