ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения Юный эколог
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения Юный эколог
Основа образовательной парадигмы представляемой в данной образовательной программе, заключается в том, что исследование - это не просто форма обучения, а удачная педагогическая технология, с помощью которой школьники, осваивают те или иные практические навыки, глубже понимают предлагаемое содержание. Главной задачей оказывается именно исследовательская деятельность, дающая реальную научную продукцию. И уже на этом субстрате появляется возможность решать разнообразные педагогические задачи. При этом традиции, сложившиеся в рамках этой парадигмы, дают возможность получать успешный образовательный эффект, доводить результаты исследований до публикаций в настоящих научных журналах или представления на научных конференциях и симпозиумах, что обеспечивает расширение кругозора учащихся, включение их в процесс осмысления жизненных ориентиров, создает поле для осознанного профессионального выбора.
Среди материалов, которые могут заинтересовать коллег, следует выделить разработанные авторским коллективом диагностические методики, позволяющие изучать результативность освоения программы дополнительного образования детей естественно -научной направленности.
Цели и задачи программы
Автор кружка ставит перед собой следующие общие цели:
· формирование образовательной среды, способствующей становлению у учащихся естественнонаучной картины мира;
создание условий для становления системы жизненных ценностей;
содействие осознанному выбору образовательного маршрута и профессиональному самоопределению
Программа предполагает освоение двух уровней.
Первый уровень программы рассчитан на вновь пришедших в коллектив учащихся первого года обучения. При работе с ними наиболее важным оказывается решение педагогических задач, относящихся как к обучающим, так и воспитательным и развивающим.
Задачи:
· Создание условий для освоения основных навыков учения в лаборатории (ведение конспекта, вычленение главного из услышанного, ответы на поставленные педагогом вопросы);
· Содействие изучению учащимися основ биологии (зоологии, ботаники, микробиологии, экологии, теории эволюции);
· Ознакомление с биоразнообразием окружающего мира (изучение наиболее типичных обитателей различных биотопов Челябинской области, освоение разнообразия макротаксонов животных и растений);
· Помощь в освоении учащимися основных правил поведения в природе и в обществе;
· Интеграция учащихся в существующий коллектив (освоение традиций , приобретение навыков коллективной работы);
· Содействие развитию основных навыков поведения в научном обществе (правила ведения дискуссии, изложение и доказательство собственных идей, выработка индивидуального и коллективного решения);
· Создание условий для становления естественно-научной культуры.
На втором уровне освоения образовательной программы учащийся второго года обучения проходит три этапа, каждый из которых характеризуется определенной глубиной освоения второго уровня программы. На каждом этапе решаются разные задачи.
Если при прохождении первого уровня программы главные педагогические задачи связаны, прежде всего, с вовлечением учащихся в мир науки (развитию интереса к деятельности такого рода), то при прохождении второго уровня программы педагоги ставят перед собой, как задачи, связанные с освоением предметного содержания, так и в значительной степени, задачи воспитательные, связанные с личностным ростом учащихся. К числу наиболее важных задач относятся следующие:
· Создание условий для становления системы жизненных ценностей на основе освоения норм научной этики;
· Содействие освоению. учащимися позитивного социального опыта;
· Педагогическое сопровождение развития навыков коллективной работы в лаборатории и общения в коллективе;
· Помощь в становлении уверенного поведения в «стрессовых» ситуациях на конференциях, конкурсах и олимпиадах.
Помимо задач, решаемых на каждом из этапов, есть еще ряд задач, связанных с освоением предметного содержания, которые решаются при работе со всеми учащимися, проходящими второй уровень программы, вне зависимости от того, на каком этапе его освоения они находятся. К числу наиболее значимых из них относятся следующие:
· Организация образовательного процесса, направленного на повышение уровня знаний в биологии (подробное изучение общей биологии, биологии водных сообществ и биологической статистики, общебиологических дисциплин);
· Содействие приобретению навыков использования приборной базы (освоение ИКТ, аналитических и полевых приборов);
· Создание условий для углубленного изучения определенных групп животных (учащиеся специализируются в определении морских и пресноводных животных);
· Помощь в профессиональной ориентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время, среди огромного спектра проблем российского общества, все более очевидной становится снижение уровня естественнонаучного образования. Эта тенденция проявляется в том числе и в трудностях, с которыми сталкивается молодой человек в процессе становления мировоззрения, выбора жизненных ориентиров. В связи с этим система образования обязана учитывать необходимость развивать детские объединения научного, исследовательского направления. При этом речь идет не просто об углубленном изучении каких-то дисциплин или об обучении школьников основам современных технологий, а о создании реально работающих коллективов подростков и старшеклассников, построенных в лучших традициях российского образования и науки.
Основа образовательной парадигмы представляемой в данной образовательной программе, заключается в том, что исследование - это не просто форма обучения, а удачная педагогическая технология, с помощью которой школьники, осваивают те или иные практические навыки, глубже понимают предлагаемое содержание. Главной задачей оказывается именно исследовательская деятельность, дающая реальную научную продукцию. И уже на этом субстрате появляется возможность решать разнообразные педагогические задачи. При этом традиции, сложившиеся в рамках этой парадигмы, дают возможность получать успешный образовательный эффект, доводить результаты исследований до публикаций в настоящих научных журналах или представления на научных конференциях и симпозиумах, что обеспечивает расширение кругозора учащихся, включение их в процесс осмысления жизненных ориентиров, создает поле для осознанного профессионального выбора.
Среди материалов, которые могут заинтересовать коллег, следует выделить разработанные авторским коллективом диагностические методики, позволяющие изучать результативность освоения программы дополнительного образования детей естественно -научной направленности.
Цели и задачи программы
Автор кружка ставит перед собой следующие общие цели:
формирование образовательной среды, способствующей становлению у учащихся естественнонаучной картины мира;
создание условий для становления системы жизненных ценностей;
содействие осознанному выбору образовательного маршрута и профессиональному самоопределению
Программа предполагает освоение двух уровней.
Первый уровень программы рассчитан на вновь пришедших в коллектив учащихся первого года обучения. При работе с ними наиболее важным оказывается решение педагогических задач, относящихся как к обучающим, так и воспитательным и развивающим.
Задачи:
Создание условий для освоения основных навыков учения в лаборатории (ведение конспекта, вычленение главного из услышанного, ответы на поставленные педагогом вопросы);
Содействие изучению учащимися основ биологии (зоологии, ботаники, микробиологии, экологии, теории эволюции);
Ознакомление с биоразнообразием окружающего мира (изучение наиболее типичных обитателей различных биотопов Челябинской области, освоение разнообразия макротаксонов животных и растений);
Помощь в освоении учащимися основных правил поведения в природе и в обществе;
Интеграция учащихся в существующий коллектив (освоение традиций , приобретение навыков коллективной работы);
Содействие развитию основных навыков поведения в научном обществе (правила ведения дискуссии, изложение и доказательство собственных идей, выработка индивидуального и коллективного решения);
Создание условий для становления естественно-научной культуры.
На втором уровне освоения образовательной программы учащийся второго года обучения проходит три этапа, каждый из которых характеризуется определенной глубиной освоения второго уровня программы. На каждом этапе решаются разные задачи.
Если при прохождении первого уровня программы главные педагогические задачи связаны, прежде всего, с вовлечением учащихся в мир науки (развитию интереса к деятельности такого рода), то при прохождении второго уровня программы педагоги ставят перед собой, как задачи, связанные с освоением предметного содержания, так и в значительной степени, задачи воспитательные, связанные с личностным ростом учащихся. К числу наиболее важных задач относятся следующие:
Создание условий для становления системы жизненных ценностей на основе освоения норм научной этики;
Содействие освоению. учащимися позитивного социального опыта;
Педагогическое сопровождение развития навыков коллективной работы в лаборатории и общения в коллективе;
Помощь в становлении уверенного поведения в «стрессовых» ситуациях на конференциях, конкурсах и олимпиадах.
Помимо задач, решаемых на каждом из этапов, есть еще ряд задач, связанных с освоением предметного содержания, которые решаются при работе со всеми учащимися, проходящими второй уровень программы, вне зависимости от того, на каком этапе его освоения они находятся. К числу наиболее значимых из них относятся следующие:
Организация образовательного процесса, направленного на повышение уровня знаний в биологии (подробное изучение общей биологии, биологии водных сообществ и биологической статистики, общебиологических дисциплин);
Содействие приобретению навыков использования приборной базы (освоение ИКТ, аналитических и полевых приборов);
Создание условий для углубленного изучения определенных групп животных (учащиеся специализируются в определении морских и пресноводных животных);
Помощь в профессиональной ориентации.
Первый этап мы условно называем “ученик-лаборант”. Основными задачами в области освоения предметного содержания здесь являются:
Углубленное ознакомление с биоразнообразием водных животных;
Обучение основным методам сбора и обработки научного материала;
Обучение правилам работы и составления научных коллекций;
Освоение приемов представления научного материала;
Освоение навыков работы с научной литературой (в том числе и иностранной).
Второй этап мы называем “ученик-соавтор”. Здесь главной задачей оказывается освоение навыков написания научной публикации под патронажем руководителя. Помимо этого, учащиеся, проходящие этот этап, активно привлекаются к проведению занятий с младшими членами коллектива (осваивают навыки проведения экскурсий в музее и в природе), т. е. решается задача выработки у учащегося основных навыков общественно-значимой деятельности.
Третий этап мы называем “ученик-коллега”. Этот этап проходят лишь некоторые из учащихся, избравшие в качестве своей будущей специальности занятие наукой. Основной задачей этого этапа оказывается помощь в интеграция учащихся в научное сообщество. На этом этапе важным является привлечение школьников к работе на “взрослых” конференциях и даже на международных симпозиумах, включение их в освоение технологий самостоятельного написания статей.
Продолжительность реализации программы
Программа представляет собой законченный курс обучения продолжительностью 288 часов в течение двух учебных лет, с недельной нагрузкой 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа). Учащиеся второго обучения помимо изучения материала помогают ребятам первого года обучения, а также выполняют творческие и исследовательские работы более высокого уровня.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы подразумевает использование соответственно подобранный учебно – методический комплект литературы, ЦОР рекомендованных Министерством образования РФ. Для успешного освоения программы, углубленного освоения тем используются частично поисковый, эвристический метод, а также исследование и работа с натуральными объектами. Контроль знаний учащихся осуществляется с помощью КИМов, разработанных для ключевых тем программы
Характеристика учащихся
Программа рассчитана на школьников 13-16 лет, проявляющих интерес к зоологии и биологии , причем полное знание школьной программы курса биологии (зоологии, ботаники и т.п.) не является обязательным. Прием в кружок проводится свободно, без какого-либо предварительного отбора. При формировании групп нет строгой дифференциации по возрасту. Последнее особенно важно, так как это, с одной стороны, стимулирует младших школьников к ускоренному освоению материала, а, с другой стороны, позволяет старшим повторить и углубить уже имеющиеся знания.
Курс рассчитан на два года обучения, при этом более половины всего времени отводится на экскурсии и лабораторные практические занятия, кроме того курс имеет региональный блок «Животные и растения Челябинской области», тем самым повышает интерес к изучению природы Челябинской области.
Формы организации образовательного процесса: Курс состоит из шести крупных разделов, при этом каждый состоит из нескольких тем.
Можно выделить пять главных формы работы с учащимися, проходящими первый уровень образовательной программы:
Программа построена по иерархически блоковому принципу. Это позволяет педагогу по своему желанию менять порядок освоения материала различных разделов. К тому же школьник может завершить обучение после прослушивания материала какого- либо раздела либо начать обучение с любого из разделов, так что сохраняется возможность принимать желающих заниматься в течение всего года.
На занятиях изложение материала педагогом может чередоваться с диалоговым обсуждением с учащимися некоторых проблемных вопросов биологии, что крайне важно для развития умения решать биологические задачи. При этом особое внимание уделяется особенностям ведения конспекта, что очень важно для развития навыков в самостоятельном выборе наиболее важных моментов изложения. Проверка знаний осуществляется посредством коротких бесед в начале занятия, как правило, в игровой форме, ориентированных на проверку уровня освоения знаний содержания или смысла той или иной темы. После полного изучения материала по данной теме или раздела в целом проводится итоговое занятие. Для проведения итогового занятия привлекаются члены коллектива, проходящие второй уровень образовательной программы. Необходимо отметить, что в некоторых случаях, в частности, когда необходим богатый иллюстративный материал, занятия проводятся в краеведческом музее . В некоторых случаях лекции по определенным темам проводятся приглашенными специалистами из ЧелГУ или ЧГПУ.
На лабораторных практических занятиях основное внимание уделяется освоению практических навыков в работе с лабораторным оборудованием, изготовлению биологических препаратов и рисунков. При этом, учащиеся должны научиться самостоятельно применять знания, полученные на занятиях, для конкретной практической работы. В случаях, когда необходимо большое количество раздаточного материала, занятия проводятся на кафедре зоологии беспозвоночных ЧГПУ.
На экскурсиях проводятся занятия по самостоятельному наблюдению за природой. Экскурсии служат иллюстрацией к тем или иным темам, пройденным в лекционном курсе. Особое внимание на экскурсиях уделяется объяснению правил поведения в природе и обществе.
Весенняя полевая практика является завершающим этапом в освоении первого уровня образовательной программы. Здесь закрепляется изучение тем раздела “Животные и растения Челябинской области” . В конце практики подводятся итоги.
Таким образом, первый уровень образовательной программы обеспечивает углубленный уровень научного биологического образования, что дает возможность учащимся ориентироваться на дальнейшую специализацию своего образования.
Ожидаемые результаты освоения первого уровня (первого года) образовательной программы
Учащийся, успешно занимавшийся в детском объединении
владеет основными навыками освоения знаниевого компонента программы (вычленения главного из услышанного, ведения конспекта и т.п.);
углубил базовые знания в различных разделах биологии (зоологии, ботаники, микробиогии, экологии, теории эволюции);
расширил знания о биоразнообразии окружающего мира (через знакомство с различными обитателями биотопов Челябинской области, разнообразия макротаксонов животных и растений), способен осознанно выбрать тему дальнейшей исследовательской работы ;
демонстрирует положительную динамику развития навыков поведения в природе и обществе;
позитивно относится к правилам, традициям детского объединения, освоению навыков коллективной работы;
включился в освоение основных навыков поведения в научном сообществе (правил ведения дискуссии, изложения и доказательств собственных идей, выработку индивидуального и группового решения);
своими суждениями и действиями демонстрирует становление естественно – научной культуры.
Таблица 1.
Способы оценки результативности освоения учащимся первого уровня (первого года) образовательной программы:
Задача, стоящая перед учащимся
Способы и формы оценки результативности
Развитие навыков освоения предметного содержания
Педагогическое наблюдение;
Совместный с учащимся анализ ведения записей (конспектирования);
Анализ итогов промежуточных ( итоговых) занятий по теме;
Углубление базовых знаний в различных областях биологии
Анализ итогов промежуточных ( итоговых) занятий;
Игровые итоговые занятия (см. ниже);
Изучение результатов выполнения тестовых заданий;
Освоение знаний о биоразнообразии окружающего мира
Анализ итоговых ( промежуточных) занятий;
Анализ итогов весенней плевой практики;
Освоение навыков организации жизнедеятельности в полевых условиях
Педагогическое наблюдение;
Анализ бесед со старшими кружковцами;
Результаты отбора в экспедицию;
Освоение основных правил поведения в природе и обществе
Педагогическое наблюдение;
Анализ бесед с родителями, старшими кружковцами;
Интеграция в коллектив Лаборатории, знакомство с традициями, правилами
Педагогическое наблюдение;
Анализ бесед с родителями, старшими кружковцами;
Развитие основных навыков поведения в научном сообществе
Анализ процесса включения учащегося в участие в конференциях и семинарах;
Формирование естественно - научной культуры
Педагогическое наблюдение
Второй уровень ( второй год) освоения программы
В отличие от первого уровня прохождение второго уровня предполагает более индивидуализированный подход к учащимся. На втором уровне освоения программы учащиеся (школьники – 8-10 классов) имеют возможность пройти следующие ступени:
Первый этап: «ученик-лаборант». На этом этапе учащемуся предлагается ознакомиться с навыками экспедиционной работы, пройти т.н. «большой практикум», а также выполнить учебную исследовательскую работу.
Второй этап: «ученик-соавтор». На данном этапе основной упор делается на выполнении самостоятельной исследовательской или музейной работы, причем материалом для такой работы, как правило, служат экспедиционные сборы. Такой подход важен еще и потому, что в данном случае учащийся может поучаствовать во всех этапах подготовки научного продукта от сбора материала в природе до написания рукописи или монтажа экспозиции. В процессе вышеупомянутой активности учащийся овладевает необходимыми навыками проектной деятельности. Прохождение второй ступени сопровождается освоением материалов нескольких спецкурсов.
Третий этап: «ученик-коллега». Этот этап предполагает прохождение предыдущего, так как в данном случае учащимся, знакомым с навыком написания научной работы, предлагается выполнить и оформить исследование, по уровню соответствующее научной публикации в журнале. Естественно, при этом закрепляются полученные навыки сбора материала в экспедиции, однако, учащимся предлагается, кроме этого, разработать наиболее адекватную методику исследования, постановки эксперимента и т.п. Немаловажную роль при этом играет помощь младшим ребятам в освоении ими первой и второй образовательной ступени, так как на третьем этапе учащиеся осваивают также навыки презентационной деятельности. Олимпиадная работа в данном случае выступает лишь как промежуточный этап. В дальнейшем работу апробируют на учебном семинаре кружка, а затем подготавливают к публикации. Необходимым элементом прохождения третьей ступени является участие в различных конференциях городского уровня и выше, где производится апробация результатов самостоятельного исследования. Успешное прохождение третьего этапа образовательной программы обычно подразумевает продолжение некоторыми учащимися работы в рамках научно-исследовательской программы кружка уже после окончания школы, на первых курсах вузов. Эти учащиеся формируют студенческую исследовательскую группу. Лаборатория предоставляет для студентов возможность проведения курсовых работ, а педагоги кружка выступают в качестве их научных руководителей.
Образовательные маршруты учащихся
Запись учащихся в кружок осуществляется в первой декаде сентября . Кроме записи учащихся, впервые пришедших , в кружок поступают учащиеся и из других естественно – научных коллективов. После прохождения первого уровня образовательной программы, заканчивающегося весенней полевой практикой, происходит отбор учащихся в научные экспедиции кружка, которые проводятся на территории Ильменского государственного заповедника или некоторых других научных стационарах на Южном Урале.
При отборе учащихся в экспедицию происходит и разделение их по научно-исследовательским группам кружка. Таких групп две: группа исследования прибрежных сообществ и группа изучения сублиторального бентоса. Группы различаются тематикой научных исследований. Работа в исследовательских группах продолжается 2 года.
Участие в экспедиционной работе , хотя и крайне желательно, однако необязательно. Учащиеся могут собирать материал для будущих исследований самостоятельно, согласуя методику сбора с педагогом. В начале второго учебного года учащийся, либо осваивает первый этап второго уровня образовательной программы («ученик-лаборант»), либо сразу начинает обучение со второго этапа («ученик-соавтор»). Каждому учащемуся предлагается в первом полугодии прослушать необходимые для освоения программы курсы теоретического блока, а также выполнить самостоятельную учебную или научную работу, оформить музейную экспозицию. Практический блок в данном случае состоит из индивидуальной работы или работы в малых группах, а также текущих отчетных занятий, на которых учащиеся знакомят друг друга с ходом самостоятельной работы над научным материалом. Во втором полугодии, помимо продолжения самостоятельной работы (в ходе усваивания ступени «ученик-лаборант»), одной из основных образовательных форм является научный семинар. На них учащиеся получают навыки презентационной деятельности, навыки ведения научной дискуссии, а также знакомят своих коллег с сутью своих научных изысканий.
После успешного прохождения описанного выше этапа учащийся может продолжить обучение по программе «ученик-коллега». При этом ему предоставляется возможность в рамках теоретического блока прослушать дополнительные спецкурсы, а также выполнить самостоятельную работу. При этом к работе предъявляются требования, как к настоящей научной статье. Обязательным элементом этой ступени образовательной программы является участие в конференциях городского уровня и выше. Прекрасную возможность подобного рода предоставляет ежегодная НПК школьников.
После окончания учебы в школе поступившие в вузы Челябинска и избравшие свою специализацию по теме гидробиология и зоология беспозвоночных могут принимать участие в работе студенческой исследовательской группы.
Полноценное освоение образовательной программы (или одного из ее уровней) подразумевает либо полное прохождение первого уровня, либо освоение полного цикла обучения на втором уровне (участие в экспедиции, написание самостоятельной работы и прослушивание учебных курсов).
Поскольку описанная выше схема может иметь разнообразные вариации, ниже приводятся разные варианты образовательных маршрутов учащихся.
Редуцированная схема: учащийся любого класса проходит первую ступень обучения, сдает зачет и завершает, таким образом, обучение.
Классическая схема: учащийся 7 класса приходит в кружок и проходит первый этап обучения. После прохождения полевой практики и участия в Ильменской экспедиции ему предлагают начать обучение с первой ступени второго этапа обучения. В процессе обучения прослушиваются общие и профильные курсы. По итогам практикума защищается небольшая учебно-реферативная работа. Учащийся 8 класса вновь участвует в полевой практике . На следующем этапе ему предлагается написать по материалам, полученным в ходе экспедиции, самостоятельную исследовательскую работу или сделать музейную экспозицию, подготовить авторскую экскурсию, иными словами, выполнить проект. В ходе написания работы или изготовления музейной экспозиции учащийся прослушивает общие и профильные курсы. Довольно значительную часть времени занимает у учащегося второй ступени обучения участие в городской олимпиаде школьников по биологии. Освоение этой ступени завершается защитой работ на внутрилабораторном семинаре, проведением авторской экскурсии, представлением экспозиции. Учащемуся 9 класса предлагается прохождение весенней полевой практики, при этом он может выполнять подсобные функции на тематических экскурсиях и т.п. Перед экскурсионной работой учащемуся предлагается проанализировать темы исследования, которые требуют сбора научного материала. На этом этапе сбор ведется учащимся осознанно. У среднего учащегося на процесс достижения третьей ступени («ученик-коллега») затрачивается 2 года. Поэтому, часто этап «ученик-соавтор» проходится учащимся дважды, естественно, с новым проникновением в материал, более глубоким уровнем осмысления и анализа и меньшим вкладом научного руководителя. На этом уровне учащемуся предлагается прохождение общих и профильных курсов. При этом крайне желательно, чтобы выполнявший ранее музейную работу попробовал свои силы в написании самостоятельной работы и наоборот. Учащийся 10 класса едет на весеннюю полевую практику в качестве помощника педагога по проведению экскурсий новичкам и т.п. Перед экспедицией учащемуся необходимо предоставить руководителю схему предполагаемого исследования, как можно четче определить цель будущего исследования, предложить рабочую гипотезу. На основании полученных результатов при успешной работе исследование доводится до уровня публикации на последнем этапе работы «ученик-коллега». В конце обучения учащийся подготавливает публикацию. Расширенная схема: учащийся 7 класса, проходящий обучение по программе, после первого года обучения может продолжить его, пройдя дважды первую ступень второго этапа «ученик-лаборант». В этом случае ему акцент направлен сначала на самостоятельную, а затем – на музейную работу.
Формы организации образовательного процесса
Второй уровень (второй год обучения)
Пять форм обучения, описанных в предыдущем разделе, также применяются и при прохождении второго уровня. Однако на этом этапе освоения программы применяется еще ряд специфических форм обучения:
выполнение самостоятельных исследовательских работ
семинары
конференции
участие в олимпиадах и конкурсах
создание экспозиций в музее школы или факультетов ВУЗов
праздники, вечера кружка;
Рисунок 1. Образовательные маршруты учащихся, проходящих первый и второй уровни образовательной программы кружка и основные формы обучения, применяемые при реализации программы.
Ожидаемые результаты освоения второго уровня (второго года) образовательной программы
Учащийся, успешно занимавшийся на втором уровне:
углубил знания в области предметного содержания общебиологических дисциплин;
выполнил самостоятельную исследовательскую работу; в том числе владеет основными методами статистической обработки данных;
способен самостоятельно и уверенно использовать приборной базы (компьютерной техники, аналитических и полевых приборов);
заинтересованно и увлеченно изучает определенные группы морских и пресноводных животных;
способен осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.
С точки зрения решения задач, связанных с личностным развитием, ожидаемые результаты будут заключаться в следующем:
Учащийся:
способен решать жизненные и предметные задачи на основе сложившей системы жизненных ценностей в том числе и норм научной этики;
существенно обогатил свой позитивный социальный опыт;
освоил навыки коллективной работы в кружке как в условиях традиционных занятий, так и во время экспедиционных выездов, полевых практик,
уверенно и достойно представляет результаты своей работы на конференциях, олимпиадах, конкурсах во время проведения экскурсий;
Формы оценки результативности
Помимо форм, представленных в разделе, посвященном первому уровню освоения программы, на втором этапе активно используется такие формы как:
анализ результатов деятельности во время экспедиционных выездов через обсуждение на общих сборах экспедиционной группы по итогам дня, по итогам экспедиции;
анализ результатов участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
анализ выбора дальнейших образовательных маршрутов;
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый уровень
Учебно-тематический план первого уровня
В таблице 2 рассмотрены разделы первого уровня образовательной программы и приведено количество часов, отводимых на освоение каждого раздела при использовании главных форм работы.
Таблица 2.
Учебно-тематический план освоения разделов программы первого года обучения
Раздел
Всего часов
Теоретический блок
Практический блок
Городские занятия
Загородные экскурсии
Цель и методы научного познания мира
10
4
6
-
Биология клетки с основами микробиологии
20
8
12
-
Зоология беспозвоночных
98
50
48
-
Животный мир Челябинской области
16
-
4
12
ВСЕГО
144
62
70
12
Второй уровень
Учебно-тематический план второго уровня
В таблице 3 рассмотрены разделы второго уровня образовательной программы и приведено количество часов, отводимых на освоение каждого раздела при использовании главных форм работы.
Таблица 3.
Учебно-тематический план освоения разделов программы второго года обучения
Раздел
Всего часов
Теоретический блок
Практический блок
Городские занятия
Загородные экскурсии
Зоология позвоночных.
80
34
46
-
Животные уголка живой природы и уход за ними.
4
2
2
-
Животные и растения Челябинской области
60
12
8
40
ВСЕГО
144
48
56
40
Первый год обучения
Теоретический и практический блок
Раздел:Введение. Цель и методы научного познания мира
Тема: История и формирование биологии как науки (4 часа).
Способы познания мира: религия, искусство, наука. Методы науки: анализ и синтез. Место биологии в общей системе наук. Правила чтения и написания латинских названий.
Практическое занятие (4 часа): Правила работы с живыми объектами. Правила работы с микроскопом и микропрепаратами. Фиксация объектов, рисование.
Тема: Принципы передачи наследственной информации (2 часа).
Ядро как вместилище генетической информации. Общие представления о ДНК и способе кодирования генетической информации. Деление клетки. Хромосомы. Вирусы как простейшие системы, передающие генетическую информацию. Общие представления о синтезе белка в клетке: иРНК, рибосомы, аминокислоты.
Бактерии строение и образ жизни, значение в жизни человека. Отличия бактериальной и эукариотической клетки. Клетки растений, грибов и животных: клеточная стенка, вакуоли, пластиды. Различия в способах питания. Различия в способах размножения клеток.
Практическое занятие (6 часов): Приготовление препаратов бактерий, зарисовка. Влияние фитонцидов растений на колонии бактерий.
Раздел: Зоология беспозвоночных.
Тема: Основные принципы систематики (2 часа).
Для чего нужна биологическая систематика. Понятие таксона. Иерархическое соподчинение таксонов. Правила наименования таксонов, построение латинских названий и правила их чтения. Ранги таксонов: империя, надцарства, царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды. Бинарная номенклатура видов.
Практическое занятие (2 часа): Знакомство с определителями животных и растений.
Тема: Общая характеристика высших таксонов органического мира (4 часа).
Растения: описание основных отделов. Грибы: описание основных групп Лишайники. Протисты. Животные. Принципы выделения царств.
Практическое занятие (2 часа): Знакомство с определителями животных и растений.
Тема:Простейшие (8 часов).
История открытия простейших, организация клетки простейших. Клетка простейших должна решать проблемы целостного организма. Основные типы простейших. Тип Саркодовые: амебоидная и жгутиковая организация клетки, их взаимопревращение. Амебоидное движение. Жгутиковое движение, строение жгутика. Питание амебоидной и жгутиковой клетки. Тип Споровики. Жизненный цикл. Представление о чередовании поколений. Жизненные циклы возбудителей опасных болезней человека (малярийный плазмодий, таксоплазма). Тип Инфузории. Строение клетки инфузорий. Постоянство внутриклеточных конструкций (клеточный рот, движение пищеварительных вакуолей. работа сократительной вакуоли). Ядерный дуализм. Размножение инфузорий: деление, коньюгация. Разнообразие инфузорий.
Практические занятия (12 часов): Микроскопирование воды из аквариума и из оз. Смолино. Приготовление препарата амебы, зарисовка. Наблюдение за эвгленой зеленой.Наблюдения за инфузориями и работой некоторых органоидов, зарисовка препаратов. Разнообразие простейших.Сравнительная морфология постейших, составление таблиц.
Тема: Происхождение многоклеточности (2 часа).
Варианты многоклеточных образований среди простейших. Отличие организации многоклеточного организма от многоклеточных простейших. Теории происхождения многоклеточности: теория “Гастреи”, теория “Фагоцителлы”.
Тема:Тип Губки (2 часа).
Клеточные элементы губок: хоаноциты, пинакоциты, склеробласты, колленциты, археоциты. Клеточные слои: хоанодерма, пинакодерма, мезохил. Скелет губок. Парагастральная полость. Три типа организации тела губок: аскон, сикон, лейкон. Половое размножение губок: образование личинки амфибластулы, “животные, вывернутые наизнанку”. Бесполое размножение: почкование, гемулы. Роль губок в донных сообществах.
Тема:Тип кишечнополостные и Тип Гребневики (4 часа).
Теория зародышевых листков. Эктодерма и энтодерма. Что такое симметрия. Радиальная симметрия. Организация тела кишечнополостных, клеточные элементы. Жизненный цикл представителей разных классов. Организация колоний разных кишечнополостных. Тип гребневики: двулучевая симметрия, строение тела и клеточные элементы.
Практическое занятие (4 часа): Изучение строения полипа и медузы. Зарисовка.
Тема:Тип плоские черви и тип Немертины (4 часа).
Тип плоские черви,морфология, анатомия и основные классы . Билатеральная симметрия. Паренхиматозный тип организации. Покровы тела у разных представителей типа: ресничный эпителий, синцитий, погруженный эпителий. Внутреннее строение: нервная, пищеварительная, выделительная и половая системы у разных представителей типа. Особенности организации и биологии представителей паразитических классов. Жизненные циклы паразитических плоских червей. Тип Немертины: формирование кровеносной системы на паренхиматозном уровне организации. Образ жизни немертин.
Практическое занятие (2 часа): Изучение тотального препарата представителей типа. Зарисовка препарата.
Тема:Тип Круглые черви и тип Скребни (2 часа).
Единообразие строения нематод. Строение и функции покровов. Внутреннее строение: особенности мышечного аппарата, выделительная, пищеварительная и половая системы. Развитие. Значение в жизни человека. Скребни: прикрепительный аппарат, внутреннее строение и образ жизни.
Что такое паразитизм? Паразиты как особая экологическая группа организмов. Задачи, стоящие перед паразитом. Сходство решений в разных таксономических группах. Отношения между паразитом и хозяином. Как паразит заставляет хозяина “работать” на себя. Представления о природной очаговости паразитарных заболеваний. Меры предупреждения паразитарных заболеваний.
Основные группы кольчатых червей . Метамерия. Что такое вторичная полость тела? Внешнее строение полихет: параподии, головная лопасть и ее придатки, различия в строении Сидячих и Бродячих полихет. Внутреннее строение полихет: организация покровов, мышечная система, в целом нервная, пищеварительная и половая системы. Размножение полихет: половое и бесполое. Развитие полихет. Строение личинки трохофоры. Образование метамерного тела. Отличительные особенности внешнего и внутреннего строения олигохет и пиявок: олигомеризация гомологичных органов, преобразование целома, выход в пресные воды и на сушу. Пиявки и их медицинское значение.
Основные подтипы членистоногих: трилобитообразные, хелицеровые, жабродышащие. Общая характеристика типа членистоногих, гетерономное расчленение тела, понятия голова, грудь, брюшко. Внутреннее строение членистоногих, организация мышечной, нервной, пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем. Строение трилобитов, принципы палеонтологических реконструкций, время и образ жизни трилобитов. Хелицеровые древнейшие из ныне живущих членистоногих. Внешнее строение хелицеровых. Основные группы хелицеровых, особенности их строения и биологии: Мечехвосты, Ракоскорпионы и Паукообразные. Ракообразные . Двуветвистая конечность. Развитие ракообразных. Внутреннее строение. Морские, пресноводные и наземные формы. Насекомые Внутреннее строение насекомых. Строение конечности. Строение ротового аппарата. Строение и происхождение крыла. Развитие насекомых: формы с неполным и полным превращением. Основные отряды насекомых и особенности их биологии. Многоножки Ротовой аппарат многоножек. Развитие многоножек.
Практические занятия (10 часов): Внешнее строение различных хелицеровых. Зарисовка. Внешнее строение различных ракообразных. Зарисовка. Многообразие ракообразных. Внешнее строение насекомого, организация конечностей и ротового аппарата. Зарисовка. Определение насекомых.
Тема:Тип Моллюски (4 часа).
Основные группы моллюсков: панцирны, моноплакофоры, брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Внешняя морфология и внутреннее строение моллюсков. Раковина, голова, нога, внутреносный мешок, жабры. Особенности мышечной, нервной, пишеварительной, выделительной, дыхательной и половой систем. Биология моллюсков и значение их в природных сообществах и в жизни человека. .
Практическое занятие (4 часа): зарисовка представителей различных классов моллюсков. сравнение раковин различных моллюсков.
Тема:Тип Иглокожие
Практическое занятие (2 часа): вскрытие морской звезды. Зарисовка.
Понятие плана строения. Понятие преобразования плана строения. Планы строения основных макротаксонов. Преобразование планов строения и пути эволюции многоклеточных животных. Макросистема царства животных.
Раздел:Животный мир Челябинской области
Тема:Основные приемы работы с определителем, определение животных по определителю (4 часа практических занятий).
Строение определителя, понятия: теза и антитеза, умение пользоваться ключом определителя, определение животных и растений.
Весенние экскурсии 12 часов
Тема: Знакомство с основными биотопами, представленными в районе проведения практики
Изучение поперечных срезов тела ланцетника. Наблюдение за поведением рыбы. Анализ внешнего и внутреннего строения рыбы на натуральных объектах. Вскрытие речной рыбы. Декоративные виды рыб, их морфология, содержание, уход.
Практическое занятие (8 часов): зарисовка представителей различных видов рыб, наблюдение за рефлексами аквариумных рыб, строение скелета костной рыбы, определение рыб.
Тема: Класс Земноводные. (4 часа)
Изучение тотального препарата тритона: внешнее и внутреннее строение. Внешнее строение шпорцевой лягушки Наблюдение за живым объектом на экскурсии.
Практическое занятие (4 часа): зарисовка представителей различных отрядов земноводных, строение скелета земноводных.
Экскурсия в уголок живой природы ( 2 часа)
Тема:Класс Пресмыкающиеся (4 часа)
Основные группы пресмыкающихся. Их биология, план строение, местообитание, внешнее и внутреннее строение.
Практические занятия (2 часа): Занятие: внешнее строение различных пресмыкающихся. Зарисовка.
Экскурсия в музей ЧГПУ (2 часа)
Тема: Класс Птицы (6 часов)
Общая характеристика. Место в эволюции животных. План строения .Изменения структуры тела в связи с полетом.Отряды птиц населяющих Челябинскую область. Влияние биоритмов на поведение птиц. Виды птиц, живущих в уголке живой природы, особенности их биологии. Уход за ними.
Практические занятия (8 часов): Отличительные особенности различных видов птиц. Внешнее строение и оперение птиц. Строение скелета птицы. Сравнение голосов птиц. Многообразие птиц в связи с условиями жизни.
Тема:Класс Млекопитающие.
Отряд грызуны.(6 часов)
Общая характеристика. Место в эволюции животных. План строения. Ароморфозы млекопитающих. Виды грызунов, живущих в уголке живой природы, особенности их биологии. Экологические ниши, занимаемые грызунами.
Практические занятия (8 часов): Отличительные особенности различных видов грызунов. Поведение грызунов. Выработка рефлексов, наблюдение за заботой о потомстве. Строение скелета млекопитающих.
Тема:Отряд Зайцеобразные. (6 часов)
Общая характеристика отряда . Место в эволюционной системе. Черты сходства и отличия от отряда Грызуны. Внешнее и внутреннее строение зайцеобразные. Виды зайцеобразных в природе. Практическое значение зайцеобразных. Особенности питания и уход за кроликами. Породы кроликов.
Практические занятия (8 часов): Отличительные особенности различных видов зайцеобразных. Поведение зайцеобразных, наблюдение за заботой о потомстве. Экологические группы млекопитающих
Раздел: Животные уголка живой природы и уход за ними.
Тема: (2 часа) значение уголка живой природы. Виды животных, населяющие уголок живой природы. Техника безопасности и приемы работы с животными
Практические занятия (2часа): принципы содержания и разведение животных, особенности их биологии, кормления, разведения.
Раздел: Животные и растения Челябинской области
Тема: Основные биотопы Челябинской области (8 часов).
Понятие биотопа, описание различных биотопов (оз. Смолино, парк им. Гагарина, оз. Курочкино, Ильменский Государственный заповелник)и их особенностей, население биотопов, основные составляющие биотопа, понятие рельефа местности, формирование рельефа, геологические процессы, геологическая деятельность ледников, образование торфа.
Практическое занятие (2 часа): работа по карте Челябинской области.
Тема:Основные приемы работы с определителем, определение животных по определителю. (6 часов практических занятий)
Строение определителя, понятия: теза и антитеза, умение пользоваться ключом определителя, определение животных и растений. Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения, поведения предложенных животных. Знакомство с уходом за животными, биологией и кормлением. Использование полученной информации из посещения Ильменского Государственного заповедника.
Весенняя полевая практика
Экскурсионный блок
Тема: Знакомство с основными биотопами, представленными в Челябинской области (4 часа)
2 ч. экскурсии
2 ч. камеральная обработка
Тема: Приемы сбора материала (4 часа)
Тема: Изучение населения водоемов Челябинской области (6 часов)
Тема: Изучение населения почвы (2 часа).
Тема: Знакомство с наиболее распространенными водными беспозвоночными и следами их жизнедеятельности (биоповреждения) (4 часа)
Тема: Приобретение навыков в наблюдении за птицами (2 часа)
Тема: Следы присутствия грызунов в поле (2часа)
Тема: Подсчет индексов плотности численности птиц на определенной территории (2 часа)
Тема: Наблюдение лесного сообщества и составление цепей питания в биогеоценозе (2часа)
Тема: Наблюдение водного сообщества и составление цепей питания в биогеоценозе (2 часа)
Тема: Знакомство с прибрежной фауной, фитопланктон (2 часа).
Тема: Обзор основных растительных сообществ (4 часа).
Тема:Обобщение знаний. Презентации творческих отчетов участников детского объединения. (4 часа)
Организация учебного процесса в условиях весенней полевой практики
Экскурсия планируется так, чтобы помимо ознакомления с животными и растениями учащиеся осваивали и основы начальной туристической подготовки. Поэтому маршрут экскурсии прокладывается по максимально пересеченной местности.
Во время экскурсии даются как русские, так и латинские названия животных и растений. Для закрепления этих знаний проводится игра “Кто первый”. Педагог называет какое-либо название вида на латинском языке, побеждает тот, кто первым вспомнил называние по-русски. И наоборот. Помимо этого предлагается принести образцы того или иного растения или животного, название которого дается по-латыни. Побеждает тот, кто первым смог отыскать и принести такой образец.
В конце экскурсии предлагается сыграть в игру “Экскурсионный аукцион”. Для этого учащиеся должны называть все те замечательные объекты, которые были встречены на экскурсиях (не только животных или растений, но и памятники, строения и т.п., важно, чтобы они вспомнили, где этот объект видели и при каких обстоятельствах). Побеждает тот, кто назовет последний такой объект.
Практика проводится в условиях палаточного лагеря. Все хозяйственные работы по жизнеобеспечению проводятся силами учащихся. Во время проведения подобных работ кружковцы старших групп помогают новичкам и обучают их. Члены кружка принимают активное участие в подготовке и проведении экскурсий.
Основными формами проведения учебных занятий являются экскурсии и практические занятия. При этом учащиеся разбиваются на несколько групп (не более 6 человек в каждой), и для каждой группы проводятся экскурсии по тем или иным темам в соответствии с планом, который принимается ежедневно на совете педагогов всех лабораторий.
Экскурсии бывают двух типов: обзорные, на которых происходит общее знакомство с местом проведения практики, его ландшафтами, топонимикой и правилами природопользования, и специальные, на которых идет непосредственное знакомство с объектами.
На экскурсиях проводится главным образом сбор объектов и краткий рассказ о них. При этом большое внимание уделяется правилам документации научных наблюдений (ведение полевого дневника). Собранные на экскурсиях объекты приносятся в лагерь. При сборе материала особое внимание детей уделяется тем объектам, которые занесены в Красную книгу и не подлежат сбору.
После экскурсий, когда накопилось определенное количество материала, проводятся теоретические занятия. Главным образом проводятся занятия по темам, связанных с зоологией беспозвоночных.
Для более успешного запоминания объектов участникам практики раздаются списки видов животных и растений. От учащихся требуется знание как русских, так и латинских названий большинства организмов.
В последний день практики проводится комплексный зачет по всем направлениям обучения. При этом зачет проводится в игровой форме. Каждому юннату выдается список из трех вопросов по трем темам: НТП, зоология, ботаника. К зачету детям выдаются списки объектов, необходимых для запоминания. В проведении зачета принимают активное участие члены лаборатории.
Самостоятельные научно исследовательские работы и создание музейных экспозиций
II год обучения
Для школьников, приступивших к освоению второго уровня программы, около половины учебного времени отводится на выполнение самостоятельных научно-исследовательских работ. Выполнение работ обеспечивается также и тем, что учащиеся могут приходить в лабораторию в любое время, когда она открыта. Основная форма работы - индивидуальные занятия школьников с руководителями, выпускниками, специалистами.).
Для учащихся, проходящих вторую и третью ступень («ученик-соавтор», «ученик-коллега»), выполнение самостоятельной научно-исследовательской работы или музейной экспозиции обязательно.
Учащиеся, проходящие первый этап второго уровня программы («ученик-лаборант»), обычно это учащиеся второго года, имеют возможность выбора между выполнением простой учебной исследовательской работы по темам, указанным ниже, и прохождением занятий, согласно учебно-практическому блоку программы (см. ниже).
Основные направления научных исследований в самостоятельных
работах учащихся
Изучение видового состава и сообществ Ильменского заповедника
Исследование структуры бентосных сообществ и, на основе этого, разработка методов их выделения, описания и картирования.
Изучение питания важнейших видов птиц, рыб и беспозвоночных оз. Смолино. Исследуется состав корма, сезонная и возрастная динамика, запасы кормовых животных и растений.
Проведение мониторинга популяций некоторых литоральных животных.
Проведение мониторинга биоценозов бентоса оз. Кругленькое. Для популяций массовых видов животных учитываются размещение в пределах губы и демографические показатели. Для всех видов учитываются плотность и биомасса.
Изучение особенностей биоценозов оз. Второе.
На основе выполнения предыдущих пунктов совершенствование и пополнение экспозиции школьного музея.
Сообщества инфауны: пространственная структура, межвидовые взаимоотношения.
Исследование динамики и структуры популяций некоторых массовых видов беспозвоночных (Mytilus edulis, Littorina saxatilis, Macoma balthica, Hydrobia ulvae, H.ventrosa и др.).
Фауна и флора прибрежной части водоемов, пути формирования сообществ и влияние на них абиотических факторов
Изучение гидрологических условий водоемов: механический и химический (органика) состав грунта, течения, микрорельеф (как фактор, влияющий на распределение животных и растений).
На основе выполнения предыдущих пунктов совершенствование и пополнение экспозиции музея.
Выполнение работ по указанным направлениям ведется в контакте с Ильменским государственным заповедником, кафедрой зоологии беспозвоночных Челябинского государственного университета, факультетом экологии ЧелГУ.
Материалы, необходимые для проведения практических занятий
1. Список видов, предлагаемых к ознакомлению на весенней полевой практике
* Haemopis sanguisuga - большая ложноконская пиявка
* Herpobdella octoculata - малая ложноконская пиявка
Mollusca
Gastropoda
Ancylus fluviatilis блюдечко
A. lacustris
* Planorbis corneus роговая катушка
P. planorbis
* Limnaea auricularia прудовик ушковый
* L.ovata П. овальный
* L. stagnalis П. большой
* L. palustris П. болотный
* Physa sp. физа
* Aplexa hypnorum аплекса
* Viviparus sp. лужанка (живородка)
* Bithynia sp. битиния
Valvata sp.
* Unio sp. перловица
* Anodonta sp. беззубка
* Pisidiidae горошинки
Crustacea
* Asellus aquaticus водяной ослик
* Gammarus sp. водяная блоха
Cyclops циклоп
* Branchipus жаброног
* Ostracoda ракушковые раки
* Lepidurus щитень весенний
Arachnida
* Argyroneta aquatica серебрянка
* Dolomedes fimbriatus доломедес
* Hydracarina водные клещи
Hemiptera клопы
* Nepa cierea водяной скорпион
* Sigara
* Notonecta glauca гладыш
Hydrometra
* Gerridae водомерки
*Trichoptera ручейники
Hydropsiche
Rhyacophila
Polycentropus
Mollana angustata
Glyphotaelius
Fryganea
Neuronia
Limnophilus decipiens
Limnophilus ex gr. flavicotnis
Stenophilax
Diptera
* Anopheles малярийный комар
* Culicidae комары
* Dixa земноводный комарик
* Simulium мошка
* Chironomus мотыль
* Eristalis
* Tipula
* Liriope
* Tabanidae
Insecta
Megaloptera
* Sialis вислокрылки
Odonata
равнокрылые стрекозы
* Agrion лютки
* Lestesстрелки
* Coenagrion красотки разнокрылые стрекозы
* Cordulia дедки
* Libellula бабки
* Aeschna коромысло
*Ephemeropteraподенки
Leptophlebia
Baetis
Cloen
Siphlonurus
Списокптиц
* Кряква Anas platyrhynchos
Хохлатая чернеть
Гоголь
Канюк
Серый журавль
Лысуха
Чибис
* Перевозчик Actitis hypoleucos
* Бекас ¤ Gallinago gallinago
* Вальдшнеп ¤ Scjlopax rusticola
* Кукушка ¤ Cuculus canorus
* Желна
* Большой пестрый дятел ¤ Dendrocoposmajor
Малый пестрый дятел
* Полевой жаворонок ¤ Alauda arvensis
* Деревенская ласточка Hirundo rustica
* Черный дрозд ¤ Turdus merula
* Белая трясогузка Motacilla alba
Крапивник
Зорянка
* Соловей ¤
* Певчий дрозд ¤ T. philomelos
* Рябинник
Камышевка
* Серая славка ¤ Sylvia communis
* Садовая славка ¤ Sylvia borin
* Пеночка весничка ¤ Phylloscopus trochilus
* Пеночка теньковка ¤ P. collybita
* Пеночка трещетка ¤ P. sibilatrix
* Серая мухоловка
* Пухляк Parus montanus
Хохлатая синица
* Большая синица P. major
* Лазоревка
* Поползень
* Обыкновенная овсянка ¤ Emberiza citrinella
* Зяблик ¤ Fringilla coelebs
* Зеленушка ¤ Chloris chloris
* Чиж
* Щегол
* Домовой воробей Passer domesticus
* Полевой воробей Р. montanus
* Скворец
* Сойка Garrulus glandarus
* Сорока Pica pica
* Галка Corvus monedula
* Серая ворона ¤ Corvus cornix
* Ворон ¤ C. Corax
* - помеченные таким значком виды обязательны для запоминания
¤ - желательно узнавать птиц, помеченных таким значком, по голосам.
Таблица 5:
Учебно - методический комплекс
Литература для учащихся
Литература для педагога
Бигон М, Харпер Дж, Таунсед К. Экология. В двух томах. 1989. М. изд. “Мир”.
Биологический энциклопедический словарь. 1986. М. изд. “Советская энциклопедия”.
Вилли К, Датье В. Биология. 1974. М. изд. “Мир”.
Грин Н, Стаут У, Тейлор Д. Биология. В трех томах. 1990. М. изд “Мир”.
Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. 1987, М. изд. “Мир”.
Жизнь животных. Т. 1-3 Беспозвоночные. 1969, М. изд.”Просвещение”.
Жизнь растений. Т. 1-6. 1974, М. изд. “Просвещение”.
Козлов М.А., Нинбург Е.М. Юным зоологам. 1981, М. изд. “Просвещение”.
Кутикова Л.А.Старобогатов Я.И. (ред) Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР. 1977, изд. Гидрометиоиздат.
Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. 1972, М. изд. «Просвещение».
Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. СПб., 2000.
Плавильщиков Н.Н. Жизнь пруда. 1952, М-Л. изд. ДЕТГИЗ.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. 1957, М. изд. УЧПЕДГИЗ.
Промптов А.Н. Птицы в природе. 1949, Л. изд. УЧПЕДГИЗ.
Хайтов В. М. Использование математических методов в биологических исследованиях школьников // Биология в школе .- № 5.-2008.
Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. 1975, М. изд. УЧПЕДГИЗ.
.Астрова Г.Г. Биологические экскурсии - пособие для учителей 1999, -М.
2.Ажгирей Г.Д, Горшков Г.П, Шанцер Е.В. Общая геология. 1974. М. изд.”Просвещение”.
3.Беклемишев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных в двух томах. 1994. М. изд. “Наука”.
4.Гуленкова М.А., Красникова А.А. - Летняя полевая практика по ботанике - М., 1986.
5.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. - СПб. - «Наука». -1991.
6.Догель В.А. Зоология беспозвоночных. 1981, М. изд. “Высшая школа”.
7.Докинз Р. Эгоистичный ген. - М., «Мир».- 1993.
8.Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - М., «Linka press».
9.Иванов А.В, Мончадский А.С, Полянский Ю.И, Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. В трех томах. 1983 М. изд.”Высшая школа”.
10.Моррис Д. Голая обезьяна. Человек с точки зрения зоолога. -СПб, «Амфора/эврика». - 2001.-268 с.
11.Павловский Е.Н., Лепнева С.Г. Очерки из жизни пресноводных животных. 1948.
12.Райков Б.Е., Римский-Корсоков М.Н. Зоологические экскурсии. 1994, М. изд. “Топикал”.
13.Серебровский А.С. Биологические прогулки. 1947, М. изд.”Советская наука”.
14.Тинберген Н. Социальное поведение животных. -М., «Мир».-1993.-149 с.
15.Тыщенко В.П. (ред) Руководство по энтомологической практике. 1983, Л. изд. ЛГУ.
Таблица 6:
Способы оценки результативности освоения образовательной программы
учащимся ______________________
Группа задач
Ключевые критерии
Баллы
1
2
3
4
5
1
Умение осваивать знания о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе
Умение объяснятьроль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды
2
Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты
Умение сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
умение препарировать и зарисовывать живые и фиксированные биологические объекты; вести наблюдения за живыми биологическими объектами;
умение составлять учебные коллекции;
умение написать самостоятельную работу по собранному материалу
3
Умение работать с различными источниками информации в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов.
Позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культура поведения в природе
Умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте книг отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
Итоговая оценка за определенный период может быть составлена из баллов, набранных по ключевым критериям, плюс дополнительные баллы за особые индивидуальные достижения или выполнения заданий не традиционно, с использованием дополнительных знаний или нестандартных способов решения (опосредованно этот материал может служить для анализа полноты прохождения программы).