Методическое сообщение ( доклад) «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся воспитанников"
Методическое сообщение ( доклад) «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся воспитанников"
Одним из методов повышения интереса к предмету, является вовлеченность обучающихся воспитанников в проектно-исследовательскую работу. Проектно-исследовательская деятельность помогает обучающимся воспитанникам включиться в решение учебных задач и обрести интерес к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению. Исследование – это процесс поиска, один из видов познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение ( доклад) «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся воспитанников"»
МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ – СПЕЦИАЛИСТОВ
И ИНСТРУКТОРОВ ПО ТРУДУ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ( ДОКЛАД)
«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся воспитанников»
Составитель :
Белова Н.И.,
инструктор по труду
с. Серафимовский 2022г.
Содержание
1.Введение………………………………………………3
2.Основная часть……………………………………… 5
3.Заключение ………………………………………….. 8
4. Список литературы………………………………… 9
Введение
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами»
Г.Э. Лессинг
Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития нового образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся воспитанников универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Мотивация обучающихся воспитанников к получению прочных знаний была востребована всегда. Но в настоящее время изменились задачи мотивации. Мотивировать нужно практической значимостью знаний для компетентной личности, которая востребована высокотехнологичным временем.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности являются одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый ребенок может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Дети от природы любознательны и, как известно, отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований педагога, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей и возможностей.
Основная часть
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы педагога (инструктора по труду), которая проявляется в стопроцентной успеваемости обучающихся воспитанников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность обучающихся воспитанников в проектно-исследовательскую работу. Проектно-исследовательская деятельность помогает обучающимся воспитанникам включиться в решение учебных задач и обрести интерес к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению. Исследование – это процесс поиска, один из видов познавательной деятельности.
Почувствовать свою состоятельность, успешность, комфортность на занятии дает использование современных технологий, а именно проектной. «Проект» заимствован из латинского языка, буквальный перевод – это «брошенный вперёд». Проект – это план, замысел, в результате которого, автор должен получить абсолютно новый продукт. Уже, само название — проект, повышает интерес к изучению предмета.
Процесс познания на занятии и внеурочной деятельности должен быть построен так, чтобы обучающийся воспитанник испытывал удивление, радость самостоятельно сделанного открытия.
Вовлеченность обучающегося воспитанника в проектно- исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой дня его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Педагог ( инструктор по труду) может подсказать, а может просто направить мысль обучающихся воспитанников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате обучающиеся воспитанники должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления обучающихся воспитанников.
Проектно- исследовательская деятельность имеет большое значение для развития жизненной, социальной, информационной, предметной компетентностей обучающихся воспитанников.
Проектно- исследовательская деятельность позволяет:
– проверить и закрепить на практике теоретические знания;
– обеспечить продуктивную связь теории и практики в процессе обучения;
– учить умению самостоятельно работать над творческими заданиями;
– повышать интерес к изучению ;
– воспитывать уважение, умение работать в коллективе;
– формировать собственную жизненную позицию.
А все это очень актуально для нашего общества, потому что именно жизнь ставит цели обучения через всю жизнь. Важнейшей составляющей процесса обучения является не компьютеры, а преподаватели, вооруженные методиками применения компьютерных технологий. Например: чтобы развить у обучающихся воспитанников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, нужно использовать различные педагогические технологии, в том числе и проектную.
Обучение с использованием проектных приёмов на занятиях в мастерской имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Заключение
Вместе со своими воспитанниками мы уже разработали один проект : « Домашние животные», процесс был очень увлекательным и продуктивный , ребятам очень понравилось .Мне тоже хотелось более углубленно поработать в этом направлении, поэтому планирую на следующие три года взять тему самообразования «Проектно-исследовательскую деятельность».
Подводя итог хотелось сказать ,что внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в работе с обучающимися воспитанниками в мастерской даёт положительные результаты. Участвуя в проектно-исследовательской работе, обучающиеся воспитанники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения.
Если поставить своей целью развитие ребёнка, то конечный результат деятельности педагога (инструктора по труду)- психические новообразования в личности обучающегося воспитанника. Отсюда следует, что развитие обучающегося воспитанника во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой).
Формула «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике» даёт обучение и развитие.
Проектно-исследовательская деятельность - это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития обучающихся воспитанников и формирование мировоззрения через сотрудничество педагога (инструктора по труду) и обучающегося воспитанника.
Литература
Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов.
Галина Цветкова: Русский язык. 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся. ФГОС «Учитель». 2020
Проектная деятельность в школе. В. Родионов, М. Ступницкая, АНО «Школа «Премьер», МГППУ. 2010.