kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности метода проекта на уроках литературы и во внеклассной работе. Использование данного метода способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ). »



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ).


С.В. Федчун,

МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова


В статье раскрываются особенности метода проекта на уроках литературы и во внеклассной работе. Использование данного метода способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.


По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. И одно из приоритетных направлений реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» - развитие творческих способностей учащихся. Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии. Использование на уроках литературы и во внеклассной работе проектного метода востребовано в сегодняшней школе. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению, воспроизведению, метод может быть применен в любой школе и в любом классе.

Метод проекта – это «педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность» [1].

Проект как метод позволяет развить уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами и из монопредметного (литература) переходит в межпредметный (русский язык и литература) и даже в надпредметный.

Проект в обучении – это специальным образом оформленные детальные разработки определенной проблемы, предусматривающие поиск условий и способов достижения реального практического результата, это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроке уже на новом поисковом уровне. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. И верно отметил Колмогоров: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые рождаются в результате активного участия хотя бы в малой поисковой деятельности» [2].

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении («Деятельность Ломоносова как филолога», «Образ учителя в литературе 20 века»).

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей («Языковая выразительность басни Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»).

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы учащихся. Итогом может стать составление словаря («Проект «Живой словарь», «Энциклопедия одного слова»).

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов: газета, спектакль, литературная гостиная.

Исследовательский проект требует аргументации актуальности взятой для исследования темы, формулирования проблемы исследования, его предмета и объекта, определения методов исследования, выдвижения гипотез решения проблемы, оформления результатов исследования.

Таблица 1 - Поэтапная работа над проектом

Действие учителя

Действие ученика

1. .«Погружение» в проект - постановка проблемы

Выбор проблемы, вживание в ситуацию, цели и задачи исследования.

2.Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач.

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы.

3. Осуществление деятельности. Консультация и контроль.

Самостоятельная деятельность в соответствии с намеченным планом.

4.Презентация. Итог. Обобщение.

Демонстрация результатов. Исследования.

5.Оценка умений исследователей.

Взаимооценка

Мы разработали смешанный тип проекта, на котором учащиеся исследуют образцы эпистолярного жанра и доказывают, что в письмах можно найти не только отражение души, но и получить нравственные уроки.

Трудно представить современную жизнь без общения.

Потребность в общении – сложное социально – психологическое явление. Мы живем в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации: SMS, ISQ, Электронная почта. Сейчас можно позвонить, отправить SMS. Но с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем просто человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма. И тема проекта «Богатство мыслей и чувств писем и однообразие смс-сообщений» является актуальной в наше время.

Проект «Богатство мыслей и чувств писем и однообразие смс-сообщений».

1. Работа учеников-лингвистов со словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля.

Определение писем в книге Н.И.Греч «Учебная книга Российской словесности».

2. Деятельность учащихся в группах.

Тематика писем Чехова разнообразна: события личной жизни, переписка с писателями, редакторами, издателями, советы начинающим авторам. Это письма деловые и личные, дружеские и любовные. Адресатами деловых писем Чехова были Н.А.Лейкин, издатель журнала «Осколки» (известно 160 писем к нему), А.Ф.Маркс, издатель журнала «Нива» (60 писем) и А.С.Суворин, издатель газеты «Новое время» (250 писем).

Каким предстает Чехов в этих письмах? Корректным, деловым, остроумным, знающим, глубоко разбирающимся в литературе, чутким к собратьям по перу.

3. Создание синквейна. Письма Чехова. Какие они?

4. Литературоведческий анализ повести В.Кондратьева «Привет с фронта». Повесть В.Л.Кондратьева «Привет с фронта!» выделяется тонким лиризмом и особой пронзительностью. Эта повесть написана так просто, доступно, искреннее ее читают с большим интересом. Эта повесть о любви, нежности, верности. На страницах повести нет ни одного выстрела, она все равно о войне. Она вторгается в жизнь действующих лиц, сводит и разводит, меняет их и формирует их личность. А действующие лица повести – это медсестры и «ранбольные» одного московского госпиталя.

Главное в этом произведении - это письма с фронта лейтенанта Юрия Ведерникова к медсестре Нине.

5. Инсценирование эпизода из книги В.Л.Кондратьева «Привет с фронта!»

6. Песня «Письмо из 1941 года»

7. Стихотворения о войне, жанр – письмо.

8. Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху (Письма наших земляков Газета «Кубанские новости»).

9. Поисковая деятельность. Музей агрофирмы «Победа».Знакомство с письмом, написанным 3 октября 1943 года Павлом Ивановичем Марченко своей жене Ксении Федотовне. Там, на фронте, под прицелом вражеских орудий, солдат думал о том, есть ли дома продукты, корм для коровы. За три года войны не ослабели крепкие нити духовной связи солдата с семьей, если от истопленной женой печи теплее становилось солдату в окопе…

10. Творческая работа. Письма лицеистов ветеранам.

«Здравствуй, дорогой ветеран! Я пишу письмо человеку удивительной судьбы, чья молодость совпала со временем великого всенародного испытания войной с фашистскими захватчиками. Прошли десятилетия. Наша Родина не знает войны. В мае колышется сирень, пьяняще цветет акация, полыхают тюльпаны и пионы. И дышится миром, весной, счастьем, юностью.

Отчего же 9 мая, дорогой ветеран, ты сурово смотришь вдаль потемневшими глазами? Отчего на глазах многих женщин слезы? Оттого, что на белом мраморе у Великого огня мы читаем золотом выбитые, имена скорбного списка станичников».

11. Работа с эпистолярным жанром в стихотворной форме. Лингвистический и литературоведческий анализ стихотворения С.Есенина «Письмо матери».

Главный мотив стихотворения – мотив возвращения. Жанр стихотворения – послание. В стихотворение введены обращения («ты жива еще, моя старушка?); призывы («и молиться не учи меня. Не надо!»); восклицания («ничего, родная! Успокойся»). Эти приемы создают впечатление безыскусственного разговора.

Вместе с тем в стихотворении присутствуют синтаксис и фразеология высокого книжного стиля. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит еще более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

12.Творческая работа «Письмо маме». Письма лицеистов.

13. Исследования учащихся. Анкетирование учащихся.

14. Примеры переписки смс-сообщений.

Отход от эпистолярного жанра к SMS - сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, превращается в осколки – мысли, даже скорее не мысли, а какой – то набор формальных вопросов и таких же формальных ответов. Невольно ощущаешь, что втягиваешься в некую игру регулярных вопросов: «Как дела?» и таких же ответов: «Нормально».

Настораживает то, что SMS – сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной. Глаза образованного человека не хотят воспринимать орфографических и пунктуационных ошибок, которыми пестрят SMS – сообщения. Отказ от эпистолярного жанра отрицательно сказывается на межличностных отношениях и ведет к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.

Сделаем несколько выводов.

Письмо – это исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени, они характеризует человека, написавшего его.

Письмо – это урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к своим близким в любое время и в любых условиях – это самое главное. Письма – это связь между людьми, между прошлым и будущим.

Таким образом, применение данного педагогического опыта способствует положительной динамике результатов конкурсов в жанре письмо, личностному росту учащихся, привитию им коммуникативных навыков, повышению познавательной активности, развитию навыков исследования. Использование разработок мероприятий такого типа способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.

Литература:

1. Русский язык в школе,№ 6, 2011 год.

2. Литература в школе № 7, 2002 г.

3. Сайт: http://webreading.ru .

4. Фогельсон И.А. «Литература учит», М., «Просвещение», 2005г.

5.Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения», М., 2007г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Федчун Светлана Владимировна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_riealizatsiia_innovatsionnogho_protsiessa_obuchie"
    ["file_id"] => string(6) "405388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490951074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства