Для успешного сотрудничества семьи ребёнка с ОВЗ и инклюзивной образовательной организации очень важны:педагогическая культура родителей, психолого-педагогическая компетентность, взаимодействие, сотрудничество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Семья в процессе инклюзивного образования"»
Семья в процессе инклюзивного образования
Семья составляет ближайшее окружение ребенка и по своему положению призвана удовлетворять различные его потребности (физиологические, потребности в психологическом комфорте, в эмоциональной поддержке, безопасности и защите, в любви, уважении и самоуважении и пр.) На разных этапах существования ребенка семья выполняет различные функции — воспитательную, охранительную, информационнопросветительскую (передачу социального опыта, традиций), организационную, контролирующую, содействующую личностному развитию, и др. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, особое значение приобретают реабилитационная, коррекционно-развивающая, поддерживающая, адаптивная и интегративная функции. Многие исследователи указывают на дисфункциональность семей, воспитывающих таких детей, семьи, где имеются проблемы на психологическом и социальном уровнях, где происходит разрушение эмоциональной системы семьи и ее психологического здоровья, искажение поведенческих реакций. В таких случаях близкие люди нередко становятся источником формирования у ребенка дезадаптивных признаков поведения, нарушений социализации, препятствующих нормализации его развития, а затем включению в пространство общеобразовательной школы. Тем не менее родители, будучи первыми воспитателями своих детей, несут основную ответственность за их развитие и обучение, а школа призвана лишь помогать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность. В практике инклюзивного образования взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательной организации в деле воспитания, развития, социальной адаптации ребенка с ООП, признание и соблюдение взаимной ответственности родителей и педагогов за желаемые и достигнутые результаты — важнейшие условия успешности такого взаимодействия. Для успешного сотрудничества семьи ребёнка с ОВЗ и инклюзивной образовательной организации очень важны:
Педагогическая культура родителей.Психолого-педагогическая компетентность. Реабилитационная компетентность.Взаимодействие.Сотрудничество
Сотрудничество родителей и педагогов специалистов сопровождения подразумевает совместный поиск разных вариантов решения проблем, наиболее приемлемых с учетом соблюдения интересов ребенка. Эффективность сотрудничества предполагает соблюдение следующих принципов: • недопустимость прямой или косвенной критики партнера, что соответствует потребности в уважении и самоуважении; • свобода мнений и корректность высказываний; • уважение к вариативности и разнообразию жизненных позиций; • восполнение познавательного интереса; • удовлетворение потребностей в самореализации. Успешность инклюзивного обучения детей с ООП во многом определяется родительской позицией, которая представляет собой систему эмоциональных отношений родителей к ребенку, обусловливающих реальную направленность их воспитательной деятельности, возникающую под влиянием определенных мотивов. Эта позиция оказывает влияние как на восприятие родителями ребенка, так и на используемые ими способы педагогических воздействий. К основополагающим признакам родительской позиции относятся адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватностьсвидетельствует об объективной оценке ими психологических особенностей и возможностей ребенка, о понимании его особых образовательных потребностей. Динамичность отражает степень гибкости родительской позиции, т.е. способность варьировать формы и способы взаимодействия с ребенком в зависимости от изменяющихся условий жизни, от состояния ребенка. Прогностичность свидетельствует о направленности воспитательных и образовательных усилий родителей в будущее, об их способности к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, об умении видеть позитивные сдвиги. От позиции родителей зависит то, какой вариант обучения они выберут для своего ребенка, и, в конечном счете, — успех этого обучения. Наибольшей эффективности следует ожидать в тех случаях, когда родительская позиция бывает адекватной, динамичной и прогностичной. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и стремящаяся к обеспечению для него инклюзивного образования, характеризуется определенными качествами. Прежде всего, родители должны обладать достаточным уровнем информированности о потенциальных ресурсах собственного ребенка и адекватно оценивать его возможности в обучении и социализации. Они должны обладать познавательной и коммуникативной активностью и компетентностью, уметь создавать в домашних условиях коррекционно-развивающую среду и поддерживать соответствующий режим жизнедеятельности ребенка, делать выбор в пользу защиты его интересов и прав. Стрессовое состояние родителей, неадекватное восприятие и непонимание реальных перспектив развития своего ребенка, недостаточная информированность, стремление соответствовать социально одобряемым стандартам — все это часто влияет на безответственный выбор родителями образовательной организации и форм помощи ребенку. Для успеха инклюзивного обучения детей с ООП важна именно та фазаосознания родителями факта нарушения у ребенка, на которой онинаходятся.
