р.п Старая Кулатка Рафикова Равиля Рашитовича ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ.
Я, Рафиков Равиль Рашитович , преподаватель высшей категории ОГБОУ СПО механико- технологического колледжа р.п Старая Кулатка.
В 1989 году я окончил Саратовский Ордена Знак Почета институт механизации сельского хозяйства им М И Калинина по специальности инженер-механик. С 2001 года работаю в механико-технологическом колледже преподавателем специальных дисциплин отделения 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» .
В процессе работы осуществляю классное руководство группами данной специальности .
Являясь преподавателем спецдисциплин принимаю участие в разработке рабочих программ , календарно тематических планов в соответсвии с федеральными стандартами .
Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для воспитания компетентного специалиста, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.
Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:
учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
информационные компетенции: учитьсамостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
Моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к выбранной специальности, выявление и развитие их творческих способностей.
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных образовательных технологий: личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, кейс метод , информационно-коммуникационные технологии обучения. Для этого в своей работе я опираюсь на основные методы обучения:
методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
метод контроля и самоконтроля учебной деятельности
На учебных занятиях и практических работах направляю своё общение со студентами на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого студента . Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала.
В основе моей организации индивидуальной работы со студентами на занятиях вошло изучение работы каждого студента по своевременному выявлению уровня усвоения каждого раздела программы.
В процессе работы я стараюсь
создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе группы и заинтересованности группы в работе каждого студента
стимулирую студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения конкретного заданий без боязни ошибиться, получить неверный результат. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные)
использую в ходе занятия дидактический материал, позволяющий выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
оцениваю деятельность не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его личных достижений
на занятиях стараюсь создать такую педагогическую ситуацию общения, которая позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы
Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку для каждого обучающегося.
Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности студентов, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного студента, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.
Прежде всего, обращаю внимание на уровень умственного развития, потому что он сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность. Все эти качества отражаются в учебном процессе. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.
Поскольку задача преподавателя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих студентов необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и есть основа индивидуализации обучения.
На занятиях учащихся со слабой подготовкой стараюсь не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, а даю достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашиваю их в письменной форме, чтобы сформировать у них уверенность в своих силах, осторожно оцениваю неудачи этих студентов, обязательно поощряю за старание; не требую от них немедленного включения в учебную деятельность на уроке, постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока, в момент выполнения заданий не отвлекаю такого студента.
У учащихся с более сильной подготовкой чередую задания разных типов, приучаю перед началом работы выслушивать до конца указания преподавателя, добиваюсь, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.
Работая в условиях колледжа над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедился в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся.
Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей учащихся на этапе мотивации при обучении спец дисциплин. Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих студента к учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.
При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.
Выбор заданий предоставляется самому ученику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
Для формирования творческих способностей учащихся провожу занятия с применением кейс методов.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания.
Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс- методе свои роли.
В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого студента должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача преподавателя - помочь каждому ученику достичь такого успеха.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах), требующей мобилизации имеющихся знаний и умений. На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих студентах волю к победе и стремление к преодолению трудностей.
Традиционным видом внеклассной работы является проведение игры «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, различные турниры и конкурсы, в рамках декады специальности.
Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих студентов и во внеурочную деятельность. С 2010г. веду факультатив по изучению электрооборудования и диагностики современных автомобилей. Результатом такой работы стало участие обучающихся в апреле 2013 г в областном конкурсе «Мастер золотые руки» в номинации «Автомеханик» и студент нашего колледжа Милюткин Дмитрий занял первое место, а так же стал победителем Всероссийского конкурса по эгидой WSR . Студент 4 курса отделения «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Левин Антон в ноябре 2013 года занял 3 место на открытом чемпионате Москвы по рабочим профессиям в номинации «Автомеханник».
Преподаватель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние студенты не мыслят себя без компьютера. В моем кабинете диагностики электронного оборудования 4 компьютера с лицензионным программным обеспечением для проведения виртуальных лабораторных работ , поэтому под рукой преподавателя всегда имеются на электронных носителях энциклопедии, различные материалы к урокам (иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты).
На успешность деятельности преподавателя влияет качества материально-технической базы. В кабинете много стендов , практическая значимость которых при проведении занятий неоценима. Мною создан электронный учебник на основе программы CursLab, разработаны учебно –методические комплексы (УМК) по всем дисциплинам, так же разработан ЭУМК по профессиональному модулю 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, по своим предметам .Создал личный мини сайт в Социальной сети работников образования «Наша сеть» . Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ, поэтому в курсе последних событий в области образования. За прошедший аттестационный период про шел курсы повышения квалификации по теме «Педагогические основы деятельности преподаватели по подготовке водителей автотранспортных средств" с 13.01.09 - 28.01.09 на базе ОГБО СПО МТТ с Большое Нагаткино 72ч., и с 10.12.12 - 20.12.12 в Учебном центре подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности при ГАОУ СПО «Калужский колледж ИТ и управления» по программе дополнительного образования «Электронная диагностика и ТО современных автомобилей» в объеме 72ч.
Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступал на заседании педагогического совета, провел практическое занятие по использованию на занятиях технологий Кейс-технология.
Одним из результатов моей профессиональной деятельности является участие в конкурсе «Лучший УМК дисциплины» и победа в номинации « За высокое качество и практическую ценность инновационных методов»
В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у обучающихся, уделяя особое внимание исследовательской деятельности, чтобы расширить возможности использования кейс метода деятельности на учебном занятии. Считаю, что именно приёмы исследовательской деятельности позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.
Дата___________ Подпись______________
Данные представленные в материалах самоанализа удостоверяю