kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по разработке авторской программы (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка авторской  программы и её реализация – это часть экспериментальной и инновационной деятельности,  необходимой при аттестации учителя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по разработке авторской программы (из опыта работы)»

9


Рекомендации по разработке авторской программы

Все мы знаем, что до недавнего прошлого при аттестации на высшую категорию требовалось наличие авторской программы с рецензией.

С 2020 года вводится новая система аттестации по единым правилам во всей стране, где главный критерий роста – профессиональный стандарт.


После первых 3 лет работы учитель будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. ЕФОМ - единые федеральные оценочные материалы.

В эти «плюс другие пункты» может входить и составленная и рецензированная авторская программа педагога. Разработка такой программы и её реализация – это часть экспериментальной и инновационной деятельности, которая так же необходима при аттестации.


Определение авторской программы

Единого определения нет, существует несколько определений авторской программы.

Все определения сводятся к одной концепции:


Авторская программа - инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения.

Она может быть различной по объему, по содержанию, по полноте представленности педагогической технологии, но, каждая программа должна состоять из трех логических блоков, отвечающих на вопросы:

  • Какие изменения предполагаются в состоянии учащихся в процессе преподавания данной программы?

  • Каково содержание обучения?

  • Как предполагается достичь планируемого результата обучения?


Если учитель не испытывает потребности поделиться с коллегами своими находками, не хочет представить свою разработку на рассмотрение (и оценку), коллег, не хочет обосновывать и доказывать, тогда педагог может остаться «автором для себя».


Если же педагог-автор хочет, чтобы о его опыте узнали, он должен иметь в виду, что теперь он выступает в новом качестве - как автор, и его деятельность с этих пор подчиняется некоторым требованиям. Он должен уметь четко объяснить коллегам, что меняет его опыт, какова результативность, в чем заключаются идея, подход автора.


Если педагог-автор намерен представить свою разработку на экспертизу, то требования к ее оформлению возрастают. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу автора заочно и не могут задать ему интересующие их вопросы. Они ищут ответы на вопросы в самом тексте разработки. Поэтому текст должен быть предельно ясным и содержать в себе ответы на возможные вопросы экспертов:

Вопросы могут быть такими:

Какая идея положена в основу разработки новой программы?

В чем состоит авторская точка зрения? замысел автора?

Какие преимущества от программы получат дети?

Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении?

Как будет реализовываться Ваша идея (идея автора)?

Каковы шаги, этапы реализации идеи?


В основу авторской разработки может быть положена как новая, так и уже известная идея.


Авторские программы можно классифицировать

По способу разработки:

адаптивные - связанные с приспособлением уже имеющихся разработок

комбинаторные - новые сочетания известных элементов, способов, приемов; И

радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета.

По степени новизны:

педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, но не претендующих на социально значимую для страны или мира новизну;

педагогическое изобретение -претендующее на новизну И

педагогическое открытие - установление ранее неизвестного

По сроку реализации Вы видите на экране, что авторские программы так же подразделяются на виды.

По особенностям развития: общие – программы, ориентированные на широкий круг обучающихся и специальные – например, для одаренных детей или наоборот детей с ОВЗ.


Сущность авторской программы состоит в поиске и разработке новых, отличных от существующей практики целей и ценностей образования, в некоторых случаях даже противоречащих традиционным среднестатистическим нормам.


Отличительным признаком авторской программы может служить то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом личного опыта работы, с учетом педагогического мастерства, собственных наработанных методик, технологий обучения и воспитания, запросов и потребностей детей и родителей.


Цель создания авторской программы: решение определенной проблемы в образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.

Педагог, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения и отсюда вытекает Обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям Закона РФ «Об образовании».


При составлении авторской программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики: доступность и последовательность, научность, учёт возрастных особенностей детей, наглядность, связь теории с практикой, предлагается максимальный учёт особенностей каждого воспитанника,

принцип результативности - в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок;

Учитываем так же актуальность и принцип межпредметности.


К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования, отражающие стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ: актуальность

прогностичность; рациональность; реалистичность; целостность

контролируемость и корректируемость.


Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?».

