kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РОСКОШЬ ОБЩЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера… Долгое время в жизни ребенка оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция.

В результате у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний., они допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РОСКОШЬ ОБЩЕНИЯ »

РОСКОШЬ ОБЩЕНИЯ

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера… Долгое время в жизни ребенка оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция.

В результате у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний., они допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Поэтому   целью в преподавании русского языка считаю создание условий  на уроке для формирования  коммуникативной и языковой  компетенции.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Считаю, что выполнение данных задач способствует речевому развитию обучающихся,  помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции ребят, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях.

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши обучающиеся имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

 снижение уровня читательской культуры;

снижение уровня индивидуального словарного запаса;

 низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения обучающихся – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность играет основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необхо­димости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

-умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

 -извлечь нужную информацию (полно или частично),

-проникнуть в смысл высказывания — слушание;

-навыков изучающего чтения;

 -умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;

умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

-собирать и систематизировать материал,

 -составлять план, пользоваться различными типами речи,

-строить высказывание в определенном стиле,

- отбирать языковые средства,

-совершенствовать высказывание — письмо, говорение,

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления обучающихся трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное вы­сказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов деятельности.

 Особое место в развитии речи обучающихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Формы работы с текстом:

-синтаксическая пятиминутка;

-включи воображение;

-напиши подобно;

-через дополнительное задание к диктанту;

-составление таблицы.

По словам  Л.В. Щербы, цель лингвистического анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).

Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. 

  Совершенствуя  речевую деятельность учащихся,  опираюсь  на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности обучающегося Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.

I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

II. Продуктивные высказывания:

1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.

2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе» и др.

3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о художественном произведении произведении, речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.

4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.

5. Художественно-творческие: стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые обучающимися; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.

 Чтобы добиться успеха в этом деле, я стараюсь целенаправленно отрабатывать у студентов соответствующие умения и навыки.

Студенты должны должны:

-понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим -организовывать процесс чтения;

-осознавать содержание текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, устного или письменного пересказа;

-определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

 -осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия;

-заполнять или самостоятельно составлять схемы, таблицы на основе текста.

Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержа­ния лингвистического текст, я стала вести работу, в процессе которой текст поэтапно анализируется;

-уточняются тема и основная мысль;

-проводится словарная работа;

-составляется план текста;

-выразительное чтение текста;

-ответы на вопросы учителя;

-пересказ текста,


Текст № 1.


(1)Я долго стоял на берегу родной реки радуясь и п..чалясь невольно вспом..ная давние навсегда отжитые врем..на думая о великих св..ршениях и переменах.(2) Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой тонущей в зелёных кудрявых берегах. (3)Здесь прошло моё детство перед глазами впервые раскрывался живой радос(?)ный мир.(4) Здесь услышал я русскую ладную реч(?) слушал чудес(?)ные народные песни. (5)И здесь же почу(?)ств..вал полюбил материнское тепло родной земли родившей меня и вскормившей.

(6)Пройдут врем..на, думаю я теперь, и поколения людей спрос..т у нас о пережитых и пережива..мых нами величественных и трагических днях. (7)Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим. (И. Соколов-Микитов)

II. Задания к тексту

1.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания

2.Укажите: стиль и тип текста, аргументируйте свой выбор.

3. Определите стилистическую роль однородных членов.

2.Разберите по составу слово в с к о р м и в ш е й , укажите способ образования

3.Выпищите из текста антонимические пары. Какую стилистическую роль они выполняют?

4. Из предложения 6 выпишите местоимения. Определите их синтаксическую функцию.

5.Подчеркните все члены предложения, укажите части речи (предложение 6)

6.Сделайте морфологический разбор слова земли в предложении 5.

7. Подчеркните в тексте грамматические основы предложения 3, укажите его вид и составьте схему.

8. Объясните написание суффиксов в причастиях «живших» и «создавших».



Текст № 2

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

(1)Вдоль реч(?)ки уничтожили в..твистые вербы и реч(?)ка обмелела а летом совсем пересохла.

(2)Предвижу возр..жения: в..лика беда.(3) Реч(?)ка-то (не)суд..ходная (не)промысловая.

(4)Да, но откуда же суд..ходные реки берут свои воды? (5)Из таких же малых рек. (6)Они — неотъемлемая часть единого природного комплекса.(7) А коли так, нельзя же было в порыве деловых увлечений её губить.

(8)_Деревьев (не)стало — (не)стало реч(?)ки, реч(?)ки не стало — перев.лась рыба, и..чезли реки.(9) И так по цепочке.(10) В пр..роде всё в равновес... (11)Эту взаимосвязь легко разрушить а во(с, сс)тановить гораздо труднее.

(12)Обществу нужны строгие законы об охране пр..роды.(13) К сожалению даже к тем, которые имеются, мы обращаемся ре..ко. (14)Поэтому неудивительно что вместо парков — серые, мало радующие глаз здания, на месте речек — высохшие овраги, а вместо озёр и прудов— засохшие покрытые серым илом огромные чаши нав..дящие п..чаль и тоску.

Задания к тексту

1.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

2.Укажите стиль текста. Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.

3.Определите основную мысль текста.

4. Отметьте в тексте эмоционально–оценочные средства. Какое настроение они создают?

5.Разберите по составу слово c у д о х о д н ы е , укажите способ образования

6.Выпищите из текста синонимические пары. Какую функцию они выполняют?

7. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения (БСП). Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

8. Из предложения 14 выпишите причастия, какова их синтаксическая роль

9.Подчеркните в тексте неполные предложения, определите их стилистическую роль.

10.Сделайте морфологический разбор слова деревьев в предложении 8.

11. Подчеркните в тексте грамматические основы предложения 2, укажите его вид и составьте схему.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей учащихся.

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

• разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

• игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.

 

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

 

Задание 3. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?

 

Задание 4. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. – в зависимости от формулировки темы).

а. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

б. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

Задание 5.  Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах. 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь. 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои. 6. Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, и обливаясь черной кровью, она глядит, глядит в тебя, и с ненавистью, и с любовью. 7. Я видел: ива молодая томилась, в озеро клонясь, а девушка, венки сплетая, все пела, плача и смеясь. 8. Ведь тот же огненный желток, что скрылся за борт, он одному сейчас – Восток, другому – Запад. 9. Я соловей: я без тенденций и без особой глубины… Но будь то старцы иль младенцы. Поймут меня, певца весны. 10. Она была не хороша, не дурна собою.

 

Данная работа не только служит формированию навыков общения и речи обучающихся, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает обучаемому возможность не только повысить свои учебные достижения, но и влияет на него как на будущего специалиста, развивая его профессиональные качества и повышая тем самым его профессиональные шансы.

 



Библиографический список.

1.     Пономарёва Л.Д.  Речетворчество учащихся // РЯШ. – 1979. – №6

2.     Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2

3.     Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

4.     Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4

5.     Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7

6.     Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся – М., 1995








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РОСКОШЬ ОБЩЕНИЯ

Автор: Штефюк Елена Саввовна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Мир человеческого общения "
    ["seo_title"] => string(36) "mir-chieloviechieskogho-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155007"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421234088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Сочинение-рассуждение по высказыванию К.Г. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом" "
    ["seo_title"] => string(165) "sochinieniie-rassuzhdieniie-po-vyskazyvaniiu-k-g-paustovskogho-niet-nichiegho-takogho-v-zhizni-i-v-nashiem-soznanii-chiegho-niel-zia-bylo-by-pieriedat-russkim-slovom"
    ["file_id"] => string(6) "238471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444572248"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему: «Общение в жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "112252"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408455544"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация урока на тему: «Общение в жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-uroka-na-tiemu-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "112255"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408456197"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конкурс по психологии "Роскошь человеческого общения""
    ["seo_title"] => string(64) "konkurs_po_psikhologhii_roskosh_chieloviechieskogho_obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "358709"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479108869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства