kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация творческого потенциала одаренных детей через обучение и воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Диагностика и развитие этой проблемы волнуют педагогов уже несколько веков. В настоящее время интерес к ней очень высок. Одарённые дети – потенциал общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация творческого потенциала одаренных детей через обучение и воспитание»

Реализация творческого потенциала одаренных детей

через обучение и воспитание

Колесниченко М.Н., воспитатель

КГУ ШОД «Озат», г.Костанай


Одно из самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Диагностика и развитие этой проблемы волнуют педагогов уже несколько веков. В настоящее время интерес к ней очень высок. Одарённые дети – потенциал общества.

Если заглянуть за другую сторону медали, то  выдающиеся умственные проявления детей  могут оказаться чем – то непостоянным, временным. В процессе возрастного развития – наряду с укреплением свойств интеллекта, переход их на более высокий уровень – происходит и ограничение, а то и исчезновение детских уникальных способностей. Несмотря на это требуется диагностика одарённых детей, не только потому, что они являются потенциалом своей страны, ещё и для того, чтобы ликвидировать дискомфорт, который может появиться в общении с обыкновенными детьми [1].

Как правило, именно родители первыми замечают одаренность ребенка, это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка. Важен именно тот факт, что у некоторых детей и соответственно взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их мы и называем одаренными. 
Человек,  имеющий развитые способности, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит взаимоотношения с окружающими, по-другому трудится. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар [2]. 
Высокая любознательность и исследовательская активность - отличительные признаки одарённых детей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

 Такие дети воспринимают болезненно недостаток информации, которую можно усвоить и переработать. Ограничение их активности может вылиться  негативными реакциями невротического характера. В раннем возрасте одаренные дети способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; особенно их увлекает построение альтернативных моделей и систем. Быстрая передача нейронной информации отличительная черта этих детей, внутримозговая система более разветвленная, присутствует большое число нервных связей. Обычно, одаренные дети обладают отличной памятью, она основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Они способны классифицировать и  распределять информацию на соответствующие категории, широко пользоваться накопленными знаниями.

Большой словарный запас, содержащий сложные синтаксические конструкции,  умение ставить вопросы всё это чаще всего привлекает внимание к одаренным детям. Эти дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, выдумывают слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные понятия и события. Их игры требуют активизации умственных способностей.

Одаренные дети способны на  повышенную концентрацию внимания, упорство в достижении результата в той области, которая им интересна. Свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи, составление четких схем и классификаций.

Не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, которые  опережают в умственном отношении свой возраст, уловить момент очень важно. Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.  Ощутимый теоретический вклад в  решении проблемы способностей и одаренности был сделан советским психологом Б.М. Тепловым, который  утверждал, что для понимания одаренности целесообразно исходить из базового понятия способностей [3].

Одаренность  он представлял как качественно своеобразное сочетание способностей,  именно от них зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности.  Это значит, что одаренность –  индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку легко и быстро приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.

На основе врожденных задатков, то есть анатомо-физиологических особенностей развивается одаренность.  Развитие её происходит, только в условиях конкретной деятельности и тесно связано с теми определёнными требованиями, которые предъявляет человеку та или иная практическая деятельность. С.Л. Рубинштейн, Б.М. Шадриков, В.Д. Голубева также рассматривали одаренность с точки зрения способностей.  Позиция В.Д. Шадрикова подходит к определению понятий «способности» и «одаренность» с позиции функциональной системы. В рассматриваемом автором подходе одаренность выступает «как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности».

В работе с одарёнными  часто встречаются барьеры педагогического и психологического характера. Они вытекают из противоречий методов и приёмов, дефицитом специалистов в этой области [4].

Чаще всего, при обучении одарённого ребёнка по обычной программе появляется  неприязнь к школе. Это объясняется тем, что ему неинтересно и скучно. Одним словом, учебный план не соответствует его способностям. Несомненно, что при конкретно составленной  программе развития мотивации эта проблема интеллектуально одарённых детей может быть успешно ликвидирована.

Одарённых детей угнетает  «рутинная» работа, не хватает настойчивости, желания преодолевать  трудности. Учёба в школе даётся им легко, и они не приобретают  подобного опыта. Существенно ухудшаются результаты в той сфере деятельности, где необходимо сотрудничество и согласование с действиями других участников общей работы. Во взрослой жизни коммуникативные трудности могут привести к неумению качественно работать в команде. Большая часть одарённых детей проявляют протест против любого рода запретов. Они с трудом переживают свои проигрыши, неудачи. Одарённые дети самокритичны. На фоне ранимости в окружающем мире, они воспринимают слова и невербальные сигналы против себя. Отсюда неудовлетворённость собой, своими достижениями. Низкая самооценка. Маленькая, но талантливая личность боится ошибок, поэтому взрослым следует быть аккуратными в своих комментариях связанных с неудачами  ребёнка. Дети из данной категории отдают больше предпочтение той деятельности, которая их привлекает больше. Остальными, которые не входят в сферу их склонностей, они часто пренебрегают. Возникает проблема саморегуляции. Таким детям часто нужен всегда человек, который решал бы проблемы быта и самые простые жизненные проблемы.

Учителям следует в совместной деятельности  создавать благоприятный микроклимат. Взять на вооружение  различные стратегии обучения и воспитания. Не стоит забывать об уважении к личности воспитанника. Необходимо способствовать его умственным, творческим процессам. Основная часть профессиональной квалификации преподавателей включают в себя:

- отличное знание предмета и методики преподавания; умение оказать  психологическую поддержку  себе  и учащимся;

- обладать высокими личностными качествами как педагога так и человека;

- уметь осуществлять традиционный способ обучения одарённых детей, способствовать активизации таланта.

Возникает вопрос: на основании чего производится оценка готовности учителя к занятиям с одарёнными? Педагог должен иметь предрасположенность к данной деятельности. Проявлять творческую активность, желание внести свою лепту в работу  с неординарными личностями, изучать их качество развития. Быть готовым  держать ответы на «мудреные» вопросы подопечных. Диагностика данной проблемы основывается на идеях школы академика В. А. Сластенина [5]. Именно здесь детально рассматриваются  личности педагогов работающих на раскрытие   творческой природы детей.

Для одаренных, успешный учитель - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы [6].

Учителя гораздо больше задают открытых вопросов одаренным учащимся, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

 Многие учителя стараются прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя как психотерапевты: они сторонятся реакций на каждое высказывание. Внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Рекомендации:

-на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

-исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

-быть для всех учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться;

-чувствовать эмоциональный настрой группы, отдельного ребенка и принимать его;

-быть активным участником группового и субъект - субъектного взаимодействия;

-стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;

Изучение разных аспектов проблемы позволило нам сделать вывод о том, что "одаренность" является системным понятием. В связи с этим процесс выявления детей для специального обучения должен носить комплексный характер. Наукой накоплен достаточно большой арсенал надежных измерительных средств для решения этой задачи [7].


Список использованной литературы:


1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T.I. М.: Педагогика, 1980. 232 с. С. 17-178.

2.Анохин Т.В. - Педагогическая поддержка как реальность современного мира "Педагогический поиск". 2000 - 37с.

3.Афанасьева Т.А. - Нестандартные дети. Воспитание школьников, 2001 № 8 с.8-10

4.Белова Е.С. Одаренность малышей: раскрыть, понять, поддержать. М., 2001.183с.

5.Сластенин В.Л., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2001. 480 с.

6.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З. М.: Педагогика, 1981. 640 с. С.205-394.

7.Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. Т. 1.- М., 1985.- С. 14-15.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация творческого потенциала одаренных детей через обучение и воспитание

Автор: Колесниченко Марина Николаевна

Дата: 06.02.2018

Номер свидетельства: 455231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-tvorchieskoi-odariennosti-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "139525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417726563"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Работа с одаренными детьми на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(53) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "155015"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421234606"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Доклад «Реализация методической темы в планах самообразования учителя русского языка и литературы »"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_realizatsiia_metodicheskoi_temy_v_planakh_samoobrazovaniia_uchitelia_russ"
    ["file_id"] => string(6) "529675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575214164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства