Просмотр содержимого документа
«Проект по краеведению, 5 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Исследовательская работа на тему:
«По следам Астраханского трамвая»
Выполнила: Глебова Мария
ученица 5 «А» класса
Руководители:
Соболева Л.Н.,
учитель истории
и обществознания
Касаткина Е.А.,
учитель иностранного языка
и технологии
Астрахань 2018
Содержание:
1.Введение
Цели, задачи, методы исследования, гипотеза
2. Что такое трамваи и как они появились в России
3. Основные этапы развития трамвайного движения в Астрахани:
-этапы развития Астраханского трамвая.
-интересные факты об Астраханском трамвае.
4.Посещение музея "Истории города"
5.В каких городах, так же как и в Астрахани, было прекращено движение трамваев и вновь восстановлено.
6.Выводы
7. Список литературы
1.Введение.
Каждая исследовательская работа не появляется на пустом месте. Исследовательская работа – это ответ на поставленные вопросы. Сегодня я вам расскажу о вопросе, на который давно уже ищу ответ: «Почему у нас в городе нет трамваев? Почему наш трамвай стал историей?»
Еще с раннего детства мы помним стихи: «Весна! Весна на улице, весенние деньки! Как птицы заливаются трамвайные звонки!» или «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед, зайчики в трамвайчике…» А вот сам трамвай я впервые увидела два года назад, когда мы проезжали через город Волгоград. Моему восторгу не было предела! Такого чуда я еще никогда не видела! И от этого стало еще обиднее, что в моем родном городе нет трамваев! И еще я узнала, что в 2017 году мы не только отметили 300 лет Астраханской губернии, но и 10 лет со дня закрытия астраханского трамвая.
Цель работы
Проследить все этапы развития Астраханского трамвая. Узнать интересные факты об Астраханском трамвае.
Задача
1.Используя различные источники (интернет ресурсы и литературу) узнать как можно больше о нашем трамвае.
2.Восстановить основные этапы развития трамвая в Астрахани.
3.Посетить Исторический музей города, где есть экспозиция Астраханского трамвая.
4. Узнать в каких еще городах также как и у нас закрыли трамвайные парки. И есть ли такие города, где трамваи вернулись вновь?
Объект исследования: астраханский трамвай
Предмет исследования: почему в нашем городе больше нет трамвая?
Метод исследования: практическая работа с различными источниками информации.
Свою работу я осуществляла поэтапно
1 этап - связан с теоретическими исследованиями литературы.
2 этап — определение целей и задачи
3 этап — разработка варианта решения проблемы и реализация плана действий
4 этап — оформление итогов исследования
Гипотеза: трамвай это не только экологически чистый вид транспорта, но и достопримечательность нашего города.
2. Что такое трамваи и как они появились в России
Городской трамвай определяется какпассажирское транспортное предприятие, услуги которого доступны широкой публике, работающее в пределах или вблизи городов и других поселений, использующее рельсовые транспортные средства.
Первые трамваи в мире были на конной тяге и появились они в Балтиморе в 1828 году, а позже распространились по многим городам Америки. Однако первые рельсы были подобны железнодорожным и выступали над дорогой вверх, что очень мешало уличному движению. В 1852 году Альфонс Луба предложил систему, по которой рельсы утапливались в дорогу, и конный трамвай получил широкое распространение повсеместно, в том числе и в России. Первый конный трамвай в России появился в 1963 году в Петербурге.
Точно не известно, кто выдвинул первым идею поставить на конный вагон двигатель на электрической тяге, но первый экспериментальный вагон поехал именно в России, и создал его Федор Аполлонович Пироцкий 22 августа 1880 года. Он установил электродвигатель на двухэтажный вагон. Питание обеспечивала миниатюрная электростанция, а ток передавался непосредственно по рельсам. Но этот эксперимент так и остался лишь на полосах газет, а до реализации дело так и не дошло. Первые свои опыты Пироцкий начал в 1876 году, и уже спустя год добился первых успехов, пустив электрический ток по рельсам. Результаты были опубликованы в «Инженерном журнале». Статьей очень заинтересовался Карл Сименс и обратился за консультацией к российскому ученому и тот ему не отказал.
В 1879 году в Берлине Вернер Сименс на промышленной выставке представил широкой публике передвижной трамвайчик с 4 открытыми вагонами, больше похожими на лавочку на колесах. Он произвел настоящий фурор и за время выставки перевез 86 тысяч гостей. Сразу после окончания Сименс начал проектировать первую трамвайную линию на электрической тяге, а уже 1881 году она была открыта и начала перевозить первых пассажиров. Вот так легко Россия упустила возможность стать лидером в отрасли, а уже спустя какие-то 10-20 лет мы были вынуждены покупать все в Европе.
Днем рождения российского трамвая считается 8 мая 1896 года, когда первая трамвайная линия заработала в Нижнем Новгороде. И построила эту линию компания "Сименс-Гальске". Именно в 1896 году в городе проходила Всероссийская промышленно-художественная выставка, на которую ожидался большой наплыв гостей.
Однако рассказ наш не был бы полным, если бы мы не упомянули о паровых трамваях. В 19-ом веке весь мир двигался на пару, а электричество было пока чем-то новым, и трамваи на паровой тяге были распространены повсеместно. Несмотря на пар и копоть, которые они выделяли, они были намного прибыльнее чем конки, да и перевозили они довольно много людей, особенно в сравнении с первыми трамваями на электрической тяге.
Были такие трамваи и в России и появились они куда раньше. Первый подобный транспорт был запущен в 1886 году в Петербурге и Москве. Однако "Паровики", как их тогда назвали, проходили только по окраинам и в пригородах, так как были довольно пожароопасным транспортом, несмотря на все свои преимущества.
Конструкция подобного состава несколько отличалась. Паровой трамвай почти всегда имел ведущий вагон и прицепные, причем почти всегда империал (второй этаж) был закрытым, а если был открытым, то билеты туда стоили дешевле, так как пассажирам приходилось дышать копотью из трубы. Первое время такие трамваи были гораздо выгоднее, однако с развитием электромеханики они были вытеснены более чистым и безопасным транспортом даже на пригородных направлениях.
3.Этапы развития Астраханского трамвая
Строительство трамвая в Астрахани началось в конце XIX века.
В 1896 году Городская Дума высказалась за обустройство трамвая концессионным способом, и была назначена комиссия под руководством Городского Головы для разработки условий концессии. После ознакомления с опытом других городов, в частности Нижнего Новгорода, был составлен проект контракта и схема трамвайных путей. В конце 19 века в Астрахани было построено трамвайное депо. Первые трамваи пошли в Астрахани в 1900 году. Строило трамваи «Большое Бельгийское акционерное анонимное общество». Газета «Астраханский вестник» писала летом 1900 года: «10 июля при большом стечении народа открылось трамвайное движение по городу. Остановки только на разъездах и по требованию на перекрестках улиц». Правила движения гласили: «Отправка из конечных пунктов каждые пять минут, предельная скорость – 12 верст». Всего было построено 9,25 км пути, которые обслуживались 15 моторными вагонами. Тариф на проезд был установлен следующий: 5 копеек — в I классе, 3 копейки — во II классе. Бесплатным проездом могли пользоваться только учащиеся в форме и полицейские. Таким образом появился в нашем городе общественный транспорт призванный заменить частный извоз.
По этому поводу астраханский писатель Ю. Селенский горько пошутил в своей документальной рукописи: «Начался новый век. Теперь уже пешеходов сшибало не оглоблей, не колесами пролетки и не грудью коня, а электрическим током. В июле поехали, а в сентябре того же года задавили первого астраханца. Позже их будет много больше. Вначале пассажиры побаивались трамвая, вели себя степенно, но затем пообвыкли и стали вести себя подобно нашим современникам».
Основные этапы развития трамвайного движения в Астрахани
Трамвай в Астрахани, как и во многих других городах, строили с учётом расположения промышленных предприятий, жилых массивов, которые надо было соединять между собой и с центральными районами города. В советское время сеть активно развивалась, строились новые линии. Трамваи возили рабочих на судоверфь им. Кирова (№3), на Станкозавод, Холодильники Рыбокомбината (тоже №3), Трикотажная фабрика, мясокомбинат (№4), завод им. Сталина и др. Но в начале 90-х пассажиропоток на этих направлениях стал резко падать в связи с закрытием и приходом в полный упадок Трикотажной фабрики, Холодильников рыбокомбината, Станкозавода, Судоверфи им. Кирова.
А к концу 90-х трамваи вообще начали ощущать дефицит пассажиров из-за появления вездесущих маршруток, воспринимавшихся поначалу многими жителями города на ура.
Основные этапы в датах
- Конец XIX века — построено трамвайное депо
- 11 (24) июня 1900 — «Большое Бельгийское акционерное анонимное общество» открывает первую линию Астраханского трамвая
- После Революции 1917 года президиум Астраханского Горсовета принял постановление о муниципализации трамваев. Несмотря на материальные трудности и плохое состояние вагонов, продолжался ремонт старых и прокладывание новых линий.
- Апрель 1919 года — движение прекращено из-за боевых действий
- Апрель 1922 года — движение восстановлено.
- К 30-м годам трамвайная сеть, в основном, сложилась.
- В 1952-1959 годах произведена перешивка колеи с узкой на широкую на момент открытия работали вагоны трамвая КТМ-1. Была произведена капитальная реконструкция, схема путей в целом сохранилась. Из-за большой перегруженности центра города линии были сняты, и трамвай стал ходить по границам центра без обслуживания его внутренней части.
- 25 июля 2007 года — последняя трамвайная линия от Мясокомбината до Судоверфи по ул. Яблочкова, Победы вместе с депо Каховского, Софьи Перовской, Комарова закрывается в связи с расширением улицы Софьи Перовской под путепроводом перегона Астрахань I - Кутум. Маршрут № 3 закрыт, линия демонтирована в 2008 году.
- По состоянию на 2011 год демонтаж путей полностью завершён.
Хотя остатки трамвайных путей все еще можно увидеть на переезде через железнодорожный мост в районе ул. Яблочкова.
Уже в начале 2000-х появляется серьёзная проблема с движением трамваев по ул. Свердлова (печально известный астраханский рынок Большие Исады) в связи с тем, что дорога там постоянно забита машинами, многие из которых стоят прямо на рельсах. Также к этому времени становится очевидным то, что надо срочно обновлять подвижной состав, т. к. все вагоны устарели как морально так и физически. Но на какие деньги? Ни для кого не секрет, что трамвай в Астрахани, как и в других городах — транспорт дотационный. Астраханский трамвай держался за счёт того, что губернатор Гужвин его поддерживал. В 2003 году город даже получил два относительно новых вагона — подарок от Газпрома. Но главная версия — экономическая целесообразность. Трамвай был невыгоден, нерентабелен. Развал СССР подкосил систему, а молниеносное распространение маршруток добило её окончательно.
Интересные факты об Астраханском трамвае.
А знаете ли вы, что:
1. Астрахань была седьмым по счету городом России где появился электромоторный трамвай.
2.В середине 19 века в Астрахани был конный трамвай, но он не смог функционировать из-за рельефа нашей местности.
3.Астраханские газеты конца 19 века называли трамвай " Модным галстуком на шее самоубийцы".
4.В 2000 году наш трамвай отметил вековой юбилей.
5. С 1918 по 1922 год трамвай функционировал как грузоперевозчик он перевозил цистерны с мазутом на промышленные предприятия города. Перевозка пассажиров в это время не осуществлялась.
6. Годы ВОВ наши трамваи перевозили боеприпасы, а в депо ремонтировали танки.
7. У нас было шесть(!) трамвайных маршрутов: А(круговой), №1, 2, 3, 4, 5.
8. Трамвай и троллейбус - самый экологически чистый вид транспорта.
4.Посещение музея "Истории города"
На территории трампарка, что на площади Карала Маркса, был Музей электротранспорта города Астрахани. Создавался он понемногу руками энтузиаста – Валентина Митрофановича Николаева, председателя Совета ветеранов тогда еще трамвайно-троллейбусного предприятия. В музее были выставлены в витринах модели и макеты разных трамваев и троллейбусов, демонстрирующие развитие и изменение этих видов общественного транспорта. Стенды с многочисленными фотографиями работников предприятия и самих трамваев и троллейбусов на улицах Астрахани переносили посетителя то в далекие 1900-е, то в грозные 1920-е, то в радужные 1970-е…Образцы билетов и наград, грамоты и Книги ветеранов предприятия, удостоверения и книжки водителей, знамена и вымпелы, специальная литература по обслуживанию, ремонту и «пилотированию» трамваев и троллейбусов… Да всего и не перечесть! Даже вполне себе действующая, подключенная к электросети, НАСТОЯЩАЯ кабина троллейбуса в музее стояла – садись, заводи, крути руль – тренажер, одним словом. Но вот беда. Валентин Митрофанович был человеком преклонного возраста, но в музей приходил каждый день – пока были силы. Училище, увы, закрылось. Опустевшее здание заперли. Попасть в музей было теоретически можно – но сложно. Да и кому оно нужно?
И тут в сентябре 2013 года учащиеся одной из городских школ во главе со своей учительницей истории заинтересовались судьбами астраханского трамвая. И захотели посетить музей. Но им печально объяснили, что музей ныне – вовсе и не музей, а так – склад забытых вещей. Вот тогда и был впервые поднят вопрос о переносе всех экспонатов в Историко-Краеведческий музей.
После долгих переговоров и согласований экспозиция Астраханского трамвая была перевезена и установлена в музее Истории на улице Ульянова. Именно туда я и отправилась. Вместе с родителями и младшим братом я прикоснулась к прекрасной истории своего города. И так странно было осознавать, что еще совсем недавно на улицах нашего города звенели трамвайные звонки и весело бежали по рельсам вагончики перевозя толпы пассажиров.
5.В каких городах, так же как и в Астрахани, было прекращено движение трамваев и вновь восстановлено.
И еще одна проблема, которой я заинтересовалась в самом начале своей работы: "В каких городах так же как и у нас убрали трамваи, и где их движение восстановили вновь?"
Таким образом, я внимательно изучила информацию в интернете, и получила следующие данные:
Эксплуатационные показатели:
1990 1995 2000 2005 2010 2015
Число городов с трамваем 70 68 68 66 63 61
Длина путей тыс. км 3,0 30 3,0 2,8 2,6 2,5
Число маршрутов 703 677 658 622 550 546
Перевезено млрд. пассажиров 6,00 7,54 7,42 4,12 2,08 2,00
Вагонный парк тыс. штук 14,8 13,3 12,2 10,4 8,8 8,6
Из этой таблицы очень хорошо видно, то как в последние десятилетия приходило в упадок трамвайное движение в нашей стране. На это конечно влияли многие факторы как экономического развития, так и появление нового городского частного транспорта малой вместимости.
А теперь узнаем какие еще города остались без трамваев:
Архангельск. У северного собрата Астрахани картина примерно такая же, как и у нас: они уничтожили сначала трамвай (самый северный в мире), потом и троллейбус.
Астрахань. У нас всё в плачевном состоянии. Пока никто ничего не предпринимал, чтобы это исправить... Воронеж. Город с самой большой и популярной трамвайной системой страны полностью потерял её в 2009 году. Новые власти Воронежа признали ликвидацию трамвая в городе крупнейшей транспортной ошибкой. Сейчас готовится проектно-сметная документация на восстановление части линий. Иваново. Трамвай в Иваново был окончательно ликвидирован в 2008 году. Планов по его восстановлению пока нет, но зато существенно улучшилось положение троллейбуса. Закупались новые машины, строились линии. Ногинск. Здесь трамвай уже раз пять закрывали, столько же открывали. Окончательно закрыт 1 апреля 2011 года. Рязань. Трамвай в Рязани был закрыт в 2010 году. Владивосток. В этом городе вообще уникальная ситуация. За 10 лет трамвай там был практически полностью уничтожен. Осталась лишь часть одного из маршрутов, но она пользовалась огромной популярностью. В данный момент маршрут №6 восстанавливают в полном объёме.
Дзержинск. Здесь трамваи тоже постепенно начинают "мешать" людям. Именно поэтому их решено убирать из центра города. Обычно с ликвидации центральных линий начинаются полные уничтожения трамвайных систем... Казань. Осталось всего 5 маршрутов из 23 в былые времена и 106 вагон из 421 в 2002 году. Калининград. Cамая старая трамвайная система на территории современной России (действует с 1895 года). Одна из двух сохранившихся трамвайных систем России с метровой колеёй (другая — в Пятигорске). По состоянию на 2014 год осталось всего 2 маршрута из 15. Санкт-Петербург. Трамвайный погром в городе в начале 2000-х годов так же был признан ошибкой. Об этом говорила Валентина Матвиенко - прежний губернатор СПб. Сейчас демонтажи линий закончены, строятся новые. Так, новый аэропорт "Пулково" свяжет с городом именно трамвай. Саратов. В Саратове совсем недавно была закрыта одна из линий в самом центре города. Ярославль. За период 2005-09 годов произошла масштабная ликвидация линий в центре города. Сейчас осталось лишь 4 маршрута из 9. Их обслуживает 60 вагонов, в то время как в период максимального развития было 160. Тверь. Из 18 маршрутов в максимальный период развития действующих осталось только 6. Никто особо не задумывается, а ведь это даже на 2 маршрута меньше чем в 1940 году!
Поповка, Рязань, Саблино, Санкт-Петербург (ледовый трамвай)
Планируемые
Барнаул, Воронеж, Екатеринбург, Жуковский , Калининград, Красноярск ,
Липецк , Москва, Рязань, Саратов, Тверь, Тула , Уфа ,Чебоксары
6.Выводы
Когда я начинала свою работу над этим проектом, я и не догадывалась о многих фактах. Оказывается, 25 июля, в день когда перестал существовать наш трамвай, я отмечала свой первый День рождения! В этот день мне исполнился ровно один год. А в самый разгар моей работы, было объявлено о прекращении работы нашего троллейбуса! Очень жалко и обидно, что экологически чистый транспорт уходит с наших улиц.
Трамвай ушёл из Астрахани. Вместе с ним ушла надежда, что наш город будет в ближайшие годы цивилизованным в транспортном плане. Скоро уберут и троллейбус, теперь уже в этом сомневаться не приходится. Все заявления чиновников о поддержке этого вида транспорта так и остались словами. А вывод у меня такой: если в начале прошлого века приход трамвая вытеснил частного извозчика, то спустя сто лет частный извозчик вытеснил трамвай!