kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная и исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная и исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации обучающихся.»

Проектная и исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации обучающихся.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Тысячекратно цитируется древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех школьных учебных дисциплинах, в том числе и на математике.

В отличие от олимпиад, проектной и исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): любой ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах.

Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе с выполнения информационных и творческих проектов. Например, составления математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые с трудом одолевают математику. Они с увлечением работают над составлением кроссвордов.

Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Далее следует написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий.

Первые информационные проекты мои учащиеся выполняют по темам «Зачем нам нужна математика?», «Меры длины», «Числа в литературных произведениях», «История возникновения дробей». Выполнение проектов способствует развитию коммуникативных способностей детей и ведет к более глубокому пониманию изучаемого предмета.

В старших классах проекты учащихся могут быть либо персональные, либо групповые. Что эффективнее? Единой точки зрения на этот счёт не существует. Можно только указать преимущества каждого из проектов.

Преимущества персональных проектов:

  1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

  2. у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

  3. учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

  4. формирование у учащихся важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  1. у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

  2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

  3. каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

  4. в рамка проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Многие проекты выполняются учащимися в виде исследовательских работ. Примеры лишь некоторых тем: «Методы решения логических задач», «Текстовые задачи на составление уравнений и систем уравнений», «Методы решения тригонометрических уравнений». Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблемы, возникающие по мере выполнения проекта, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского поискового характера. Данная деятельность позволяет учителю работать с каждым ребенком или группой детей индивидуально, в том режиме, который ему задают дети.

Применение проектной технологии дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе.

Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.

Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Полякова Людмила Викторовна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования"
    ["seo_title"] => string(102) "ispolzovaniiesovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiikaksriedstvopovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259329"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448718900"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Проектная деятельность на уроках языка и литературы, внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_iazyka_i_litieratury_vnieurochnoi_dieiatie"
    ["file_id"] => string(6) "460851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1520283781"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства