Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по разработке авторской программы (из опыта работы)»
9
Рекомендации по разработке авторской программы
Все мы знаем, что до недавнего прошлого при аттестации на высшую категорию требовалось наличие авторской программы с рецензией.
С 2020 года вводится новая система аттестации по единым правилам во всей стране, где главный критерий роста – профессиональный стандарт.
После первых 3 лет работы учитель будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. ЕФОМ - единые федеральные оценочные материалы.
В эти «плюс другие пункты» может входить и составленная и рецензированная авторская программа педагога. Разработка такой программы и её реализация – это часть экспериментальной и инновационной деятельности, которая так же необходима при аттестации.
Определение авторской программы
Единого определения нет, существует несколько определений авторской программы.
Все определения сводятся к одной концепции:
Авторская программа - инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения.
Она может быть различной по объему, по содержанию, по полноте представленности педагогической технологии, но, каждая программа должна состоять из трех логических блоков, отвечающих на вопросы:
Какие изменения предполагаются в состоянии учащихся в процессе преподавания данной программы?
Каково содержание обучения?
Как предполагается достичь планируемого результата обучения?
Если учитель не испытывает потребности поделиться с коллегами своими находками, не хочет представить свою разработку на рассмотрение (и оценку), коллег, не хочет обосновывать и доказывать, тогда педагог может остаться «автором для себя».
Если же педагог-автор хочет, чтобы о его опыте узнали, он должен иметь в виду, что теперь он выступает в новом качестве - как автор, и его деятельность с этих пор подчиняется некоторым требованиям. Он должен уметь четко объяснить коллегам, что меняет его опыт, какова результативность, в чем заключаются идея, подход автора.
Если педагог-автор намерен представить свою разработку на экспертизу, то требования к ее оформлению возрастают. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу автора заочно и не могут задать ему интересующие их вопросы. Они ищут ответы на вопросы в самом тексте разработки. Поэтому текст должен быть предельно ясным и содержать в себе ответы на возможные вопросы экспертов:
Вопросы могут быть такими:
Какая идея положена в основу разработки новой программы?
В чем состоит авторская точка зрения? замысел автора?
Какие преимущества от программы получат дети?
Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении?
Как будет реализовываться Ваша идея (идея автора)?
Каковы шаги, этапы реализации идеи?
В основу авторской разработки может быть положена как новая, так и уже известная идея.
Авторские программы можно классифицировать
По способу разработки:
адаптивные - связанные с приспособлением уже имеющихся разработок
комбинаторные - новые сочетания известных элементов, способов, приемов; И
радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета.
По степени новизны:
педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, но не претендующих на социально значимую для страны или мира новизну;
педагогическое изобретение -претендующее на новизну И
педагогическое открытие - установление ранее неизвестного
По сроку реализации Вы видите на экране, что авторские программы так же подразделяются на виды.
По особенностям развития: общие – программы, ориентированные на широкий круг обучающихся и специальные – например, для одаренных детей или наоборот детей с ОВЗ.
Сущность авторской программы состоит в поиске и разработке новых, отличных от существующей практики целей и ценностей образования, в некоторых случаях даже противоречащих традиционным среднестатистическим нормам.
Отличительным признаком авторской программы может служить то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом личного опыта работы, с учетом педагогического мастерства, собственных наработанных методик, технологий обучения и воспитания, запросов и потребностей детей и родителей.
Цель создания авторской программы: решение определенной проблемы в образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Педагог, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения и отсюда вытекает Обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям Закона РФ «Об образовании».
При составлении авторской программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики: доступность и последовательность, научность, учёт возрастных особенностей детей, наглядность, связь теории с практикой, предлагается максимальный учёт особенностей каждого воспитанника,
принцип результативности - в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок;
Учитываем так же актуальность и принцип межпредметности.
К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования, отражающие стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ: актуальность
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?».
Поэтому необходимо учесть: последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа и опыт других педагогов.
Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), оформление и утверждение программы.
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
Определение средств, методов и форм обучения.
Составление списка необходимой литературы.
Примерная структура основных блоков авторской программы
титульный лист;
Титульный лист – это "визитная карточка" программы, здесь указывается информация: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; полное название программы, возраст обучающихся на которых программа рассчитана; срок реализации программы; Ф. И. О. и должность автора и т. д.
пояснительная записка;
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.
Особенно важной частью пояснительной записки программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая возникает здесь, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их. цель программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, а задачи есть результат конкретных стадий реализации программы.
Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. Ожидаемые результаты - это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Также при описании ожидаемых результатов необходимо указать какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
учебно-тематический план;
учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему
содержание изучаемого курса;
В разделе "Содержание программы" необходимо кратко и конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. с использованием
собственного представления современных инновационных технологий, своего педагогического опыта, указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
методическое обеспечение программы;
Раздел "Методическое обеспечение программы" предоставляет педагогу возможность хоть в какой¬-то мере заочно передать свое педагогическое творчество, показать собственные "изюминки", это Описание форм занятий, методов и приемов проведения занятий, их дидактического оснащения и даже желательно представить свою систему оценки.
информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)
Список литературы – заключительный раздел программы. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы.
Авторская программа может стать основой методических разработок по отдельным темам, а также написания учебного пособия.
Авторская образовательная программа – это официальный документ, который должен быть оформлен определённым образом.
1. Актуальность разработки программы
2. Причины разработки программы
3. Особенности программного материала
4. Адресат
5. Соответствие нормативной базе
6. Требования к знаниям и умениям обучающихся
7. Целевая установка
8. Структура программы
9. Формы организации учебного процесса
10. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
11. Итоговый контроль
12. Объем и сроки изучения
Из своего опыта работы:
В 2013 году мной разработана авторская программа элективного курса для учащихся 9 классов общеобразовательной школы по социальной географии на тему: «Проблема века - демографическая проблема». Программа имеет рецензию. Программа построена на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы, в ней раскрываются новые аспекты уже имеющихся у 9 классников знаний. В программе формируется интегрированный подход к изучению вопроса населения и общества. Рассчитана на 17 часов. Имеет большую практическую направленность. Может использоваться в широкой образовательной практике. Рекомендована к использованию другими педагогами.
Программа призёр Всероссийского конкурса «Лучшая авторская программа элективных курсов».
В 2016 году мной разработана методика для педагогов и психологов образовательных учреждений «Педагогические условия формирования информационно-коммуникационных компетенций обучающихся в образовательном процессе». Имеет рецензию. РЕЦЕНЗЕНТ отмечает как большое достоинство работы – наличие приложений –комплекса умений, показывающих какие навыки информационной компетентности сформированы у учащихся. Практическая значимость заключается в технологических картах уроков географии, тематических классных часов и родительских собраний. Разработаны методические рекомендации по использованию системы оценочных заданий для оценивания уровня сформированности информационной компетентности учащихся. Отмечен высокий уровень качества оформления работы.
В 2019 году составлена Методическая разработка для учителей географии являющихся наставниками молодых педагогов «Программа деятельности учителя-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов» : Учитель – учителю. Программа имеет рецензию. Рецензент отмечает, как положительный момент, что программа является универсальной и практико –ориентированной.
Программа рекомендована для предоставления широкой педагогической общественности в рамках работы РИП.
Все разработанные мной программы были реализованы на практике.
Вывод: Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы и свою готовность интересно, грамотно, профессионально написать, реализовать программу, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить программу.