Для первой фазы характерно состояние растерянности, порой страха, переживание шока. Значимость момента сообщения диагноза связана с тем, что в это время закладываются предпосылки для установления социально-эмоциональной связи между родителями и ребенком. Сутью второй фазы часто оказываются отрицание поставленного диагноза и негативизм. Они вызваны стремлением сохранить определенный уровень надежды перед лицом факта, грозящего их разрушить. Это — своеобразный способ устранения эмоциональной подавленности и тревоги. Одни родители многократно обращаются в различные научные и лечебные центры с целью отмены неверного, с их точки зрения, диагноза, другие проявляют неоправданный оптимизм в отношении возможностей излечения ребенка и коррекции нарушенного развития. Именно родители последней группы становятся сторонниками инклюзивного обучения своих детей, некритично и неадекватно оценивая их возможности. Впоследствии им приходится изменять свои представления, а в некоторых случаях — переходить к другим формам обучения. По мере того, как родители приходят к пониманию смысла диагноза, наступает глубокая депрессия, хроническая печаль (третья фаза). Но за ней следует, четвертая фаза — принятие диагноза, что означает начало психологической адаптации к нему, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию и принимают необходимость руководствоваться интересами ребенка. К признакам этой фазы относятся усиление интереса к окружающему миру, появление готовности к активному решению возникающих проблем, сознательное обращение за помощью к специалистам, ориентация на будущее, т.е. у родителей постепенно формируется адекватная позиция. Для этой фазы характерно возникновение чувства солидарности с другими родителями, объединение с ними в группы для лучшего решения проблем обучения и воспитания. Именно достигнув четвертой фазы, родители становятся активными участниками инклюзивногообразовательного процесса. Вот данные опроса родителей по поводу выбора образовательной организации для детей с нарушениями, различными по тяжести и степени выраженности. В таких анкетах наиболее часто встречаются подобные ответы: «Так, как мы не сможем» (традиционная система обучения) — 27%; «Всё, что угодно — только не специальная (коррекционная) школа» — 26%; «Все лучшее — для ребенка, как реализация социального статуса семьи: гимназия, лицей, класс с углубленным изучением отдельных дисциплин» — 19%; «Не знаю» — 10%; «Все школы плохие, поэтому ребенок будет обучаться дома» — 8%; «Только специальная (коррекционная) школа» — 7%; «Все равно, какая школа, только бы ближе к дому» — 3%. Как видим, выбор родителями образовательной организации для детей с ООП определяется не объективным видением ситуации, сформированным на основе знания, а лишь некоторыми субъективными представлениями (личным жизненным опытом, неадекватной родительской позицией, сформированной под влиянием депрессивного состояния, и т.п.). Родители должны иметь представление о социальнопсихологических проблемах инклюзивного обучения — вхождении ребенка с ООП в коллектив класса, школы, их взаимного принятия. Родителям следует знать об опасности маргинализации своего ребенка в случае неумения выстроить товарищеские отношения с одноклассниками и о возможности развития у ребенка иждивенческой позиции («я одинтакой, мне все должны помогать, мне все будут прощать»). Важным моментом в союзе «семья — образовательная организация» является личное взаимодействие педагогов и родителей в процессе обучения ребёнка. Помощь друг другу в понимании образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации процессов его обучения и коррекции недостатков развития неоценима. Именно с этой целью специалисты сопровождения и педагоги стремятся полнее узнать, изучить ребенка с ООП, включенного в инклюзивную среду,выявитьположительные черты характера в его личностном развитии, специальносоздавать ситуации для их проявления и закрепления. Отношения родителей и учителей следует строить на доверии. У родителей не должно возникать сомнения в искреннем желании педагогов помочь их ребенку. Доверие к педагогу основывается на уважении к его знаниям, опыту, компетентности, но, главное, на признанииналичия у него социально значимых личностных качеств — внимания, уважения, тактичности, заботливости, доброты, чуткости и т.п. Всестороннюю поддержку семье оказывают специалисты «помогающихпрофессий» (дефектологи, логопеды, психологи, тьюторы) вформе психолого-педагогического сопровождения. Это — системно организованная деятельность, направленная на раскрытие и активизацию внутренних ресурсов семьи, на повышение психолого-педагогической, абилитационной и реабилитационной компетентности родителей, на формирование у них адекватной позиции, на оптимизацию социальнопсихологических аспектов жизни семьи, на улучшение ее психологического здоровья. Особую важность такое сопровождение приобретает в моментыперехода ребенка с одного возрастного этапа развития на другой, что требуетдополнительной реабилитационной поддержки. Взаимодействие, общение и сотрудничество с семьей ребенка, имеющего ООП, в условиях инклюзивного образования — одно из важных условий успешности его обучения, развития и социализации.