Психологическое обеспечение профессионального образования
Психологическое обеспечение профессионального образования
Психологическое обеспечение профессионального образования
Профессиональное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.
Введение профессиональной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профессиональной учебы – разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.
Принцип индивидуализации в профессиональных группах предусматривает:
1.Длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками типа профессионального образования;
2.реальную возможность изменения ими профессии на любом этапе учебы;
3. самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профессионального образования с учетом своих (и семьи) возможностей и
обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое обеспечение профессионального образования »
Психологическое обеспечение профессионального образования
Профессиональное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.
Введение профессиональной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профессиональной учебы – разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.
Принцип индивидуализации в профессиональных группах предусматривает:
1.Длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками типа профессионального образования;
2.реальную возможность изменения ими профессии на любом этапе учебы;
3. самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профессионального образования с учетом своих (и семьи) возможностей и
обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов;
Задания психологического сопровождения профессионального образования.
Ранняя профессионализация и специализация знаний допускает выборочную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей.
Потому одним из важнейших заданий психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития детей и подростков.
Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профессии и последующей учебы. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задания подросткового возраста возникают перед учениками и в обезображенной форме.
Например, задание формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев это задание за него «решают» родители. В итоге не формируется временная перспектива и – как следствие – теряется учебная мотивация в данный момент. Потому одним из заданий психологического сопровождения профессиональной учебы является профориентация.
Известно, что люди отличаются своими индивидуальными особенностями, значит это они будут успешнее в определенных видах деятельности и учебы, чем другие. Это обстоятельство превратится в задание вступительной диагностики, что позволяет прогнозировать и устранять возможные трудности в учебной деятельности.
Следовательно, психологическое сопровождение профессиональной учебы предусматривает три задания:
Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учеников.
Углубленную профориентацию учеников.
Психологическую диагностику при отборе учеников в группы.
Мониторинг и своевременное устранение отклонений в развитии учеников.
В этом подходе к профессиональной учебе выходим из положения Д.Эльконина о том, что движущей силой психического развития является не форма, а содержание учебы.
Значит, что без специальной коррекции профессиональная учеба может привести к однобокому психическому развитию. Для того чтобы устранить эти нежелательные побочные эффекты, необходимо систематически отслеживать развитие ученика в процессе учебы.
Для достижения этой цели используют два класса методов – тесты интеллекта и тесты достижений:
Тесты интеллекта по большей части направлены на измерение уровня развития логических операций на основе разного интуитивно подобранного содержания.
Тесты достижений позволяют оценить конкретные знания и навыки учеников безотносительно к уровню развития логических операций.
Таким образом, мы имеем отдельно диагностику развития и отдельно диагностику учебы.
Углубленная личностно ориентированная профориентационная работа с учениками.
Профориентационная работа с учениками в профильном обучении имеет свои специфические черты. Одна из особенностей заключается в том, что большинство профильных классов уже так или иначе, свободно или вынуждено выбрали определенную специализацию учебы.
В большинстве случаев подросток имеет уже готовый план учебы и профессионализацию. Такая форма профессионального самоопределения «извне» может привести к пассивности, потере мотивации учебы, снижению интереса к собственной личности и размытости самосознания.
Другой крайностью является преждевременное ограничение мировоззрения и самосознания ученика, связанное с узкоутилитарным отношением к образованию.
Профессиональная учеба эффективнее всего в тех случаях, когда нет времени на учебу в процессе работы. Для современных « короткоживущих» профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Значит, выбор должен быть осознанным, самостоятельным.
Имеем парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, из другой стороны – этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным.
Подросток, который очутился под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Значит, профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любой профессиональной учебы. Причем личностно ориентированная профориентационная работа должна стать не только заданием психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса. Профориентационную работу стоит направить на развитие личностной активности учеников, переработку некритически усвоенных от взрослых профессиональных планов и оценок. При условии проведения такой работы профессиональная учеба дает возможность формировать четкий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам