Педагог–внешкольник – это педагог, который пришел из будущего с целью показать своим воспитанникам образец их дучшей жизни, самообучения и самоутверждения.
Ш.Амонашвили
Внешкольне учреждения являются складовой системы непрерывного образования, дает зания, формирует умения и навыки в соответствиии с интересами ребенка, обеспечивает реализацию потребностей личности в творчестве, создает условия для интелектуального, духовного и физического развития, готовит к активной профессиональной и гражданской деятельности.
Педагогические коллективы внешкольных учреждений сориентированы на творческий подход в организации учебно-воспитательного процесса, на разработку авторских учебных программ, что способствует достижению воспитанниками более высокого уровня учебных достижений, установленных для общеобразовательной школы.
В соответствии з положением Закона «О внешкольном образовании» внедрять в жизнь задания внешкольного образования могут кадры «с высокими моральными качествами, соответствующим уровнем профессиональной подготовки, что забезпечит результативность и качество работы». Сегодня педагог-внешкольник – это педагог, владеющий коммуникативными умениями, умеющий организовать научно-исследовательскую работу, разработать собственную программу, пособие, обобщить перспективный педагогический опыт. Именно такой спектр творческих и профессионлаьных достижений позволяет высветить конкурс профессонального мастерства педагогов внешкольного образования.
Конкурс является важным мероприятием реализации государственной политики в сфере внешкольного образования и активизации творческого потенциала, распространения перспективного педагогического опыта, повышения социального статуса внешкольного учреждения как образовательно-культурного центра.
Главная цель конкурса состоит в повышении педагогического мастерства, творческого поиска и внедрения инноваций в педагогический процесс, поддержке педагогических работников внешкольных образовательных учреждений.
В ходе подготовительной работы педагогам были предложены положение о конкурсе, методические рекомендации, перечень материалов, образцы заполнения титульной страницы опыта, заявления, ориентировочные критерии самоанализа занятия кружка и требования к аннотации опыта, разработаны протоколы оценивания поданых материалов, экспертизы открытых занятий и т.д.
Конкурс срстоял из двух этапов: заочного и очного. После ознакомления с описаниями опытов работы жюри определило участников очного этапа в номинациях, соответствующих направлениям внешкольного образования. Для позитивной мотивации участников и обеспечения еффективных результатов конкурса в каждой номинации определялись победители по направлениям: “Педагогический олимп” (опытный педагог, воспитанники которого достигли наивысших результатов) и “Надежда года ” (самый молодой педагог за высокие резлуьтаты, показанные во время выполнения конкурсных заданий, за творческую самобытность).
В рамках очной части конкурса участники выполняли такие задания: І – “Через тернии к звездам” (анкетирование, тестирование, проведение открытого занятия); ІІ – “Мое педагогическое кредо” (защита опыта работы) А подведение итогов (финал) “Твори красоту вокруг себя” происходило в виде гала-концерта и творческих выставок.
Тщательной подготовки и психологического напряження требовало от конкурсантов проведение открытого занятия, которое, по сути, являлось иллюстрацией того, как на практике осуществляется основное педагогическое кредо воспитателя.
Опираясь на такие принципы педагогического процеса во внешкольном учреждении, как гуманизм, выбор, преемственность, научнная обоснованность, социализация, сотрудничество и сотворчество, руководители кружков проявили профессиональные умения в постановке цели и задач занятия, показали знания возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, умение работать с литературой, использовать методические рекомендации по профилю деятельности, ведение необходимых рабочих записей, способность анализировать свою профессиональную деятельность, готовность к решению поставленных задач.
Конкурсные открытые занятия оценивались по таким критериям:
цели и задачи кружкового занятия (создание оптимального климата и условий для организации творческой деятельности воспитанников, четкость постановки целей и задач, опора на знания и личный опыт детей);
готовность к занятию руководителя кружка (внешний вид, владение материалом занятия, подготовка наглядных пособий, плана-конспекта);
подготовка восптанников к занятию (наличие необходимых материалов, инструментов, дополнительной литературы);
организация познавательной деятельности (использование активных методов; раскрытие личностных черт воспитанников, развитие интереса к занятию, организация самостоятельной деятельности; соответствие возрастным особенностям и требованиям рабочей учебной программы);
техника преподавания теоретического материала (владение инновационными воспитательными технологиями; логичность, последовательность изложения материала; распределение времени на разные формы работы и деятельности);
результативность занятия (эмоциональные контакты; реализация поставленных задач; методы поощрения)
Конкурсные открытые занятия отличались разнообразием типов, использованием нетрадиционных форм и методов. Это были занятия-путешествия, занятия-конкурсы, семейный праздник, занятие-соревнование, занятие-презентация, занятие – овладение новыми знаниями, обобщающее занятие.
Педагоги показали умения выбрать для себя и воспитанников оудобную схему занятия, логику и последовательность раскрытия темы, создание ситуаций успеха и комфорта для воспитанников. Руководителям кружков удалось на открытом занятии создать непринужденную, творческую атмосферу, организовать познавательную деятельность детей на основе их знаний и личного опыта. Дети не только с интересом выполняли предложенные задания, но и высказывали свои мысли, пожелания с помощью красок, звуков, движений.
Так, на итоговом занятии театрального кружка воспитанники основного уровня обучения самостоятельно издагали новый материал кружковцам начального уровня. Творческая личность, позитивная энергетика руководителя побуждала детей к раскрытию характеров героев пьесы такими средствами, как песня, движение. При этом использовалось музыкальное сопровождение, созданное взрослым. Научный подход руководителя кружка изобразительного искусства к раскрытию темы занятия “Мы рисуем джаз” не помешал воспитанникам за 40 минут создать работы высокого каачества, вполне готовые к участию в выставке. Руководителю туристического кружка удалось обеспечить поисковую деятельность на занятии “Рельеф. Тактика на горном рельефе” с использованием красочного дидактического материала.
Защита опыта “Мое педагогическое кредо” – самая важная часть конкурса. От участников требовалось в режиме публичного выступления раскрыть идею, цель, новизну, практическое значение опыта работы с воспитанниками, представить профессиональный автопортрет, особенности своей педагогической деятельності, обосновать использования тех или иных форм и методов работы. Участникам удалось показать умение владеть аудиторией, достаточный уровень психолого-педагогической подготовки, знание особенностей современных воспитательных технологий. Использование компьютерных технологий для обеспечения наглядности защиты, вдадение научной терминологией, глубокое понимание особенностей своего направления, логичность, эмоциональность, наличие позитивных результатов позволило педагогам показать достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и педагогического мастерства, умения творчески подходить к реализации разнообразных образовательных и воспитательных задач.
Финал конкурса профессионального мастерства педагогических работников внешкольных образовательных учреждений проходил под девизом “Твори красоту вокруг себе”. Лучшим подарком для педагогов стала авторская работа победителя в номинации “Художественно-эстетическое воспитание» Марины Сирко - гимн внешкольников Харьковщины “Открой свое сердце”:
Майстерски, с добром и надеждой
Лелеем таланты, как ветку лозы.
Открой свое сердце навстречу ребенку,
Любовь, вдохновенье свое покажи!
Приспів: Мы солнце несем в открытых ладонях,
Улыбку, и радость, надежды весны,
И помним, что мы педагоги,
Мы - педагоги по зову судьбы
Литература:
Плюснина Е.С. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогического работника // Методист. – 2008. – №10. С. 33–35.
Сущенко Т.И. Основи внешкольной педагогики. – Минск, 2000. – 220 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагоги по зову судьбы »
Педагоги по зову судьбы
Воронина Галина Леонидовна, преподаватель
кафедры воспитания и
развития личности
Харьковской академии
непрерывного образования
Педагог–внешкольник –
это педагог, который пришел из будущего с целью показать своим воспитанникам образец их дучшей жизни, самообучения и самоутверждения.
Ш.Амонашвили
Внешкольне учреждения являются складовой системы непрерывного образования, дает зания, формирует умения и навыки в соответствиии с интересами ребенка, обеспечивает реализацию потребностей личности в творчестве, создает условия для интелектуального, духовного и физического развития, готовит к активной профессиональной и гражданской деятельности.
Педагогические коллективы внешкольных учреждений сориентированы на творческий подход в организации учебно-воспитательного процесса, на разработку авторских учебных программ, что способствует достижению воспитанниками более высокого уровня учебных достижений, установленных для общеобразовательной школы.
В соответствии з положением Закона «О внешкольном образовании» внедрять в жизнь задания внешкольного образования могут кадры «с высокими моральными качествами, соответствующим уровнем профессиональной подготовки, что забезпечит результативность и качество работы». Сегодня педагог-внешкольник – это педагог, владеющий коммуникативными умениями, умеющий организовать научно-исследовательскую работу, разработать собственную программу, пособие, обобщить перспективный педагогический опыт. Именно такой спектр творческих и профессионлаьных достижений позволяет высветить конкурс профессонального мастерства педагогов внешкольного образования..
Конкурс является важным мероприятием реализации государственной политики в сфере внешкольного образования и активизации творческого потенциала, распространения перспективного педагогического опыта, повышения социального статуса внешкольного учреждения как образовательно-культурного центра.
Главная цель конкурса состоит в повышении педагогического мастерства, творческого поиска и внедрения инноваций в педагогический процесс, поддержке педагогических работников внешкольных образовательных учреждений.
В ходе подготовительной работы педагогам были предложены положение о конкурсе, методические рекомендации, перечень материалов, образцы заполнения титульной страницы опыта, заявления, ориентировочные критерии самоанализа занятия кружка и требования к аннотации опыта, разработаны протоколы оценивания поданых материалов, экспертизы открытых занятий и т.д.
Конкурс срстоял из двух этапов: заочного и очного. После ознакомления с описаниями опытов работы жюри определило участников очного этапа в номинациях, соответствующих направлениям внешкольного образования. Для позитивной мотивации участников и обеспечения еффективных результатов конкурса в каждой номинации определялись победители по направлениям: “Педагогический олимп” (опытный педагог, воспитанники которого достигли наивысших результатов) и “Надежда года ” (самый молодой педагог за высокие резлуьтаты, показанные во время выполнения конкурсных заданий, за творческую самобытность).
В рамках очной части конкурса участники выполняли такие задания: І – “Через тернии к звездам” (анкетирование, тестирование, проведение открытого занятия); ІІ – “Мое педагогическое кредо” (защита опыта работы) А подведение итогов (финал) “Твори красоту вокруг себя” происходило в виде гала-концерта и творческих выставок.
Тщательной подготовки и психологического напряження требовало от конкурсантов проведение открытого занятия, которое, по сути, являлось иллюстрацией того, как на практике осуществляется основное педагогическое кредо воспитателя.
Опираясь на такие принципы педагогического процеса во внешкольном учреждении, как гуманизм, выбор, преемственность, научнная обоснованность, социализация, сотрудничество и сотворчество, руководители кружков проявили профессиональные умения в постановке цели и задач занятия, показали знания возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, умение работать с литературой, использовать методические рекомендации по профилю деятельности, ведение необходимых рабочих записей, способность анализировать свою профессиональную деятельность, готовность к решению поставленных задач.
Конкурсные открытые занятия оценивались по таким критериям:
цели и задачи кружкового занятия (создание оптимального климата и условий для организации творческой деятельности воспитанников, четкость постановки целей и задач, опора на знания и личный опыт детей);
готовность к занятию руководителя кружка (внешний вид, владение материалом занятия, подготовка наглядных пособий, плана-конспекта);
подготовка восптанников к занятию (наличие необходимых материалов, инструментов, дополнительной литературы);
организация познавательной деятельности (использование активных методов; раскрытие личностных черт воспитанников, развитие интереса к занятию, организация самостоятельной деятельности; соответствие возрастным особенностям и требованиям рабочей учебной программы);
техника преподавания теоретического материала (владение инновационными воспитательными технологиями; логичность, последовательность изложения материала; распределение времени на разные формы работы и деятельности);
результативность занятия (эмоциональные контакты; реализация поставленных задач; методы поощрения)
Конкурсные открытые занятия отличались разнообразием типов, использованием нетрадиционных форм и методов. Это были занятия-путешествия, занятия-конкурсы, семейный праздник, занятие-соревнование, занятие-презентация, занятие – овладение новыми знаниями, обобщающее занятие.
Педагоги показали умения выбрать для себя и воспитанников оудобную схему занятия, логику и последовательность раскрытия темы, создание ситуаций успеха и комфорта для воспитанников. Руководителям кружков удалось на открытом занятии создать непринужденную, творческую атмосферу, организовать познавательную деятельность детей на основе их знаний и личного опыта. Дети не только с интересом выполняли предложенные задания, но и высказывали свои мысли, пожелания с помощью красок, звуков, движений.
Так, на итоговом занятии театрального кружка воспитанники основного уровня обучения самостоятельно издагали новый материал кружковцам начального уровня. Творческая личность, позитивная энергетика руководителя побуждала детей к раскрытию характеров героев пьесы такими средствами, как песня, движение. При этом использовалось музыкальное сопровождение, созданное взрослым. Научный подход руководителя кружка изобразительного искусства к раскрытию темы занятия “Мы рисуем джаз” не помешал воспитанникам за 40 минут создать работы высокого каачества, вполне готовые к участию в выставке. Руководителю туристического кружка удалось обеспечить поисковую деятельность на занятии “Рельеф. Тактика на горном рельефе” с использованием красочного дидактического материала.
Защита опыта “Мое педагогическое кредо” – самая важная часть конкурса. От участников требовалось в режиме публичного выступления раскрыть идею, цель, новизну, практическое значение опыта работы с воспитанниками, представить профессиональный автопортрет, особенности своей педагогической деятельності, обосновать использования тех или иных форм и методов работы. Участникам удалось показать умение владеть аудиторией, достаточный уровень психолого-педагогической подготовки, знание особенностей современных воспитательных технологий. Использование компьютерных технологий для обеспечения наглядности защиты, вдадение научной терминологией, глубокое понимание особенностей своего направления, логичность, эмоциональность, наличие позитивных результатов позволило педагогам показать достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и педагогического мастерства, умения творчески подходить к реализации разнообразных образовательных и воспитательных задач.
Финал конкурса профессионального мастерства педагогических работников внешкольных образовательных учреждений проходил под девизом “Твори красоту вокруг себе”. Лучшим подарком для педагогов стала авторская работа победителя в номинации “Художественно-эстетическое воспитание» Марины Сирко - гимн внешкольников Харьковщины “Открой свое сердце”:
Майстерски, с добром и надеждой
Лелеем таланты, как ветку лозы.
Открой свое сердце навстречу ребенку,
Любовь, вдохновенье свое покажи!
Приспів: Мы солнце несем в открытых ладонях,
Улыбку, и радость, надежды весны,
И помним, что мы педагоги,
Мы - педагоги по зову судьбы
Литература:
Плюснина Е.С. Конкурсы профессионального мастерства как средство творче ской самореализации педагогического работника // Методист. – 2008. – №10. С. 33–35.
Сущенко Т.И. Основи внешкольной педагогики. – Минск, 2000. – 220 с.