kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Юный биолог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная  общеразвивающая программа

Естественно-научной  направленности

"Юный биолог"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Юный биолог"»


Министерство образования Оренбургской области

Управление образования администрации муниципального образования

«Абдулинский городской округ»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»




Принята на заседании Утверждаю

методического совета Директор МБУ ДО ЦДТ

от "__" _______ 2022 г. _________Васильева Л.В.

Протокол № ________ "__" ____________2022г.







Дополнительная общеразвивающая программа

Естественно-научной направленности

"Юный биолог"







Возраст обучающихся: 12 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:

Гурьянова Анастасия Валерьевна –

советник директора по воспитанию





г. Абдулино, 2022

Содержание

I.

Комплекс основных характеристик

программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1

Направленность программы

4

1.1.2

Уровень освоения программы

4

1.1.3

Актуальность программы

4

1.1.4

Отличительные особенности программы от существующих

5

1.1.5

Адресат программы

6

1.1.6

Объем и сроки освоения программы

7

1.1.7

Формы организации образовательного процесса

7

1.1.8

Режим занятий

7

1.2.

Цель и задачи программы

8

1.3.

Содержание программы

10

1.3.1.

Учебный план программы

10

1.3.2.

Учебно-тематический план 1 года обучения

10

1.3.3.

Учебно-тематический план 2 года обучения

14

1.3.4.

Содержание учебного плана первого года обучения

17

1.3.5.

Содержание учебного плана второго года обучения

23

1.4.

Планируемые результаты


П.

Комплекс Организационно-педагогических условий

38

2.1

Календарный учебный график

38

2.1.1

Календарный учебный график первого года обучения

39

2.1.2

Календарный учебный график второго года обучения

47

2.3.

Условия реализации пргораммы

56

2.3.1

Кадровое обеспечение

56

2.3.2

Материально-техническое обеспечение

56

2.4.

Формы аттестации/контроля

58

2.5.

Оценочные и диагностическиематериалы

59

2.6.

Методическое обеспечение


75

Литература и электронные ресурсы

80


Приложения

(обязательные 1-е и 2-е, а остальные рекомендуемые)

82


Приложение 1. Характеристика возрастных особенностей обучающихся (или детей такого–то возраста, или примерный портрет обучающихся )



Приложение 2. Обеспечение индивидуального (дифференцированного подхода) при реализации программы.

(Пример оформления индивидуального образовательного маршрута (индивидуального плана работы над проектом ), перечень тем индивидуальных работ, проектов; примеры разноуровневых заданий и т.п.)



Приложение 3. Перечень ключевых мероприятий муниципального, регионального, российского уровня, где обучающиеся смогут продемонстрировать результаты освоения программы.



Приложение 4. Пример оформления конспекта (плана-конспекта, технологической карты) занятия по теме__________________________



Приложение 5. Формы поощрения и стимулирования (наградные материалы), используемые в рамках программы



Приложение 6. Информационные, дидактические, методические материалы к занятиям



Приложение 7. Сводная таблица учета результатов освоения программы обучающимися. (Лист регистрации выполнения аттестационных испытаний)


Оформление

Поля «Обычные» (левое - 3 см, правое - 1,5 см, верх, низ- по 2 см.

Абзац – 1,25 см.

Страницы пронумерованы внизу по центру, кроме 1-го листа.

Выравнивание по ширине с переносами.

Интервал межстрочный одинарный.

Шрифт Times New Roman 14 (для больших таблиц допустимо 11, 12)

Оформление глав, разделов, подразделов в соответствии с содержанием (если в содержании все заглавные, в тексте программы тоже). Выравнивание по центру.

Титульный лист, содержание - по образцу все шрифты и интервалы.












I. Комплекс основных характеристик программы


1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Направленность программы

Программа имеет естественно-научную направленность.

Она ориентирована на:

  • развитие у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формирование и развитие у детей навыков психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;

  • повышение общего интеллектуального уровня подростков;

  • развитие коммуникативных способностей каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;

  • реализация потребностей ребят в содержательном и развивающем досуге;

  • осуществление индивидуального подхода к учащимся, подбор видов деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого;

  • привитие чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитание чувства ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитание потребности в общении с природой;

  • формирование биологического восприятия и сознания общественной активности;

  • укрепление здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интел-лектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллекту-альном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.


Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);

– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).

- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» (Постановление правительства Оренбургской области от 29.12.2018 г. № 921-п.п.);

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;

– Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

– Концепция общенациональной системы выявления и развития моло-дых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)

– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методиче-ские рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


1.1.2. Уровень освоения программы

Программа нацелена на освоение разноуровневого и ознакомительного уровней.

1.1.3. Актуальность программы

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Программа позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, развивать познавательную деятельность, творческие способности, логическое мышление, воображение, наблюдательность, исследовательский подход к делу, расширить общий кругозор, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала, даёт возможность заинтересовать учащихся и популяризовать биологические знания. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.

На биологию в 5 - 6 классах выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла необходимость создания курса кружковой работы «Юный биолог».


1.1.4. Отличительные особенности программы

Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.


1.1.5. Адресат

Программа рассчитана на 1 год.

Возраст обучающихся - 12 лет (6 классы).

Количество детей в группе - 20 человек.

(Приложение 1)


1.1.6. Объем и сроки освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год - 33 часа. Занятия проходят 1 раза в неделю.

1.1.7. Формы организации образовательного процесса

Форма обучения – очная, очно-заочная, дистанционная.

Форма организации образовательного процесса - индивидуальные, групповые и т.д. занятия.

Формы организации занятий - экскурсии, лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ

1.1.8. Режим занятий

Занятия проводятся сколько 1 раз в неделю по 1 академическому часу с перерывом 10 минут.

Еженедельная нагрузка на одного ребенка составляет 1 час.


1.2. Цель и задачи программы:


1 страница

Цель: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

Задачи:

Воспитывающие:

- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;

- привить понимание необходимости здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

- привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;

Развивающие:

- привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;

- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;

Обучающие:

- изучение экологии России, Оренбургской области;

- обучение исследовательской и проектной деятельности;

- формирование естественнонаучного мировоззрения.


1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план первого года обучения

В учебном плане необходимо предусмотреть часы на:

- вводное занятие (введение в программу);

-природа под микроскопом;

-строение и многообразие покрытосемянных растений;

-тайны жизни растений;

-систематика;

-организм и среда обитания. Экосистема;

- области использования растений. Влияние хозяйственной деятельности человека на растения;

-итоговое занятие.


Название раздела/модуля

(и темы)

Всего часов

Теория

Прак-

тика

Формы

аттестации/контроля


Вводное занятие

1

1

0


Природа под микроскопом

6

3

3


Строение и многообразие покрытосеменных растений

9

7

2


Тайны жизни растений

6

5

1


Систематика

3

1

2


Организм и среда обитания. Экосистема

4

2

2


Области использования растений. Влияние хозяйственной деятельности человека на растения

3

3

0


Итоговое занятие

1

0

1


ИТОГО

33

22

11





1.3.3. Содержание учебного плана первого года обучения

Тема 1. Введение  

Теория (1 час): Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Тема 2: Природа под микроскопом

Теория (3 часа): Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Клетка − единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение прокариотической и эукариотической клетки.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки − основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Практика (3 часа): Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника. Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми микропрепаратами тканей.

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».


Тема 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Теория (7 часов): Сезонность в природе. Фенологические наблюдения. Экскурсия «Сезонные изменения в жизни растений».

Растения − синоптики, растения − индикаторы загрязнения. Эволюция растительного мира.

Понятие «орган». Органы цветкового растения.

Особенности строения семян. Химический состав семени. Прорастание семян.

Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка. Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.

Вегетативные органы цветковых растений: побег. Рост и развитие побега. Строение видоизменённых подземных побегов. Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Генеративные органы растения: цветок. Разнообразие плодов и семян.

Практика (2 часа): Строение кожицы и основной ткани листа герани. Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля.


Тема 4. Тайны жизни растений

Теория (5 часов): Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных.

Процессы дыхания и транспирации. Движение растений.

Растение − живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен веществ и энергии − основное свойство живых организмов.

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.

Практика (1 час): Исследовательский проект: «Вегетативное размножение комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком».


Тема 5. Систематика

Теория (1 час) Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Практика (2 часа): Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

Экскурсия «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».


Тема 6. Организм и среда обитания. Экосистема

Теория (2 часа) Среда обитания и экологические факторы, их влияние на растения.

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы.

Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Практика (2 часа): Экскурсия «Растительное сообщество».

Творческий проект: «Природные сообщества родного края»


Тема 7. Области использования растений. Влияние хозяйственной деятельности человека на растения

Теория (3 часа) Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения и биологически активные вещества. Охрана, рациональное использование и восстановле­ние растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача. Растения Красной книги Оренбургской области и меры по их охране.

Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…»


1.4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


Предметные:

- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;

- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;

- описывать биологические объекты, процессы и явления, ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;

- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Метапредетные:

  - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.



II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Календарный учебный график

Календарный учебный график


Начало занятий – 6 сентября.

Окончание занятий – 30 мая.

Количество учебных недель – 33.

Количество учебных занятий – 33.

Праздничные не учебные дни – 1-5 января,8 марта, 23 февраля…

Каникулы – 1 июня-31 августа.

Подробнее в Приложении…

2.1.1Календарный учебный график первого года обучения

п/п

Месяц

Число

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

  1. о

Октябрь

3


смешанная


1

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Входная диагностика

Октябрь

10

Практикум.

1

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.


Октябрь

17

Семинарское занятие.


1

Клетка − единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток.


Октябрь

24

Семинарское занятие.

1

Строение прокариотической и эукариотической клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.


  1. \

Октябрь

31

Практикум.

1

Л.Р. №1 «Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника».


Лабораторная работа

Ноябрь

7

Практикум.

1

Виды растительных тканей, их строение и функции. Л.Р. №2 «Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей».

Лабораторная работа

Ноябрь

14

Практикум

1

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».

Творческая работа

Ноябрь

21

Экскурсия.


1

Сезонность в природе. Фенологические наблюдения.

Экскурсия «Сезонные изменения в жизни растений».


Ноябрь

28

Семинарское занятие.


1

Растения − синоптики, растения − индикаторы загрязнения.


Декабрь

5

Семинарское занятие.


1

Эволюция растительного мира.

Понятие «орган». Органы цветкового растения.


Декабрь

25

Семинарское занятие,

практикум.

1

Особенности строения семян.

Л.Р. №3 «Химический состав семени. Прорастание семян».

Лабораторная работа

Декабрь

19

Семинарское занятие,

практикум.

1

Вегетативные органы цветкового растения.

Л.Р. №4 «Корневая система. Типы корневых систем».

Лабораторная работа

Декабрь

26

Семинарское занятие,

практикум.

1

Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Л.Р. №5 «Строение кожицы и основной ткани листа герани».

Лабораторная работа

Январь

9

Практикум.

1

Л.Р. №6 «Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля».


Лабораторная работа

  1. \

Январь

16

Семинарское занятие,

практикум.

1

Генеративные органы растения. Цветок. Л.Р. №7 «Определение частей цветка. Формула цветка. Разнообразие соцветий по гербарному материалу».

Лабораторная работа

Январь

23

Семинарское занятие,

практикум.

1

Плод. Л.Р. №8 «Разнообразие плодов и семян».

Лабораторная работа

Январь

30

Семинарское занятие.

1

Минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных.


Февраль

6

Семинарское занятие, практикум.

1

Процессы дыхания и транспирации.

Л.Р. №10 «Транспорт веществ в организме. Движение растений».

Лабораторная работа

Февраль

13

Работа с учебником,

тренировочные упражнения.

1

Растение − живой организм. Обмен веществ и энергии − основное свойство живых организмов.



Февраль

20

Семинарское занятие.

1

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.


Февраль

27

Семинарское занятие,

тренировочные упражнения.

1

Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.


Март

6

Исследовательская работа.

1

Исследовательский проект: «Вегетативное размножение комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком».


Исследовательская работа

Март

13

Семинарское занятие.


1

Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.


Март

20

Тренировочные задания,

практикум.

1

Работа с гербарным материалом. Л.Р. №11

« Признаки растений, относящихся к различным семействам. Формулы цветка».

Лабораторная работа

Апрель

3

Экскурсия

1

Экскурсия «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

Экскурсия

Апрель

10

Семинарское занятие,

практикум.

1

Факторы среды и их влияние на растения.

Л.Р. №12 «Анатомическое строение листовых пластинок растений разных экологических групп».

Лабораторная работа

Апрель

17

Семинарское занятие.



1

Естественные и искусственные экосистемы. Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.


Апрель

24

Экскурсия.

1

Экскурсия «Растительное сообщество».

Экскурсия

Май

2

Проектная работа

1

Творческий проект «Природные сообщества родного края».

Проект

Май

8

Семинарское занятие.



1

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана и рациональное использование природных ресурсов.


Май

15

Семинарское занятие.


1

Растения Красной книги Костромской области и меры по их охране.



Май

22

Семинарское занятие.


1

Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…». Представление результатов работы.

Сочинение

33

Май

29

Беседа

1

Заключительное занятие. Подведение итогов работы творческого объединения

Беседа



2.3. Условия реализации программы


2.3.1 Кадровое обеспечение

Программа нацелена на освоение разноуровневого и ознакомительного уровней. Программу реализует учитель биологии Пискарева Анастасия Валерьевна, на базе МБОУ СОШ №3



2.3.2 Материально-техническое обеспечение

  • материалы для оформления и творчества детей;

  • наличие канцелярских принадлежностей;

  • аудиоматериалы и видеотехника;

  • компьютеры;

  • дополнительная литература;

  • наградная продукция;

  • бумага для печати;

  • микроскоп;

  • препараты;

  • плакаты;

  • фотоматериалы;

  • рабочие тетради;

  • памятки;

  • маршрутные листы.

2.4. Формы аттестации/контроля

Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • выполнение практических/лабораторных работ (постановка опыта, эксперимента);

  • выполнение творческих работ;

  • индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;

  • викторины;

  • тестирование;

  • конкурсы;

  • создание фотоальбомов;

  • презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов и творческих работ;

  • защита проектов.

  • защита портфолио (проходит на итоговом занятии в форме презентации).


Формы и сроки отслеживания результатов


Время

проведения

Цель проведения

Формы и методы

контроля


Входная диагностика

Сентябрь

Определение уровня личностного развития, уровня развития творческих способностей

Опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Промежуточная диагностика

В течение года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности к восприятию нового материала. Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, оценка проекта.

Итоговая диагностика

Май

Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Мотивирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Тестирование, анкетирование, защита проектов, конференция, конкурс портфолио.


Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются:

- портфолио;

- фотоматериалы;

- материалы анкетирования и тестирования.

- карты мониторинга индивидуального развития обучающегося.

Портфолио является наиболее наглядной формой отслеживания и фиксации результатов. Портфолио включает общие сведения об учащемся, реферативное описание результативности работы в творческом объединении, грамоты, дипломы, сертификаты о победах и участии в различных мероприятиях (конкурсах, выставках, соревнованиях), продукты деятельности (распечатку презентаций проектов и сами проекты), информацию, подтверждающую участие обучающегося в конкурсах и конференциях.

Защита портфолио является формой итоговой аттестации.

Другими формами предъявления результатов деятельности обучающихся объединения служат:

  • Итоговое занятие по окончании каждого года обучения, которое проходит в форме «________________________»;

  • Участие обучающихся объединения в конкурсах, олимпиадах и конференциях областного и всероссийского уровня (Приложение ).

  • Отзывы родителей на форуме сайта ГАУДО ООДЮМЦ.

  • Публикации о результатах деятельности объединения в СМИ.

  • Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.


2.5. Оценочные и диагностические материалы

Планируемые результаты

Диагностические методики и задания

Сроки проведения

Личностные

Анкета для оценки уровня мотивации (адаптация методики Н.Г. Лускановой)

Опросник мотивации

(адаптация модифицированного варианта Т.А.Нежновой/ Д.Б.Эльконина/ А.Л. Венгера),

сентябрь

Метапредметные

Определение уровня сформированности познавательных УУД (Методика «Кодирование» (адаптация 11 субтеста Векслера в версии А.Ю. Панасюка)

Определение уровня сформированности коммуникативных УУД (Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)

Октябрь – декабрь

Предметные

Опросник для выявления уровня сформированности


Апрель-май



2.6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы обучения по программе.

Лекции, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность.

Педагогические технологии

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- технология группового обучения - для организации совместных действий, коммуникаций, общения, взаимопонимания и взаимопомощи;

- технология дифференцированного обучения – применяются задания различной сложности в зависимости от интеллектуальной подготовки уча-щихся;

- технология эдьютеймент – для воссоздания и усвоения обучающи-мися изучаемого материала, общественного опыта и образовательной дея-тельности;

- технология проектной деятельности - для развития исследователь-ских умений; достижения определенной цели; решения познавательных и практических задач; приобретения коммуникативных умений при работе в группах;

- информационно-коммуникационные технологии – применяются для расширения знаний, выполнения заданий, создания и демонстрации презентаций на занятиях, проведения диагностики и самодиагностики.

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса по программе являются комбинированное и практическое занятие (занятие-практикум, защита проектов, экскурсия, игра, викторина, лабораторные и практические работы).

Формы организации деятельности, направленной на воспитание и социализацию обучающихся.

К основным формам работы можно отнести: практические и лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты, просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями.



ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ


Нормативные документы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Концепция развития дополнительного образования детей [электронный ресурс] / «Электронная газета» http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html. – Режим доступа: – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018);

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [электронный ресурс] / «Электронная газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018);

3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях [электронный ресурс] / – Режим доступа: http://edu-frn.spb.ru/educ/talent/?download=6 – (Дата обращения: 18.05.2018);

4. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей [электронный ресурс]/ «Электронная газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018);

5. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] / Кодексы и законы РФ. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ – Законы. – (Дата обращения: 18.05.2018).

6. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11) [электронный ресурс]: «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации». – Режим доступа: - http://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-dostupnoe-dopolnitelnoe-obrazovanie-dlja-detei-utv/ - (Дата обращения: 18.07.2018).


Список основной литературы

  1. Биология, 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику, сост. И.Б. Морзунова.− М.: Дрофа, 2010. – 493 с.

  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2011.

  3. Удивительная планета Земля./Под ред. Н. Ярошенко. − ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2010

  4. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» , 2010. −192 с.

  5. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 2011г.




25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Программа "Юный биолог"

Автор: Гурьянова Анастасия Валерьевна

Дата: 11.04.2023

Номер свидетельства: 629367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Памятка по проектной деятельности для обучающихся"
    ["seo_title"] => string(58) "pamiatka_po_proektnoi_deiatelnosti_dlia_obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "649023"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1713201677"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА   Детского объединения  Юный  эколог "
    ["seo_title"] => string(66) "obrazovatiel-naia-programma-dietskogho-obiedinieniia-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "156900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421504154"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "в рамках "Недели математики, физики и информатики"  мероприятие "Посвящение в юные физики""
    ["seo_title"] => string(99) "v-ramkakh-niedieli-matiematiki-fiziki-i-informatiki-mieropriiatiie-posviashchieniie-v-iunyie-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "267430"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450372372"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства