Проект "Поликультурное и полиязычное образование в школе"
Проект "Поликультурное и полиязычное образование в школе"
В своём научном проекте «Поликультурное и полиязычное образование в школе» использовала знание культурных традиций народов, способной и активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире согласии. Предметом изучения учащимися становится культура. Язык так же выступает как средство познания культуры, быта, истории народа. На основе работы доказывалась необходимость поликультурного образования всех членов общества. Полиязычное образование – это основа становления полиязыковой личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Поликультурное и полиязычное образование в школе" »
Северо - Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Краснополянская СШ»
Проект на тему:
«Поликультурное и полиязычное образование в школе»
Направление: «Лучший проект по формированию поликультурной образовательной среды и развитию полиязычного образования»
Выполнила: Бельгибаева А. Б.
Учитель казахского языка и литературы
Стаж работы-32 года.
Категория-1.
Красная Поляна 2014 год
Содержание:
Введение
Изучение поликультурного и полиязычного образования
Применение поликультурного и полиязычного образования на практике
Заключение
Список литературы
1
Введение
Ключом к сокровищнице разума людского
Нам станут языки.
М.Дильбази
Знание языков - требование уже сегодняшнего дня, а не будущего. Нынешнее время психологи называют временем «информационного взрыва», когда межличностные контакты становятся очень интенсивными, дружеские и деловые связи современного человека не ограничиваются только своей национально – культурной средой, а напротив, очень часто выходят за ее пределы. Все большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и культурных связей способствует тому, что реально востребованным становятся многоязычие.
В каждом многонациональном государстве на пути его развития и совершенствования, как один из наиболее важных стоит вопрос о развитии и функционировании государственного языка. Наряду с этим возникает необходимость решать вопрос развития языков межнационального развития. Главой нашего государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым подписан Указ, утверждающий государственную программу функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, которая является долгосрочно и рассчитана на 10лет. “
Стратегия развития языков народа Казахстана определяет три основные цели:
-расширение и укрепление социально-комуникативных функций государственного языка;
-сохранение общекультурных функции русского языка;
-развитие языков этнических групп.
Для полноценного участия в мировом процессе развития необходимо знание английского языка, как языка общемирового общения.
Соответственно, своевременным становится вопрос о формировании и развитии образования.
В своем выступлении на 3 съезде работников образования и науки Назарбаев Н.А. отметил, что серьезные усилия будут приложены для развития и государственного, и других языков, особенного русского и английского «Необходимость в знании английского –это мировая тенденция. А прекрасное владение русским языком – это наше богатство, которое потерять крайне неразумно. Для нас будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским языками, то есть будем грамотными и полиязычными».
О том, что надо подразумевать под полиязычным образованием, своим
2
мнением на третьем съезде работников образований и науки поделилась ведущий научный сотрудник Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина, кандидат педагогических наук доцент К.Кабдолова:
«Полиязычное образование – это когда в процессе обучения используется два и более языков. При таком образовании языки одновременно являются и средством, и целью образовательного процесса. Такой подход позволяет воспринимать их не просто как учебные предметы, а как одно из условий получения непосредственного знания».
Таким образом, становится неоспоримым тот факт, что полиязычное образование становится одним из важных направлений образования современного поколения учеников, за которыми развитие будущего Казахстана.
Работая с 2005г. в Краснополянской средней школе изучая проблему полиязычного образования, был накоплен определённый опыт внеклассных мероприятии и интегрированных уроков, проходивших на трёх языках.
Цель: формирование личности школьника как культурно образованного человека, способного к успешному самоопределению в условиях культурного многообразия общества, обладающего гуманистическим мировоззрением, умениями жить в мире и согласии с носителями различных культур.
Задачи: патриотическое воспитание (уважение к истории, обычаи и традиции казахского народа). Заинтересованность к изучению языков. Повышение интеллектуального уровня учащихся и развитие духовного мира, развитие речи, мышления.
«Казахстан должен воспринимать во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык — государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику»
Н. Назарбаев. (Слайд 1)
Президент страны Н. А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучение на трех языках — это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации концепции развитие образования Республики Казахстан до 2015 года, одной из базовых компетенции которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и
3
технократичность. В основных положениях концепции говорится о необходимости качественным владением иностранным языком выпускника современной школы, - это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умение и навыков. Эти положения уже успешно реализовываются в школах, где обучение ведется на казахском, русском и английском языках. Это способствует выработке коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, обучение на трех языках, и, как следствие, владение или практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям
разных народов.
Трехъязычие — это необходимость, о которой говорил в своем послании глава нашего государства. Повсеместный перевод делопроизводства на государственный язык требует глубоких его знаний, интеграция Казахстана в мировое пространство знания английского, а русский необходим как язык межнационального общения. А это есть ни что иное, как формирование полиязыковой личности. Полиязыковая личность – это единственный носитель нескольких языков, представляющий собой:
1. Личность речевую
2. Личность коммуникативную
3. Личность словарную (Слайд 2)
Полиязыковая личность – это активный носитель нескольких языков, представляющий собой: личность речевую – комплекс психофизиологических свойств, позволяющих индивидуальность осуществлять речевую деятельность одновременно на нескольких языках; личность коммуникативную совокупность способностей к вербальному поведению и использованию нескольких языков как средства общения с представителями разных лингвосоциумов; личность словарную – совокупность мировозренческих установок, ценностных направленностей, поведенческого опыта, интегрированно отраженных в лексической системе нескольких языков.
В свою очередь полиязычное образование – это целеноправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения нескольких языками как «фрагментом» социально значимого
4
опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевый деятельности, а также в эмоционально-ценностном отношении к языкам и культурам.
Полиязычное образование – основа становления полиязыковой личности, уровень сформированности которой во многом обуславливает позитивный характер личностной самореализации человека в современных условиях общественных отношений, его профессиональную конкурентность. Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то еще существуют страны, люди которых владели бы только одним языком.
Полиязычие - «употребление нескольких языков в пределах определенной социальной общности. Язык, заключенный в коллективном сознании народа, - это та реальность, к познанию которой призван приобщать ученика педагог любой учебной дисциплины. Любой язык ставит нас перед необходимостью и одновременно дает нам возможность представлять континиум мироздания как множество разных вещей. Эту задачу решает каждый человек, овладевая первым, родным языком. Соответствующая способность видеть мир через слова остается пожизненно, это необходимый компонент того качества, которое называется разумом. Овладевая полиязыковую культуру, как совокупность показателей, отражающих уровень распространенности «языков культуры» в языковом пространстве, а также уровень владения родным и не родными языками в пространстве конкретного социума, мы видим важный фактор решения многих социальных проблем современного образования в исследовании роли языковой культуры. Я ставлю главной целью,
Развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях стремящейся к самосовершенствованию. (Слайд 3)
. На поликультурное развитие ребенка, решение нравственно-духовных задач направлена работа всех педагогов. В своей работе я руководствуюсь следующим «Кто бы ты ни был по национальности, по профессии, по статусу, ты живешь в Казахстане, и чтобы возвысить мысли и дела своего государства, ты должен научиться говорить языком его предков, понимать, знать и мыслить в разрезе лучших традиций и обычаев коренного народа.» Слагаемыми многоязычие должны явиться родной язык который закрепляет
5
осознание принадлежности к своему этносу казахский язык. И так, языковая политика Казахстана выдвигает «разумную трансформацию языковой культуры на основе
равноправного использования трех языков: государственного, межнационального и международного общения и позволяет нам осуществить постепенное вхождение в мобильный мегакультурный мир.
Методический уровень составляет систему принципов учебного предмета «языки»: принципы активности и самостоятельности и самообразования «языку нельзя научить — языку можно только научиться, принципы коммуникативности и учета родного языка, принципы дифференциации и интеграции, принцип группового и индивидуального подхода.
Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык — русский язык — английский язык;
-обучение иностранному языку это обучение речевому мышлению, овладение новыми средствами выражения мыслей и миром изучаемого языка (Слайд 4)
. Владения казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человечества. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Одно из задач приобщения подрастающего поколения к глобальным ценностям, формирования у подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур в мировом пространстве.
Для того чтобы подготовить профессиональных кадров отвечающих этим требованиям большое внимание уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовке молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки учащихся.
В своей работе я ставлю задачи исходя из полиязычия, в первую очередь это затрагивает
- патриотическое воспитание (уважение к истории, обычаи и традиции казахского народа)
6
- заинтересованность и изучению языков;
- повышение интеллектуального уровня учащихся и развитие духовного мира;
- развития речи, мышление; (Слайд 5)
Важнейшей из проблем полиязычного образования является качественная подготовка педагогических кадров, поэтому в школе проводятся занятия по изучению казахского языка для учителей; внедряются интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Ежегодно в сентябре проводится декада языков; все предметные недели включают задания на трех языках; проводятся по четвергам дни казахского языка. Согласно учебного плана дети изучают английский, казахский, русский языки. Важное место при этом отводится прикладным курсом и курсам по выбору для учащихся профильных старших классов по соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают. Ведется прикладной курс «Абайтану».
Качество знаний по казахскому языку составляет 58%. результаты сдачи ЕНТ за последние 5 лет:
2009 год 18,2 балла качество знаний 100 %
2010 год 22 балла качество знаний 100 %
2011 год 18,3 балла качество знаний 100 %
2013 год 19,5 балла качество знаний 100 %
2014 год 15 балла качество знаний 100 %
Учащиеся нашей школы принимают активные участия в различных конкурсах, сочинениях, олимпиадах.
1) 2010 год Михайлова Л. На районной олимпиаде по казахскому языку ІІ место
2) 2012 год Конкурсное сочинение по теме «Моя Казахстанская полиция» ученица 8 кл Конваева Камила, занявшая ІІІ место в областном конкурсе.
3) 2013 год Сухотская Дарья, ученица 9 класса, занявшая ІІІ место в районной олимпиаде по казахаскому языку и литературе.
4) 2013 год Сухотская Дарья, ученица 10 класса, занявшая ІІ место в районной олимпиаде по казахскому языку. (Слайд 6)
Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит вопрос о результативности обучения языка и повышении уровня языковой подготовки не только учащихся, но и учителя. Поэтому постоянно идет переподготовка учителей в институте повышение педагогических кадров. В настоящее время становится необходимостью участия самого учителя в различных районных и областных мероприятиях.
2010 год Сертификат, выступление в августовской конференции по теме
7
«Подготовка детей к ЕНТ»
2012 год Сертификат, участие на семинаре по теме «Инновационные технологии в изучении государственного языка»
2013 год Сертификат, участие в номинации «Қара домбыраның үнінің шебері»
2014 год Сертификат, участие в Региональном фестивале посвященный 180-летию Биржан сала. (сборник)
2014 год Сертификат, участие в международном коллоквиуме «М. Жумабаев и М. Лермонтов: художественная картина мира.» (сборник) (Слайд 7)
Заключение
Успешному продвижению и культурного многообразия общества, предотвращению межэтнических конфликтов и развитию стабильных, сплоченных полиэтических обществ способствует поликультурное и многоязычное образование.
Целью поликультурного образования в школе является формирование личности школьника как культурно образованного человека, способного к успешному самоопределению в условиях культурного многообразия общества, обладающего гуманистическим мировозрением, умением жить в мире и согласии с носителями различных культур.
Содержание поликультурного образования должно способствовать воспитанию в духе уважения к родной, казахстанской и мировой культурам; давать возможность формировать умения и навыки межкультурного общения.
В системе поликультурного образования ведущая роль принадлежит языкам-носителям культуры. Язык, как величайшее достижение человечества является важнейшим средством формирования ценностных ориентаций и мировоззрения. Именно в языке наиболее полно выражается динамика развития отношений между предстватилеми различных народов.
Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию, что казахский язык и казахская литература, как средство трансляции духовных и художественных ценностей народа Казахстана фактически составляют основу казахстанской межкультурной коммуникации и диалога культур.
И свою работу хочу закончить словами нашего Президента:
«Народ будет мудр в воспитании потомства заботясь о его здоровье образовании и мировоззрении...Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английскими языками...Он будет патриотом своей страны известной и уважаемой во всем мире.» (Слайд 8)
8
Список литературы:
1. Абсатмаров Р.Б., Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения. – Алматы, 1999.
2. Большая советская энциклопедия: Языкознание, 1998.
3. Кондубаева М.Р. Научно-исторические основы формирования культуры речи двуязычного учителя-словесника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Алматы, 1995. – 339 с.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. – 261 с.