Развитие интеллектуального потенциала личности.
Ольга Ивановна Юденко, учитель иностранных языков МБОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза И.М.Макаренкова» с.Ольговка Добринского муниципального района Липецкой области
Аннотация
Исследовательская работа по иностранному языку является, на мой взгляд, одной из наиболее удачных форм работы с одаренными детьми. Это второе звено цепочки, которое присоединяется к «одаренности». Участие одаренных детей в исследовательской работе помогает в наибольшей степени раскрыть весь их творческий потенциал, сформировать интерес к предмету и воспитать в себе творческие качества. Следовательно, исследовательская деятельность учащихся способствует развитию одаренности. Исследовательская работа помогает развитию индивидуальных способностей детей, раскрытию их талантов и скрытых возможностей. Выбирая тему, доказывая ее актуальность, самостоятельно собирая материал, готовя защиту и т.д., ребенок учится выступать, отстаивать свою точку зрения, учится побеждать и проигрывать, делать выводы, т.е. всему тому, чем и должна обладать творческая личность.
Модернизация системы образования России, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Сегодня, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Вполне очевидно, что в последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению. Детская одаренность является самым непредсказуемым и загадочным явлением природы. По определению авторов «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской, В.Д.Шадрикова, А.В.Брушлинского и др.): «Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Одаренные дети: • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; • имеют доминирующую активную, познавательную потребность; • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Обучающиеся, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Одаренный ребенок выделяется яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Детская одаренность требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как выход за пределы заданных требований, что обеспечивает создание подлинно творческого продукта. Таким образом, творческая одаренность не является особым, самостоятельным видом одаренности. В «Рабочей концепции одарённости» внимание обращается на то, что в работе с такими детьми «необходимо использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности». Поэтому, как никогда раньше, актуальной задачей для учителей становится проблема формирования лидерских качеств у учащихся, причем особенно пристальное внимание, на наш взгляд, нужно уделить одаренным детям. Как это сделать?
Давайте попробуем соединить два звена: одарённость (одаренные дети) и исследовательская работа.
Что такое одаренность? Одаренность – интеллектуально – творческий потенциал личности, который является следствием развития природных знаков, развивающихся в творческие способности и талант, реализующийся в личностно - значимой области человеческой деятельности.
Для развития творческой одаренности учащихся необходимо применять методы обучения творческого характера: исследовательские, проблемные, поисковые, проектные, сочетая их с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, что соответствует уровню познавательных интересов одаренных учащихся и является важным средством для развития творческого мышления и других качеств личности (самостоятельности, познавательной мотивации, настойчивости, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Процесс обучения творчески одаренных детей должен предусматривать свободное использование разнообразных способов получения информации.
Организация исследовательской работы с одаренными детьми способствует формированию и развитию их творческих способностей через включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания одаренного ученика. Как важно учителю «разглядеть» способного ребенка, одаренного, не обойти его вниманием, не «пропустить» и не «упустить» его, чтобы он «не растворился» в средней массе наших учеников. Общеизвестен и тот факт: если не развивать способности, то они могут “умереть” и пропасть.
Но исследовательская работа по иностранному языку является, на мой взгляд, одной из наиболее удачных форм работы с одаренными детьми. Это второе звено цепочки, которое присоединяется к «одаренности». Участие одаренных детей в исследовательской работе помогает в наибольшей степени раскрыть весь их творческий потенциал, сформировать интерес к предмету и воспитать в себе творческие качества. Следовательно, исследовательская деятельность учащихся способствует развитию одаренности. Она помогает развитию индивидуальных способностей детей, раскрытию их талантов и скрытых возможностей. Выбирая тему, доказывая ее актуальность, самостоятельно собирая материал, готовя защиту и т.д., ребенок учится выступать, убеждать, отстаивать свою точку зрения, учится побеждать и проигрывать, делать выводы, т.е. всему тому, чем и должна обладать творческая личность. Вот уже который год учащиеся нашей гимназии довольно успешно занимаются исследовательской работой. Ученики охотно принимают участие в написании научных работ по иностранным языкам. Это очень сложный и кропотливый для учащихся и для учителя труд, но, в то же время, и весьма благодарный. Так как же организуется и ведется исследовательская работа по иностранным языкам?
Выделим главные этапы, каждый из которых имеет свое глубокое содержание: 1) Отбор учащихся (но надо заметить, что участвуют все желающие попробовать себя в этом виде деятельности, и «откат» учащихся практически отсутствует). 2) Осмысление учащихся («Что меня интересует?”»). 3) Широкий выбор темы (предварительное определение проблемы). 4) Конкретизация темы (постановка проблемы, цель, план, выбор методов исследования). 5) Разработка плана индивидуальной работы с каждым учеником (цель, план, содержание, изучение литературы, сбор материалов, оформление работы). 6) Индивидуальная работа (подготовка предварительной защиты, рецензирование работы). 7) Индивидуальная работа и психологическая подготовка к защите (прослушивание и обсуждение и анализ каждой работы). 8) Участие в научно-практической конференции. 9) Подведение итогов. Анализ и рефлексия.
Выполнение исследовательской работы по иностранному языку в отличие от других школьных предметов имеет ряд своих сложностей, особенностей и трудностей, так как сама работа является очень емкой не сколько в плане исследовательской части, сколько в плане написания информативного текста по интересующей исследуемой проблеме. Знакомство с различными видами справочной литературы, с современными источниками информации, со словарями, со специальной лексикой для описания исследований, для комментирования фото, поиск статистических данных по исследуемой проблеме, – далеко не полный перечень того, с чем должны научиться обращаться юные исследователи на начальном этапе своей работы. Для пополнения своих лингвистических знаний учащимся необходимо постоянно заниматься чтением информативных текстов, конспектированием их содержания, составлением лингвокарточек по текстам, комплексным анализом текста, отбором языковых средств для написания информативного текста, разработкой вопросника для анкетирования, составлением, рецензированием и обсуждением текстов, реферированием статей...
Основную часть исследовательской работы по иностранным языкам составляет отбор фактического материала по проблеме, практическая работа над переводом, практика устного перевода, составление текста проекта, в котором принимаются во внимание различные языковые особенности текста, их важная роль в раскрытии темы исследования. Знание правил орфографии и пунктуации, корректное их применение при составлении текста проекта, употребление лексики в проекте требует от учащихся кропотливой, утонченной работы, полной осмысленности. Но необходимо обратить внимание на то, что не каждый ученик способен с увлечением заниматься различными видами работы: чтением, переводом, написанием статей в справочник, анкетированием с иноязычным лексическим и грамматическим материалом при выполнении исследовательской работы, что под силу выполнить только лингвистически творчески одаренному ученику.
В результате участия в исследовательской работе по иностранным языкам многие учащиеся неожиданно открывают в себе новые возможности: умение выступать, брать интервью, проводить анкетирование, работать в архиве с документами, составлять диаграммы и графики, грамотно работать с литературой, вести дискуссию, уметь общаться, убеждать и т.д. Это все говорит о том, что посредством исследовательской деятельности происходит планомерное развитие творческой одаренности. Все эти навыки, несомненно, пригодятся им в жизни. Практика показывает, что активное участие в исследовательской работе связано и с активным участием в общественной жизни. Тут можно процитировать высказывание А.Н. Колмогорова о том, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результатах активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».
Проектный метод является распространенной формой включения в исследовательскую деятельность. Работа над проектом проходит в восемь стадий. 1) Подготовка учащихся к работе над проектом. 2) Выбор проблемы. 3) Отбор и анализ информации (исследование проблемы): социологические опросы разных групп населения, анализ материалов СМИ, встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами. 4) Разработка собственного варианта решения проблемы. 5) Реализация плана действий: обращение к заинтересованным лицам, организациям, собственное участие. 6) Составление портфолио. 7) Презентация проекта. 8) Рефлексия.
У одаренного ученика появляется потребность представить плоды своей творческой деятельности перед определенной публикой, то есть творчески одаренная личность должна всегда находить применение своим творческим способностям для того, чтобы почувствовать рост, развитие и удачное движение вперед в области своих познаний. Защита проектных работ творчески одаренных учащихся осуществляется на научно - практических конференциях различного уровня. Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в итоговой научно - практической конференции «Исследование как фактор совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов», где их работы удостаиваются грамот победителя, выступают со своими проектами на научно - практических конференциях муниципального и регионального уровня, на районной конференции исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество», где также занимают призовые места.
Так стоит ли заниматься исследовательской деятельностью среди школьников? Чтобы ответить на этот вопрос можно взвесить следующие аргументы. На одну чащу весов положите: множество проблем, связанных с поиском и выбором темы, организацией работы, поиском источников информации, средств и т.д. На другую чашу можно положить результат, достигаемый в процессе исследований - развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их.
Ведь в настоящее время мы и так наблюдаем падение интеллектуального потенциала общества, обнаруживая в общей массе населения возросшее число лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей.
Остается лишь ответить на элементарный вопрос – «Так какая чаша перевесит?»
ЛИТЕРАТУРА
Матюшкин А.М. Загадки одарённости. Проблема практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993.
Миллер А. Драма одарённого ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический проект, 2001. «Рабочая концепция одаренности» под ред. Д.Б.Богоявленской, В.Д. Шадрикова, А.В.Брушлинского и др.):
Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М., 2001.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003.с.203
Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990.