Рабочая программа "Формирование культуры здоровья"
Рабочая программа "Формирование культуры здоровья"
Образовательная программа по внеурочной деятельности общекультурной направленности для обучающихся 5-6 классов, направленая на формирование знаний и навыков о здоролвом образе жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Формирование культуры здоровья"»
11
Пояснительная записка
Рабочая программа «Формирование культуры здоровья» составлена на основе авторской программы Макеевой А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-8 классы / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013. Рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю), для детей 12-13 лет.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения модулей опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Продолжительность занятия в – 45 минут, 1 занятие в неделю, 34 занятия в учебном году (теория - 10 часов, практика – 24 часа).
Эффективность занятий в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Объединение «Формирование культуры здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: игры, творческие задания, проекты, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, использование ИКТ и др.Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Требования к уровню подготовки
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здоровья»
обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
обучающиеся должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях.
Содержание курса деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п\п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Режим дня
14
5
9
2
Гигиена
19
5
14
3
Заключение
1
1
Всего
34
10
24
Содержание рабочей программы
1 Режим дня
Творческое задание «Планируем день».
Культурно-гигиенические навыки самообслуживания.
Сон – лучшее лекарство.
Игровой проект «Советуем литературному герою».
Творческое задание «Мой выходной день».
2 Гигиена
Правила личной гигиены.
Викторина «Гигеи».
Исследование «Почему нужно чистить зубы».
Разработка и оформление памятки «Как сохранить улыбку красивой».
3 Заключение
Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Итоговый тест
Итоговый тест «Здоровый образ жизни»
1.Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:
а) двигательный режим; б) рациональное питание;
в) личная и общественная гигиена; г) закаливание организма.
2. Умственную работу следует прерывать физкультурными паузами через каждые:
4. Укажите последовательно, от каких факторов, прежде всего, зависит здоровье человека: 1) деятельность учреждений здравоохранения; 2) наследственности; 3) состояние окружающей среды; 4) условия и образ жизни.
а) с целью организации рационального режима питания;
б) с целью четкой организации текущих дел, их выполнения в установленные сроки;
в) с целью высвобождения времени на отдых и снятия нервных напряжений;
г) с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма.
9. При проведении закаливающих процедур нужно придерживаться основных принципов закаливания. Определите, какие? 1. принципа систематичности, 2. принципа разнообразности, 3. принципа постепенности, 4. принципа активности, 5. принципа индивидуальности:
а) 2, 4, 5; б) 1, 2, 4; в) 3, 4, 5; г) 1, 3, 5.
10. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние:
а) на рост волос, рост ногтей, плоскостопие, форму ног;
б) на дыхание, сердцебиение, лабильность нервной системы, осанку, на нарушение обмена веществ в организме;
в) на внешнее дыхание, вентиляция воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между и воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма;
г) на внешнее дыхание, вентиляция воздуха в легких, на нарушение обмена веществ в организме, конституцию организма.
11. Что понимается под закаливанием:
а) купание в холодной воде и хождение босиком;
б) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;
в) укрепление здоровья;
г) приспособление организма к воздействию внешней среды.
12. Чем регламентируются гигиенические нормы и требования: