Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на учителя возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 им. Г.М. Шубникова
РАССМОТРЕНО
на методическом совете
протокол № ____
«___» _______ 201___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 1
им. Г.М. Шубникова
_____________Глебова В.В.
«___» _______ 201___ г.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ГБОУ СОШ№ 1 им. Г.М. Шубникова
Методист
Ореховская Н.Н.
г.Байконур
Введение
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на учителя возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника.
Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. В системе повышения квалификации, школа разрабатывает адекватные новым целям и ценностям образования программы повышения квалификации, например: «ИКТ и методика использования в своей деятельности как средство реализации требований ФГОС», «Управление введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», «ФГОС общего образования: идеология, содержание, технологии введения», «Психолого – педагогическое сопровождение личностного развития детей и подростков в условиях введения ФГОС», «Реализация ФГОС НОО в предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России»; дистанционное обучение, вебинары.
В проекте «Российское образование 2020» отмечается, что профессиональное образование заключается в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного работника, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и нормам трудового законодательства учитель имеет право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (Глава 5, статья 47, пункт 5.2).
Педагог должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Непрерывное образование учителя становится реальностью и необходимостью в условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.
Учителю архиважно осознать, что в общественном сознании происходит переход социального предназначения школы с задачей простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.
В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.
Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний, грамотно оценивать образовательные результаты учащихся в условиях новых стандартов, нужно уважать желание ребенка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребенка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимся, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.
Высоки требования к учителям старшей школы. Учитель должен заниматься научными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность.
В этой связи необходимым становится обеспечение эффективности повышения квалификации учителей, которая определяется возможностью учителя участвовать в управлении общеобразовательным учреждением, заниматься исследовательской, научной и экспериментальной деятельностью на основе социального партнерства; возможностью и готовностью участвовать в различных профессиональных и творческих конкурсах, успешно строить свою карьеру, сохранять профессиональное долголетие.
Переход к компетентностному образованию потребует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как целостности. Изменения произойдут:
в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций современного специалиста);
в содержании обучения (от попредметно разбросанной абстрактной теоретической информации, мало связанной с практикой, к системной ориентировочной основе компетентных практических действий и поступков);
в педагогической деятельности учителя, преподавателя (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и учащегося);
в деятельности школьника (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры);
в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к инновационным педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и учащихся, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности);
в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения (внутренний контекст деятельности педагогического коллектива и администрации школы, колледжа, вуза);
в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром в целом (внешний контекст образовательной деятельности);
в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования.
Педагогическая система как целостность должна включать управленческую деятельность руководителя, обеспечение им процессов развития, приводящих образовательное учреждение к системным изменениям. От уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность деятельности образовательного учреждения и качество получаемого учащимися образования. Поэтому вопрос повышения квалификации работников школе является таким актуальным.
При этом главным результатом повышения квалификации педагога мы будем считать не сумму единиц усвоенной информации, а профессиональные изменения, предполагающие:
динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п.;
достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе внутришкольного повышения квалификации и самообразовании знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации;
способность быть тьютором.
Изменение парадигмы - ориентация стандарта на состав требований к результату образования в условиях его вариативности - не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов, и, в первую очередь, вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого учащегося и фундаментальному ядру, и способам деятельности.
В этих условиях программа внутришкольного повышения квалификации требует серьезного сопровождения руководителя и учителя в различных направлениях и должна представлять собой управленческо-педагогическую модель, включающую в себя: нормативное сопровождение; инструментальное сопровождение; технологическое, информационное, научно-методическое сопровождение этих процессов.
К деятельностным компетенциям педагога, необходимым успешного для введения ФГОС, большинство разработчиков ФГОС относят: проектировочные, коммуникативные, рефлексивные.
Все эти компетенции, без наличия которых трудно говорить о неформальном введении ФГОС, могут развиваться в системе внутришкольного повышения квалификации с использованием различных форм активности педагогов: проблемный педсовет, проблемный семинар, исследовательский проектный практикум, фестиваль методических находок, творческая мастерская по обмену опытом, мастер-класс, научно-практическая конференция, практические занятия по разработке и защите мини-проектов, аттестационные процессы, педагогический лекторий, конкурсы педагогического мастерства, круглый стол, педагогические чтения и др. формы.
Разнообразие форм работы с учителями в сочетании с содержанием программы профессионального роста учителя в области подготовки к реализации ФГОС, технологическим аспектом внутришкольного повышения квалификации учителя создают среду продуктивного профессионального общения, которая дает возможность раскрыться потенциалу учителя, продемонстрировать реальные достижения педагога, руководителя и в целом - школы.
Модель внутришкольного повышения квалификации работников образования будет эффективна, если она будет построена с учетом:
1. Сочетания внутришкольного повышения квалификации, курсовой подготовки, самообразования руководителей и педагогов в области введения стандартов второго поколения.
Внутришкольное повышение квалификации будет строиться по принципу балльно-зачетной системы, позволяющей учесть инновационную активность руководителей и педагогов через их участие в деятельностных формах: конкурсах, проектах, выступлениях на проблемных семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, проведении открытых уроков, мастер-классов, подготовке рефлексивных докладов, написании и опубликовании статей, отражающих опыт введения ФГОС в преподаваемый предмет или проведение воспитательного мероприятия и пр. и обеспечивающей создание внутри образовательного учреждения профессионально-развивающей среды для:
осознания руководителями и педагогами новых целей и ценностей образования,
самоопределения относительно своей роли и функции при введении ФГОС на внутришкольном уровне;
выявления из своего управленческого и педагогического опыта образцов, обеспечивающих реализацию отдельных компонентов ФГОС.
2. Курсовая подготовка должна быть построена в деятельностной парадигме, позволяющей:
а) организовать с опорой на личностный опыт педагогов ситуацию «проживания здесь и теперь», обеспечивающую укрепление и развитие опыта педагогов в достижении личностных и предметных результатов, формировании у учащихся УУД;
б) организовать с опорой на личностный опыт администрации образовательного учреждения ситуации усиления опыта развития образовательного учреждения, проведения системных инноваций.
3. Самообразование руководителей и педагогов будет продолжать линии их профессионального развития, обеспечивать решение выявленных проблем личностного роста в области овладения новыми функциями, обеспечивающими реализацию новых ФГОС.
Сочетание внутришкольного повышения квалификации, курсовой подготовки, самообразования руководителей и педагогов в области введения стандартов второго поколения может строиться с учетом:
1) внешних ресурсов: очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно - заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; проблемные курсы и семинары; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам; курсы и семинары на базе экспериментальных или стажировочных площадок муниципального, регионального, федерального уровня; стажировки на базе школ-лидеров; вебинары и т.п.
2) внутренних ресурсов: открытые уроки с обсуждением; мастер-классы; практические занятия; годичные проблемные семинары для учителей; методические месячники; деловые игры; индивидуальные и групповые консультации специалистов; каникулярная тематическая учеба; краткосрочные курсы для руководителей проектно-исследовательских работ учащихся по основам учебно-исследовательской деятельности; краткосрочные компьютерные курсы для учителей всех предметов, проводимые преподавателем информатики с учетом уровня подготовленности учителей, специфики преподаваемого предмета; тьюторская поддержка педагогов; взаимопосещения; самообразование с выступлениями на педагогических чтениях, методических объединениях, кафедрах учителей, творческих групп и т.п.
Самообразование тесно связано с индивидуальной формой обучения, построением индивидуального образовательного маршрута на основе накопительной системы повышения квалификации.
Таким образом, для повышения эффективности внутришкольного повышения квалификации по подготовке учителей к реализации ФГОС второго поколения нужно учитывать:
а) сочетание внутришкольного повышения квалификации, курсовой подготовки,
б) организацию курсовой подготовки в деятельностной парадигме;
в) самообразование руководителей и педагогов в области введения стандартов второго поколения.
Цель программы:
подготовить кадры к работе по новым стандартам, сопровождать их в процессе реализации ФГОС.
Задачи, стоящие перед педагогами:
каждому учителю знать требования новых ФГОС и планировать учебный процесс с позиции этих требований, заложенных в образовательной программе;
разрабатывать рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, обеспечивать их выполнение в соответствии с требованиями образовательной программы по новым ФГОС (начальная и основная школа);
ориентироваться на личность учащегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;
организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе проектно-исследовательскую, реализовывать проблемное обучение;
осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников учащихся);
непрерывно повышать свой профессиональный уровень через курсовую подготовку (в том числе дистанционную), самообразование, внутришкольное повышение квалификации (участие в работе школьных методических объединений, проблемных групп, творческих групп, мастер-классы, проблемные семинары, фестивали открытых уроков и др.), участвовать в вебинарах по проблемам новых ФГОС, в работе сетевых сообществ и городских ассоциаций и др.
иметь достаточную сформированность необходимых профессиональных компетентностей, осуществлять тьюторство по формированию ИКТ – компетентности всех учителей.
Основные принципы построения программы:
принцип согласованности – все разделы программы имеют существенные признаки совпадения. Отдельно взятые блоки программы дополняют друг друга;
принцип полноты – программа включает в себя существенные элементы работы методического объединения;
принцип целевого единства – все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы.
Основные принципы организации работы МО:
научность – рассмотрение вопросов, отвечающих требованиям науки (педагогики). Изучение тем, требующих глубокого и сложного научного обоснования.
гуманизация – обращение к человеческой личности. Человечность в отношении к людям.
системность – обеспечение соответствия между желаемым и возможным, т.е. планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
актуальность – ориентирование на решение наиболее значимых проблем.
востребованность – представление информации по требованию педагогов.
Механизм реализации программы
Этапы реализации программы
Реализация поставленной цели требует поэтапного разрешения ряда задач:
Организационный
2013-2014 уч. г. (1 полугодие)
1. Изучение запросов педагогов по планированию работы МО.
2. Организация планирования работы МО педагогов дополнительного образования
3. Создание программы работы МО педагогов дополнительного образования
4. Создание банка данных педагогов МО.
5. Становление коллектива и рождение коллективных традиций.
6. Включение педагогического коллектива в работу МО.
Практический
2013-2014 уч. г.
(2 полугодие)
2014-2015 уч. г.
1. Создание системы взаимодействия всех участников программы.
2. Активизация работы педагогов через выступления на МО.
3. Активизация работы педагогов через организацию творческих отчетов.