РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ).
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ).
В статье раскрываются особенности метода проекта на уроках литературы и во внеклассной работе. Использование данного метода способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ). »
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ).
С.В. Федчун,
МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова
В статье раскрываются особенности метода проекта на уроках литературы и во внеклассной работе. Использование данного метода способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.
По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. И одно из приоритетных направлений реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» - развитие творческих способностей учащихся. Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии. Использование на уроках литературы и во внеклассной работе проектного метода востребовано в сегодняшней школе. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению, воспроизведению, метод может быть применен в любой школе и в любом классе.
Метод проекта – это «педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность» [1].
Проект как метод позволяет развить уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами и из монопредметного (литература) переходит в межпредметный (русский язык и литература) и даже в надпредметный.
Проект в обучении – это специальным образом оформленные детальные разработки определенной проблемы, предусматривающие поиск условий и способов достижения реального практического результата, это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроке уже на новом поисковом уровне. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. И верно отметил Колмогоров: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые рождаются в результате активного участия хотя бы в малой поисковой деятельности» [2].
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении («Деятельность Ломоносова как филолога», «Образ учителя в литературе 20 века»).
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей («Языковая выразительность басни Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»).
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы учащихся. Итогом может стать составление словаря («Проект «Живой словарь», «Энциклопедия одного слова»).
Исследовательский проект требует аргументации актуальности взятой для исследования темы, формулирования проблемы исследования, его предмета и объекта, определения методов исследования, выдвижения гипотез решения проблемы, оформления результатов исследования.
Таблица 1 - Поэтапная работа над проектом
Действие учителя
Действие ученика
1. .«Погружение» в проект - постановка проблемы
Выбор проблемы, вживание в ситуацию, цели и задачи исследования.
2.Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач.
Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы.
3. Осуществление деятельности. Консультация и контроль.
Самостоятельная деятельность в соответствии с намеченным планом.
4.Презентация. Итог. Обобщение.
Демонстрация результатов. Исследования.
5.Оценка умений исследователей.
Взаимооценка
Мы разработали смешанный тип проекта, на котором учащиеся исследуют образцы эпистолярного жанра и доказывают, что в письмах можно найти не только отражение души, но и получить нравственные уроки.
Трудно представить современную жизнь без общения.
Потребность в общении – сложное социально – психологическое явление. Мы живем в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации: SMS, ISQ, Электронная почта. Сейчас можно позвонить, отправить SMS. Но с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем просто человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма. И тема проекта «Богатство мыслей и чувств писем и однообразие смс-сообщений» является актуальной в наше время.
Проект «Богатство мыслей и чувств писем и однообразие смс-сообщений».
1. Работа учеников-лингвистов со словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля.
Определение писем в книге Н.И.Греч «Учебная книга Российской словесности».
2. Деятельность учащихся в группах.
Тематика писем Чехова разнообразна: события личной жизни, переписка с писателями, редакторами, издателями, советы начинающим авторам. Это письма деловые и личные, дружеские и любовные. Адресатами деловых писем Чехова были Н.А.Лейкин, издатель журнала «Осколки» (известно 160 писем к нему), А.Ф.Маркс, издатель журнала «Нива» (60 писем) и А.С.Суворин, издатель газеты «Новое время» (250 писем).
Каким предстает Чехов в этих письмах? Корректным, деловым, остроумным, знающим, глубоко разбирающимся в литературе, чутким к собратьям по перу.
3. Создание синквейна. Письма Чехова. Какие они?
4. Литературоведческий анализ повести В.Кондратьева «Привет с фронта». Повесть В.Л.Кондратьева «Привет с фронта!» выделяется тонким лиризмом и особой пронзительностью. Эта повесть написана так просто, доступно, искреннее ее читают с большим интересом. Эта повесть о любви, нежности, верности. На страницах повести нет ни одного выстрела, она все равно о войне. Она вторгается в жизнь действующих лиц, сводит и разводит, меняет их и формирует их личность. А действующие лица повести – это медсестры и «ранбольные» одного московского госпиталя.
Главное в этом произведении - это письма с фронта лейтенанта Юрия Ведерникова к медсестре Нине.
5. Инсценирование эпизода из книги В.Л.Кондратьева «Привет с фронта!»
6. Песня «Письмо из 1941 года»
7. Стихотворения о войне, жанр – письмо.
8. Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху (Письма наших земляков Газета «Кубанские новости»).
9. Поисковая деятельность. Музей агрофирмы «Победа».Знакомство с письмом, написанным 3 октября 1943 года Павлом Ивановичем Марченко своей жене Ксении Федотовне. Там, на фронте, под прицелом вражеских орудий, солдат думал о том, есть ли дома продукты, корм для коровы. За три года войны не ослабели крепкие нити духовной связи солдата с семьей, если от истопленной женой печи теплее становилось солдату в окопе…
10. Творческая работа. Письма лицеистов ветеранам.
«Здравствуй, дорогой ветеран! Я пишу письмо человеку удивительной судьбы, чья молодость совпала со временем великого всенародного испытания войной с фашистскими захватчиками. Прошли десятилетия. Наша Родина не знает войны. В мае колышется сирень, пьяняще цветет акация, полыхают тюльпаны и пионы. И дышится миром, весной, счастьем, юностью.
Отчего же 9 мая, дорогой ветеран, ты сурово смотришь вдаль потемневшими глазами? Отчего на глазах многих женщин слезы? Оттого, что на белом мраморе у Великого огня мы читаем золотом выбитые, имена скорбного списка станичников».
11. Работа с эпистолярным жанром в стихотворной форме. Лингвистический и литературоведческий анализ стихотворения С.Есенина «Письмо матери».
Главный мотив стихотворения – мотив возвращения. Жанр стихотворения – послание. В стихотворение введены обращения («ты жива еще, моя старушка?); призывы («и молиться не учи меня. Не надо!»); восклицания («ничего, родная! Успокойся»). Эти приемы создают впечатление безыскусственного разговора.
Вместе с тем в стихотворении присутствуют синтаксис и фразеология высокого книжного стиля. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит еще более печально.
В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.
12.Творческая работа «Письмо маме». Письма лицеистов.
13. Исследования учащихся. Анкетирование учащихся.
14. Примеры переписки смс-сообщений.
Отход от эпистолярного жанра к SMS - сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, превращается в осколки – мысли, даже скорее не мысли, а какой – то набор формальных вопросов и таких же формальных ответов. Невольно ощущаешь, что втягиваешься в некую игру регулярных вопросов: «Как дела?» и таких же ответов: «Нормально».
Настораживает то, что SMS – сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной. Глаза образованного человека не хотят воспринимать орфографических и пунктуационных ошибок, которыми пестрят SMS – сообщения. Отказ от эпистолярного жанра отрицательно сказывается на межличностных отношениях и ведет к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.
Сделаем несколько выводов.
Письмо – это исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени, они характеризует человека, написавшего его.
Письмо – это урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к своим близким в любое время и в любых условиях – это самое главное. Письма – это связь между людьми, между прошлым и будущим.
Таким образом, применение данного педагогического опыта способствует положительной динамике результатов конкурсов в жанре письмо, личностному росту учащихся, привитию им коммуникативных навыков, повышению познавательной активности, развитию навыков исследования. Использование разработок мероприятий такого типа способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.
Литература:
1. Русский язык в школе,№ 6, 2011 год.
2. Литература в школе № 7, 2002 г.
3. Сайт: http://webreading.ru .
4. Фогельсон И.А. «Литература учит», М., «Просвещение», 2005г.
5.Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения», М., 2007г.