Проектная деятельность специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Проектная деятельность специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Проектная деятельность.
Актуализация проведения проектной деятельности
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирования жизненной позиции. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность специальной (коррекционной) школе VIII вида. »
Проектная деятельность.
Актуализация проведения проектной деятельности
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирования жизненной позиции. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Сущность и история проектной деятельности
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения слова проект: 1) разработанный план сооружения, устройство чего – нибудь; 2) предварительный текст какого- нибудь документа; 3)план, замысел.4) « брошенный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Хочется сразу оговориться, что теория – это идеал, которую необходимо адаптировать под конкретного учащегося, группу учащихся или класс. Метод проектов позволяет это успешно делать.
Цели, которые преследует метод проектов:
-научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
-научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить;
-сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
-получить навыки обработки информации;
-сформировать навыки проведения исследований;
-сформировать навыки работы и делового общения в группе;
-сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Методика работы над проектом
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Этапы
Задачи. Содержание работы.
1. Подготовительный
а) определение темы;
б) выбор рабочей группы;
2. Планирование
а) анализ проблемы;
б) определение источников;
в) определение формы проекта;
г) определение критериев оценки;
д) распределение ролей (обязанностей)
3. Исследование
а) уточнение информации;
б) поиск альтернатив;
в) выбор оптимального варианта решения проблемы
4. Выполнение
а) реализация намеченного;
б) подготовка выступления
5. Защита проекта (предоставление отчёта)
а) объяснение результатов;
б) публичное выступление
6. Оценка результатов (рефлексия)
а) анализ выполнения проекта;
б) причины успехов и неудач
Основные требования к учебному проекту.
Проект – это «пять П»:
Проекты могут быть персональные и групповые.
Следует рассмотреть и особенности проектов.
Особенности персональных проектов:
-план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
-формирование у учащегося чувства ответственности;
-приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта;
-формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.
Особенности групповых проектов:
-формирование навыков сотрудничества;
-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
-на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер;
-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.
Какие же бывают типы проектов.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает мини научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
По комплексности:
монопроекты;
межпредметные проекты;
По характеру контактов:
внутриклассные;
внутришкольные;
региональные;
международные
Классификация проектов по продолжительности:
Мини-проекты;
Краткосрочные проекты;
Недельные проекты;
Долгосрочные (годичные)проекты
Далее я хочу вам представить формы продуктов проектной деятельности и виды презентаций проектов
Очень важен для всех участников проектной деятельности и вопрос оценки проектной работы.
Критерии оценки проектных работ:
Самостоятельность работы над проектом;
Актуальность и важность темы проекта;
Полнота раскрытия темы;
Оригинальность предложенных решений;
Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;
Артистизм и выразительность выступления;
Использование средств наглядности, новых информационных технологий.