kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Семья в процессе инклюзивного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного сотрудничества семьи ребёнка с ОВЗ и инклюзивной образовательной организации очень важны:педагогическая культура родителей, психолого-педагогическая компетентность, взаимодействие, сотрудничество.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Семья в процессе инклюзивного образования"»

Семья в процессе инклюзивного образования


Семья составляет ближайшее окружение ребенка и по своему
положению призвана удовлетворять различные его потребности
(физиологические, потребности в психологическом комфорте, в
эмоциональной поддержке, безопасности и защите, в любви, уважении и
самоуважении и пр.) На разных этапах существования ребенка семья выполняет различные функции — воспитательную, охранительную, информационнопросветительскую (передачу социального опыта, традиций),
организационную, контролирующую, содействующую личностному
развитию, и др. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными
возможностями, особое значение приобретают реабилитационная, коррекционно-развивающая, поддерживающая, адаптивная и интегративная функции.
Многие исследователи указывают на дисфункциональность семей,
воспитывающих таких детей, семьи, где имеются проблемы
на психологическом и социальном уровнях, где происходит разрушение эмоциональной системы семьи и ее психологического здоровья, искажение поведенческих реакций. В таких случаях близкие люди нередко становятся источником формирования у ребенка дезадаптивных признаков поведения, нарушений социализации, препятствующих нормализации его развития, а затем включению в пространство общеобразовательной школы.
Тем не менее родители, будучи первыми воспитателями своих детей,
несут основную ответственность за их развитие и обучение, а школа призвана лишь помогать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность.
В практике инклюзивного образования взаимодействие и
сотрудничество семьи и образовательной организации в деле воспитания,
развития, социальной адаптации ребенка с ООП, признание и соблюдение
взаимной ответственности родителей и педагогов за желаемые и достигнутые
результаты — важнейшие условия успешности такого взаимодействия.
Для успешного сотрудничества семьи ребёнка с ОВЗ и инклюзивной образовательной организации очень важны:

Педагогическая культура родителей. Психолого-педагогическая компетентность. Реабилитационная компетентность. Взаимодействие. Сотрудничество

Сотрудничество родителей и педагогов специалистов сопровождения подразумевает совместный поиск разных вариантов решения проблем, наиболее приемлемых с учетом соблюдения интересов ребенка.
Эффективность сотрудничества предполагает соблюдение следующих
принципов:
• недопустимость прямой или косвенной критики партнера, что
соответствует потребности в уважении и самоуважении;
• свобода мнений и корректность высказываний;
• уважение к вариативности и разнообразию жизненных позиций;
• восполнение познавательного интереса;
• удовлетворение потребностей в самореализации.
Успешность инклюзивного обучения детей с ООП во многом
определяется родительской позицией, которая представляет собой
систему эмоциональных отношений родителей к ребенку, обусловливающих
реальную направленность их воспитательной деятельности, возникающую
под влиянием определенных мотивов. Эта позиция оказывает влияние как на восприятие родителями ребенка, так и на используемые ими способы педагогических воздействий. К основополагающим признакам родительской позиции относятся адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность свидетельствует об объективной оценке ими психологических особенностей и возможностей ребенка, о понимании его особых образовательных потребностей. Динамичность отражает степень гибкости родительской позиции, т.е. способность варьировать формы и способы взаимодействия с ребенком в зависимости от изменяющихся условий жизни, от состояния ребенка. Прогностичность свидетельствует о направленности воспитательных и образовательных усилий родителей в будущее, об их способности к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, об умении видеть позитивные сдвиги. От позиции родителей зависит то, какой вариант обучения они выберут для своего ребенка, и, в конечном счете, — успех этого обучения. Наибольшей эффективности следует ожидать в тех случаях, когда родительская позиция бывает адекватной, динамичной и прогностичной. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и стремящаяся к обеспечению для него инклюзивного образования, характеризуется определенными качествами. Прежде всего, родители должны обладать достаточным уровнем информированности о потенциальных ресурсах собственного ребенка и адекватно оценивать его возможности в обучении и социализации. Они должны обладать познавательной и коммуникативной активностью и компетентностью, уметь создавать в домашних условиях коррекционно-развивающую среду и поддерживать соответствующий режим жизнедеятельности ребенка, делать выбор в пользу защиты его интересов и прав. Стрессовое состояние родителей, неадекватное восприятие и непонимание реальных перспектив развития своего ребенка, недостаточная информированность, стремление соответствовать социально одобряемым стандартам — все это часто влияет на безответственный выбор родителями образовательной организации и форм помощи ребенку. Для успеха инклюзивного обучения детей с ООП важна именно та фаза осознания родителями факта нарушения у ребенка, на которой они находятся.

Для первой фазы характерно состояние растерянности, порой
страха, переживание шока. Значимость момента сообщения диагноза связана
с тем, что в это время закладываются предпосылки для установления
социально-эмоциональной связи между родителями и ребенком. Сутью
второй фазы часто оказываются отрицание поставленного диагноза и
негативизм. Они вызваны стремлением сохранить определенный уровень
надежды перед лицом факта, грозящего их разрушить. Это — своеобразный
способ устранения эмоциональной подавленности и тревоги. Одни родители
многократно обращаются в различные научные и лечебные центры с целью отмены неверного, с их точки зрения, диагноза, другие проявляют
неоправданный оптимизм в отношении возможностей излечения ребенка и коррекции нарушенного развития. Именно родители последней группы становятся сторонниками инклюзивного обучения своих детей, некритично и неадекватно оценивая их возможности. Впоследствии им приходится изменять свои представления, а в некоторых случаях — переходить к другим формам обучения. По мере того, как родители приходят к пониманию смысла диагноза,
наступает глубокая депрессия, хроническая печаль (третья фаза). Но за ней
следует, четвертая фаза — принятие диагноза, что означает начало
психологической адаптации к нему, когда родители в состоянии правильно
оценить ситуацию и принимают необходимость руководствоваться
интересами ребенка. К признакам этой фазы относятся усиление интереса к
окружающему миру, появление готовности к активному решению
возникающих проблем, сознательное обращение за помощью к
специалистам, ориентация на будущее, т.е. у родителей постепенно
формируется адекватная позиция. Для этой фазы характерно возникновение
чувства солидарности с другими родителями, объединение с ними в группы
для лучшего решения проблем обучения и воспитания. Именно достигнув
четвертой фазы, родители становятся активными участниками инклюзивного образовательного процесса.
Вот данные опроса родителей по поводу выбора образовательной организации для детей с нарушениями, различными по тяжести и степени выраженности. В таких анкетах наиболее часто встречаются подобные ответы: «Так, как мы не сможем» (традиционная система обучения) — 27%; «Всё, что угодно — только не специальная (коррекционная) школа» — 26%; «Все лучшее — для ребенка, как реализация социального статуса семьи: гимназия, лицей, класс с углубленным изучением отдельных дисциплин» — 19%; «Не знаю» — 10%; «Все школы плохие, поэтому ребенок будет обучаться дома» — 8%; «Только специальная (коррекционная) школа» — 7%; «Все равно, какая школа, только бы ближе к дому» — 3%.
Как видим, выбор родителями образовательной организации для детей
с ООП определяется не объективным видением ситуации, сформированным
на основе знания, а лишь некоторыми субъективными представлениями
(личным жизненным опытом, неадекватной родительской позицией,
сформированной под влиянием депрессивного состояния, и т.п.).
Родители должны иметь представление о социальнопсихологических проблемах инклюзивного обучения — вхождении ребенка с ООП в коллектив класса, школы, их взаимного принятия. Родителям следует знать об опасности маргинализации своего ребенка в случае неумения выстроить товарищеские отношения с одноклассниками и о возможности развития у ребенка иждивенческой позиции («я один такой, мне все должны помогать, мне все будут прощать»).
Важным моментом в союзе «семья — образовательная организация»
является личное взаимодействие педагогов и родителей в процессе обучения ребёнка.
Помощь друг другу в понимании образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации процессов его обучения и коррекции недостатков развития неоценима.
Именно с этой целью специалисты сопровождения и педагоги стремятся
полнее узнать, изучить ребенка с ООП, включенного в инклюзивную среду, выявить положительные черты характера в его личностном развитии, специально создавать ситуации для их проявления и закрепления.
Отношения родителей и учителей следует строить на доверии. У родителей не должно возникать сомнения в искреннем желании педагогов помочь их ребенку. Доверие к педагогу основывается на уважении к его знаниям, опыту, компетентности, но, главное, на признании наличия у него социально значимых личностных качеств — внимания, уважения, тактичности,
заботливости, доброты, чуткости и т.п. Всестороннюю поддержку семье оказывают специалисты «помогающих профессий» (дефектологи, логопеды, психологи, тьюторы) в форме психолого-педагогического сопровождения. Это — системно организованная деятельность, направленная на раскрытие и активизацию внутренних ресурсов семьи, на повышение психолого-педагогической, абилитационной и реабилитационной компетентности родителей, на формирование у них адекватной позиции, на оптимизацию социальнопсихологических аспектов жизни семьи, на улучшение ее психологического здоровья. Особую важность такое сопровождение приобретает в моменты перехода ребенка с одного возрастного этапа развития на другой, что требует дополнительной реабилитационной поддержки.
Взаимодействие, общение и сотрудничество с семьей ребенка, имеющего
ООП, в условиях инклюзивного образования — одно из важных условий
успешности его обучения, развития и социализации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Семья в процессе инклюзивного образования"

Автор: Людмила Николаевна Хахонина

Дата: 05.06.2024

Номер свидетельства: 652138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Публичное выступление "Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении""
    ["seo_title"] => string(80) "publichnoie_vystuplieniie_inkliuzivnoie_obrazovaniie_dietiei_v_doshkol_nom_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "410807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492800043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "«Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Казахстана» "
    ["seo_title"] => string(87) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obrazovaniia-v-obshchieobrazovatiel-nyie-shkoly-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "152833"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420908408"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства