kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое обеспечение профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое обеспечение профессионального образования

 

       Профессиональное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.

Введение профессиональной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профессиональной учебы – разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.

Принцип индивидуализации в профессиональных группах предусматривает:

1.Длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками типа профессионального образования;

2.реальную возможность изменения ими профессии на любом этапе учебы;

3. самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профессионального образования с учетом своих (и семьи) возможностей и

обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое обеспечение профессионального образования »

Психологическое обеспечение профессионального образования


Профессиональное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.

Введение профессиональной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профессиональной учебы – разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.

Принцип индивидуализации в профессиональных группах предусматривает:

1.Длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками типа профессионального образования;

2.реальную возможность изменения ими профессии на любом этапе учебы;

3. самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профессионального образования с учетом своих (и семьи) возможностей и

обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов;

Задания психологического сопровождения профессионального образования.

Ранняя профессионализация и специализация знаний допускает выборочную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей.

Потому одним из важнейших заданий психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития детей и подростков.

Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профессии и последующей учебы. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задания подросткового возраста возникают перед учениками и в обезображенной форме.

Например, задание формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев это задание за него «решают» родители. В итоге не формируется временная перспектива и – как следствие – теряется учебная мотивация в данный момент. Потому одним из заданий психологического сопровождения профессиональной учебы является профориентация.

Известно, что люди отличаются своими индивидуальными особенностями, значит это они будут успешнее в определенных видах деятельности и учебы, чем другие. Это обстоятельство превратится в задание вступительной диагностики, что позволяет прогнозировать и устранять возможные трудности в учебной деятельности.

Следовательно, психологическое сопровождение профессиональной учебы предусматривает три задания:

  1. Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учеников.

  2. Углубленную профориентацию учеников.

  3. Психологическую диагностику при отборе учеников в группы.

Мониторинг и своевременное устранение отклонений в развитии учеников.

В этом подходе к профессиональной учебе выходим из положения Д.Эльконина о том, что движущей силой психического развития является не форма, а содержание учебы.

Значит, что без специальной коррекции профессиональная учеба может привести к однобокому психическому развитию. Для того чтобы устранить эти нежелательные побочные эффекты, необходимо систематически отслеживать развитие ученика в процессе учебы.

Для достижения этой цели используют два класса методов – тесты интеллекта и тесты достижений:

Тесты интеллекта по большей части направлены на измерение уровня развития логических операций на основе разного интуитивно подобранного содержания.

Тесты достижений позволяют оценить конкретные знания и навыки учеников безотносительно к уровню развития логических операций.

Таким образом, мы имеем отдельно диагностику развития и отдельно диагностику учебы.

Углубленная личностно ориентированная профориентационная работа с учениками.

Профориентационная работа с учениками в профильном обучении имеет свои специфические черты. Одна из особенностей заключается в том, что большинство профильных классов уже так или иначе, свободно или вынуждено выбрали определенную специализацию учебы.

В большинстве случаев подросток имеет уже готовый план учебы и профессионализацию. Такая форма профессионального самоопределения «извне» может привести к пассивности, потере мотивации учебы, снижению интереса к собственной личности и размытости самосознания.

Другой крайностью является преждевременное ограничение мировоззрения и самосознания ученика, связанное с узкоутилитарным отношением к образованию.

Профессиональная учеба эффективнее всего в тех случаях, когда нет времени на учебу в процессе работы. Для современных « короткоживущих» профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Значит, выбор должен быть осознанным, самостоятельным.

Имеем парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, из другой стороны – этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным.

Подросток, который очутился под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Значит, профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любой профессиональной учебы. Причем личностно ориентированная профориентационная работа должна стать не только заданием психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса. Профориентационную работу стоит направить на развитие личностной активности учеников, переработку некритически усвоенных от взрослых профессиональных планов и оценок. При условии проведения такой работы профессиональная учеба дает возможность формировать четкий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам

современного общества.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическое обеспечение профессионального образования

Автор: Тимкин Владимир Петрович

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) ""Психологическая служба в образовании: перспективы развития""
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskaiasluzhbavobrazovaniipierspiektivyrazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "262105"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449253485"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Модели профессионального образования и воспитания "
    ["seo_title"] => string(54) "modieli-profiessional-nogho-obrazovaniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151574"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420723619"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Эффективные факторы повышения профессионализма педагогов дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_faktory_povysheniia_professionalizma_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazo"
    ["file_id"] => string(6) "600523"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645113561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства