Реализация предметного содержания на учебных занятиях иностранного языка
Реализация предметного содержания на учебных занятиях иностранного языка
Выступление на методическом объединении учителей английского языка
Тема: «Реализация предметного содержания
на учебных занятиях по английскому языку в условиях коммуникативно-ориентированного обучения»
В связи с высокой потребностью общества в знании языка, методика преподавания и обучения совершенствуется так же и ищет новые пути наиболее оптимальные для достижения поставленной цели. Поэтому сегодня в основе реализации предметного содержания на занятиях по английскому и другим иностранным языкам,лежит непосредственно коммуникативно-ориентированное обучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация предметного содержания на учебных занятиях иностранного языка »
Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района
г. Витебска
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 6 г.Витебска»
Выступление на методическом объединении учителей английского языка
Тема: «Реализация предметного содержания
на учебных занятиях по английскому языку в условиях коммуникативно-ориентированного обучения»
Подготовила:
Лебедева Елена Петровна
Учитель английского языка
Витебск 2014
Тема: «Реализация предметного содержания на учебных занятиях по английскому языку в условиях коммуникативно-ориентированного обучения
Мы шагнули в новый век, который требует от человечества постоянного движения,совершенствования, работы над собой и, безусловно, знаний.
Знание иностранного языка в наше время актуально и востребовано в любой сфере занятости. Человек сталкивается ежедневно с иностранным языком-инструкциями приобретаемых товаров, аннотациями к лекарственным препаратам,бытовой химии,косметики и т.д.
В связи с высокой потребностью общества в знании языка, методика преподавания и обучения совершенствуется так же и ищет новые пути наиболее оптимальные для достижения поставленной цели. Поэтому сегодня в основе реализации предметного содержания на занятиях по английскому и другим иностранным языкам ,лежит непосредственно коммуникативно-ориентированное обучение.
1. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам (Communicative language teaching) — это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, прежде всего, призван научить свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку впервые возник в 70-х годах как результат работы экспертов Совета Европы. С того времени данный подход получил широкое распространение во всем мире и стал одним из главных методов обучения иностранным языкам.
Возможно, многие преподаватели затруднятся дать точное определение коммуникативному подходу. Что именно подразумевается под коммуникативным подходом? Обучение разговору, отсутствие обучения грамматике на курсе, или же занятия, в которых акцент делается на использование открытых дискуссий? Для того чтобы лучше понять, что такое коммуникативный подход, стоит рассмотреть весь набор сопутствующих ему принципов.
2. Цель коммуникативного подхода в обучении
Главной целью обучения является коммуникативная компетенция учеников. Значение этого термина будет более ясным и понятным в сравнении с концептом грамматической компетенции. Грамматическая компетенция — это умение грамотно строить словосочетания и предложения, правильно использовать и согласовывать времена, это знание частей речи и знание того, как устроены предложения разного типа. Грамматическая компетенция, как правило, является центром внимания многих учебных пособий, в которых приводятся определенные грамматические правила и упражнения на отработку и закрепление этих правил. Бесспорно, грамматическая компетенция является важным, но далеко не единственным аспектом в обучении языку. Человек, полностью освоивший все грамматические правила, умеющий грамотно строить предложения, может обнаружить трудности в реальном общении на иностранном языке, в настоящей коммуникации. То есть человек будет испытывать недостаток коммуникативной компетенции.
3 .Коммуникативная компетенция может включать в себя следующие аспекты:
- знание, как использовать язык для различных целей и функций,
- знание того, как меняется язык в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации и самих участников этой ситуации (например, знание отличий формальной речи от неформальной, устной от письменной).
- умение создавать, читать и понимать тексты различного типа и характера (например, рассказы, интервью, диалоги, доклады).
- умение поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе.
4.Принципы коммуникативного метода как средства обучения
1) принцип "оречевленности" упражнений предполагает речевую направленность обучения. Все упражнения должны быть упражнениями не в проговаривании, а в говорении. Филологическое образование в российской школе традиционно основано на двух особенностях. Первая заключается в том, что изучение грамматики (системы языка) имеет приоритетное значение, что представляется вполне закономерным, поскольку грамматическое знание является основой любого другого языкового знания. Однако, языковая эрудиция (сфера грамматики) сама по себе еще не гарантирует эрудиции речевой. Знать язык и владеть им - не одно и то же. Принцип "оречевленности" упражнений учит человека изобретать и сознательно строить речь. Вторая особенность использования филологической подготовки состоит в том, что школа учит говорить и писать в основном на материале художественной литературы.
2) принцип "оречевленности" упражнений тесно связан с принципом индивидуализации речевой деятельности. Учет индивидуальных особенностей ученика, является главным средством создания мотивации и активности.
5 . 3) принцип индивидуализации речевой деятельности, логически предопределяющий принцип отбора речевого материала и способствующий, прежде всего, адекватному процессу коммуникации. Он предполагает:
а) отбор лексики на основе ее частотности для какой-либо речевой задачи в той или иной ситуации; б) отбор лексики, необходимой для обсуждения проблем межличностного общения; в) отбор проблем, связанных не со страной изучаемого языка со страной обучаемых,
4) принцип отбора речевого материала, предполагающий принцип ситуативности. Ситуативность является важным средством речевой стимуляции, способствует развитию речевого умения.
5) принцип ситуативности, сочетающийся с принципом новизны и обеспечивающий необходимое развитие речевого умения, способности перефразировать, механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего.
Именно новизна материала, как по форме, так и по содержанию, способствует появлению интереса и его устойчивости у учащихся к изучаемому иностранному языку.
Перечисленные принципы отражают закономерности коммуникативного обучения речевой деятельности.
6.Как происходит процесс обучения иностранному языку?
Наше понимание процесса обучения иностранным языкам за последние 30 лет претерпело довольно сильные изменения, и использование коммуникативного подхода — это в частности результат нового понимания. Ранее обучение иностранным языкам в основном было направлено на развитие грамматической компетенции. Считалось, что грамматические упражнения помогают выработать привычку правильного использования языка. Посредством заучивания диалогов и фраз наизусть, исправления ошибок в устной или письменной форме, постоянного контроля со стороны учителя можно избежать неправильной речи.
Однако коммуникативный подход, прежде всего, фокусируется не на правильности языковых структур (хотя этот аспект также остается важным), а на других параметрах:
- взаимодействии участников в процессе общения,
- уяснении и достижении общей коммуникативной цели,
- попытках объяснить и выразить вещи различными способами,
- расширении компетенции одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками.
7. Роль учителя в обучении
Учитель при использовании коммуникативного подхода, как правило, выступает в качестве:
- помощника,
- друга,
- советчика.
Основное внимание уделяется групповому обучению. Задача учителя и учеников – научиться работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения. Ученик учится слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы. Ученик больше ориентируется на своих товарищей по группе, чем на своего учителя как на модель.
8. Упражнения и задания
Упражнения и задания, которые используются в обучении иностранным языкам по коммуникативной методике.
- проекты,
- коммуникативные игры,
- коммуникативные упражнения,
- театрализации,
-дискуссии .
Подведя итог выше сказанному, делаем вывод, что коммуникативная методика обучения английскому языку базируется на живом общении, как на эффективном инструменте, позволяющем планомерно, логично и результативно осваивать все ступени знаний. Учащиеся полностью погружается в языковую среду, получая пласт знаний, тут же применяя его на практике, тем самым закрепляя материал более органично и без необходимости пустого заучивания. Участники коммуникативного процесса постигают грамматику, расширяют лексику, решают коммуникативные задачи, применяя и нарабатывая необходимые навыки. Классический приём коммуникативного обучения английскому языку – имитация и проекция обстоятельств и ситуаций из реальной жизни, при этом охватываются все аспекты: и лексика, и грамматика, и чтение, и аудирование, устная и письменная речь.