Тема: Публичное выступление
Педагог: Степанова Марта Владимировна
«Никакая другая способность человека не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить» (Чонси Депью)
Публичное выступление - это общение с аудиторией. В публичном выступлении - будь то доклад, лекция перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать ее лучшему запоминанию.
Существует ряд требований, по которым строится речь для публичного выступления.
В публичной речи очень важно ее содержание, то есть то, о чем будет идти речь. После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала (учебная и справочная литература, статьи из газет и журналов, радио- и телепередачи, личный опыт и другое). Важно сразу определить, какие конкретно вопросы ученик предполагает осветить в своей речи. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план. Он может быть простым или сложным, цитатным, вопросительным. Как вариант, ученик может составить не план, а сделать кластер по своему выступлению.
1. Вступление - не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, возбуждение интереса, завоевания внимания.
Выступление начинается с приветствия и обращения.
Рекомендуется начинать выступление:
с интересного примера;
с пословицы или поговорки;
с крылатого выражения;
с известной цитаты
с вопроса к аудитории;
с рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.
2. Основная часть.
В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. Эта часть выступления содержит важные данные, доказательства, аргументы, а значит, выступающий обязан сохранить внимание слушателей. Как это сделать? Существует принцип усиления композиции, т.е. убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Еще одним важнейшим условием поддержания внимания является – содержательность: неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал:
Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.
Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Для того, чтобы слушатели не теряли нити разговора, выступающий должен использовать логические «мостики» в своей речи. Они помогут плавно перейти от одной содержательной части к другой. В качестве таких связок могут быть использованы слова и словосочетания: «следовательно», «перейдем к следующему факту», «с одной стороны - с другой стороны», «в дополнение надо сказать» и т. п.
3. Завершение выступления
В конце выступления можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт оратора с аудиторией.
Чтобы выступление ученика было удачным, учитель может посоветовать ему построить выступление, используя приём РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Этот приём включает в себя 3 этапа:
1) Вызов – выступающий называет тему своего сообщения, предлагая слушателям сказать, что они уже знают об этом явлении (предмете, животном…). Как следствие, возникнет интерес к теме.
2) Осмысление – ученик выступает, добавляя новую информацию к ранее озвученным фактам. Слушатели получают подтверждение или опровержение той информации, которую они прежде высказали.
3) Рефлексия - здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Существует и приём РАФТ (роль-аудитория-форма-тема). Суть этого приёма заключается в том, что перед выступлением ученик выбирает для себя роль, пробует перевоплотиться, почувствовать характер. Ученик обязательно учитывает аудиторию, перед которой он выступает (одноклассники, ученики из другого класса, педагоги, родители). В зависимости от состава аудитории выбирает форму выступления (монолог, рассказ, докладная записка…). Все вышеперечисленные параметры (роль, аудитория, форма) ученик выбирает, исходя из темы выступления.
Список использованной литературы:
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.-- М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2005.
3. Голуб И. Б. Основы красноречия. – М., 2010.
4. http://festival.1september.ru/articles/580663/