Поэтому необходимо учесть: последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа и опыт других педагогов.


Технология создания авторской программы


Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), оформление и утверждение программы.


Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.


Определение вида проектируемой программы

Установление цели

Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

Определение средств, методов и форм обучения.

Составление списка необходимой литературы.


Примерная структура основных блоков авторской программы


титульный лист;

Титульный лист – это "визитная карточка" программы, здесь указывается информация: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; полное название программы, возраст обучающихся на которых программа рассчитана; срок реализации программы; Ф. И. О. и должность автора и т. д.


пояснительная записка;

В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.

Особенно важной частью пояснительной записки программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая возникает здесь, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их. цель программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, а задачи есть результат конкретных стадий реализации программы.


Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. Ожидаемые результаты - это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Также при описании ожидаемых результатов необходимо указать какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.


учебно-тематический план;


учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему


содержание изучаемого курса;


В разделе "Содержание программы" необходимо кратко и конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. с использованием

собственного представления современных инновационных технологий, своего педагогического опыта, указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих


методическое обеспечение программы;


Раздел "Методическое обеспечение программы" предоставляет педагогу возможность хоть в какой¬-то мере заочно передать свое педагогическое творчество, показать собственные "изюминки", это Описание форм занятий, методов и приемов проведения занятий, их дидактического оснащения и даже желательно представить свою систему оценки.


информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)

Список литературы – заключительный раздел программы. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы.


Авторская программа может стать основой методических разработок по отдельным темам, а также написания учебного пособия.

Авторская образовательная программа – это официальный документ, который должен быть оформлен определённым образом.


1. Актуальность разработки программы

2. Причины разработки программы

3. Особенности программного материала

4. Адресат

5. Соответствие нормативной базе

6. Требования к знаниям и умениям обучающихся

7. Целевая установка

8. Структура программы

9. Формы организации учебного процесса

10. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых

11. Итоговый контроль

12. Объем и сроки изучения


Из своего опыта работы:

В 2013 году мной разработана авторская программа элективного курса для учащихся 9 классов общеобразовательной школы по социальной географии на тему: «Проблема века - демографическая проблема». Программа имеет рецензию. Программа построена на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы, в ней раскрываются новые аспекты уже имеющихся у 9 классников знаний. В программе формируется интегрированный подход к изучению вопроса населения и общества. Рассчитана на 17 часов. Имеет большую практическую направленность. Может использоваться в широкой образовательной практике. Рекомендована к использованию другими педагогами.

Программа призёр Всероссийского конкурса «Лучшая авторская программа элективных курсов».


В 2016 году мной разработана методика для педагогов и психологов образовательных учреждений «Педагогические условия формирования информационно-коммуникационных компетенций обучающихся в образовательном процессе». Имеет рецензию. РЕЦЕНЗЕНТ отмечает как большое достоинство работы – наличие приложений –комплекса умений, показывающих какие навыки информационной компетентности сформированы у учащихся. Практическая значимость заключается в технологических картах уроков географии, тематических классных часов и родительских собраний. Разработаны методические рекомендации по использованию системы оценочных заданий для оценивания уровня сформированности информационной компетентности учащихся. Отмечен высокий уровень качества оформления работы.


В 2019 году составлена Методическая разработка для учителей географии являющихся наставниками молодых педагогов «Программа деятельности учителя-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов» : Учитель – учителю. Программа имеет рецензию. Рецензент отмечает, как положительный момент, что программа является универсальной и практико –ориентированной.

Программа рекомендована для предоставления широкой педагогической общественности в рамках работы РИП.

Все разработанные мной программы были реализованы на практике.

Вывод: Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы и свою готовность интересно, грамотно, профессионально написать, реализовать программу, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить программу.




























































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации по разработке авторской программы (из опыта работы)

Автор: Кудрявцева Наталья Валентиновна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Программа по математике 5 класса "
    ["seo_title"] => string(35) "proghramma-po-matiematikie-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "235036"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443586280"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Педагоги по зову судьбы "
    ["seo_title"] => string(26) "piedaghoghi-po-zovu-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "235994"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443909037"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства