kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое обеспечение профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое обеспечение профессионального образования

 

       Профессиональное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.

Введение профессиональной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профессиональной учебы – разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.

Принцип индивидуализации в профессиональных группах предусматривает:

1.Длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками типа профессионального образования;

2.реальную возможность изменения ими профессии на любом этапе учебы;

3. самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профессионального образования с учетом своих (и семьи) возможностей и

обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое обеспечение профессионального образования »

Психологическое обеспечение профессионального образования


Профессиональное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.

Введение профессиональной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профессиональной учебы – разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.

Принцип индивидуализации в профессиональных группах предусматривает:

1.Длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками типа профессионального образования;

2.реальную возможность изменения ими профессии на любом этапе учебы;

3. самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профессионального образования с учетом своих (и семьи) возможностей и

обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов;

Задания психологического сопровождения профессионального образования.

Ранняя профессионализация и специализация знаний допускает выборочную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей.

Потому одним из важнейших заданий психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития детей и подростков.

Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профессии и последующей учебы. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задания подросткового возраста возникают перед учениками и в обезображенной форме.

Например, задание формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев это задание за него «решают» родители. В итоге не формируется временная перспектива и – как следствие – теряется учебная мотивация в данный момент. Потому одним из заданий психологического сопровождения профессиональной учебы является профориентация.

Известно, что люди отличаются своими индивидуальными особенностями, значит это они будут успешнее в определенных видах деятельности и учебы, чем другие. Это обстоятельство превратится в задание вступительной диагностики, что позволяет прогнозировать и устранять возможные трудности в учебной деятельности.

Следовательно, психологическое сопровождение профессиональной учебы предусматривает три задания:

  1. Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учеников.

  2. Углубленную профориентацию учеников.

  3. Психологическую диагностику при отборе учеников в группы.

Мониторинг и своевременное устранение отклонений в развитии учеников.

В этом подходе к профессиональной учебе выходим из положения Д.Эльконина о том, что движущей силой психического развития является не форма, а содержание учебы.

Значит, что без специальной коррекции профессиональная учеба может привести к однобокому психическому развитию. Для того чтобы устранить эти нежелательные побочные эффекты, необходимо систематически отслеживать развитие ученика в процессе учебы.

Для достижения этой цели используют два класса методов – тесты интеллекта и тесты достижений:

Тесты интеллекта по большей части направлены на измерение уровня развития логических операций на основе разного интуитивно подобранного содержания.

Тесты достижений позволяют оценить конкретные знания и навыки учеников безотносительно к уровню развития логических операций.

Таким образом, мы имеем отдельно диагностику развития и отдельно диагностику учебы.

Углубленная личностно ориентированная профориентационная работа с учениками.

Профориентационная работа с учениками в профильном обучении имеет свои специфические черты. Одна из особенностей заключается в том, что большинство профильных классов уже так или иначе, свободно или вынуждено выбрали определенную специализацию учебы.

В большинстве случаев подросток имеет уже готовый план учебы и профессионализацию. Такая форма профессионального самоопределения «извне» может привести к пассивности, потере мотивации учебы, снижению интереса к собственной личности и размытости самосознания.

Другой крайностью является преждевременное ограничение мировоззрения и самосознания ученика, связанное с узкоутилитарным отношением к образованию.

Профессиональная учеба эффективнее всего в тех случаях, когда нет времени на учебу в процессе работы. Для современных « короткоживущих» профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Значит, выбор должен быть осознанным, самостоятельным.

Имеем парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, из другой стороны – этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным.

Подросток, который очутился под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Значит, профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любой профессиональной учебы. Причем личностно ориентированная профориентационная работа должна стать не только заданием психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса. Профориентационную работу стоит направить на развитие личностной активности учеников, переработку некритически усвоенных от взрослых профессиональных планов и оценок. При условии проведения такой работы профессиональная учеба дает возможность формировать четкий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам

современного общества.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическое обеспечение профессионального образования

Автор: Тимкин Владимир Петрович

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) ""Психологическая служба в образовании: перспективы развития""
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskaiasluzhbavobrazovaniipierspiektivyrazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "262105"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449253485"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Модели профессионального образования и воспитания "
    ["seo_title"] => string(54) "modieli-profiessional-nogho-obrazovaniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151574"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420723619"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Эффективные факторы повышения профессионализма педагогов дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_faktory_povysheniia_professionalizma_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazo"
    ["file_id"] => string(6) "600523"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645113561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства