Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, воплощения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Организация лагерей дневного пребывания детей одна из интереснейших и важнейших форм работы с детьми в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Летний лагерь дневного пребывания сегодня – это не только социальная защита, это ещё и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Крылатый» городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД
ЦВР «Крылатый» г.о. Самара
______________ О.В. Шумских
«____» ____________ 20 __ г.
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
НА БАЗЕ МБОУ ДОД ЦВР «КРЫЛАТЫЙ» Г.О. САМАРА
«Путешествие по «Крылатому» за 18 дней»
Начальник лагеря: Сиротина Елена Валерьевна
Программу разработали:
Сиротина Е.В., Калинина И.В.,
методисты МБОУ ДОД
ЦВР «Крылатый» г.о. Самара
Самара, 2015 г.
Пояснительная записка
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, воплощения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Организация лагерей дневного пребывания детей одна из интереснейших и важнейших форм работы с детьми в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Летний лагерь дневного пребывания сегодня – это не только социальная защита, это ещё и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека.
Преимущества отдыха в лагере дневного пребывания:
доступность отдыха для детей из социально - незащищенных слоев населения;
личностный рост каждого ребенка посредством участия в мероприятиях лагеря;
возможность детям получить новые знания;
предупреждение и исключение правонарушений, безнадзорности и несчастных случаев в быту и на улице, на дорогах города.
Программа предусматривает комплексное решение проблем организации летнего отдыха детей, увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом. Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период летних каникул. Именно в лагере дневного пребывания ребенок, заполняя свое свободное время полезными делами, может получить дополнительные знания, многому научиться, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети не думают об этом, мы же обязаны помочь осознать ребенку ценность здорового образа жизни. Кроме того, лагерь способствует формированию у ребят коллективизма, коммуникативных навыков.
Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
Основной состав лагеря – это учащиеся МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара в возрасте 10-16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относящимся к «группе риска», детей с ОВЗ.
Реализация программы возможна при условии обеспечения педагогическими кадрами, качественного питания и медицинской помощи.
Цель:
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание; реализацию потенциала для включения детей в социально значимую деятельность.
Задачи:
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
Выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
Развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении лагерем дневного пребывания детей;
Создание благоприятного морально-психологического климата, комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, режим питания и отдыха;
Профилактика детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в каникулярное время.
Развитие и укрепление связей семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 14.05.2014 г. № 9-П;
- Постановление Правительства Самарской области от 3001.2015 г. № 30 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Самарской области в 2015 году»;
- Постановление Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 года № 289 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей городского округа Самара»;
- Федеральный закон от 30.03 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный закон от 7.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснобжении и водоотведении»;
- СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»;
- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. №124-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. №197-ФЗ;
- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. №2688;
- Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха приказ министерства образования Российской Федерации от 13 июля 2001 года №2688; - Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;
- Приказ МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара «Об открытии лагеря с дневным пребыванием «Путешествие по острову «Крылатый» за 19 дней» на базе МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара;
- Программа лагеря с дневным пребыванием;
- План работы на смену.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
2015 год является годом празднования 70-летия Победы в ВОВ, а также объявлен в России годом литературы. Поэтому в программе лагере дневного пребывания уделено внимание вопросам развития в детях патриотических чувств, любви к своему городу, краю и Родине, языку и литературе. Возрос интерес общества к воспитанию здорового поколения, поэтому программа затрагивает и физическое развитие детей.
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания, межнациональная неприязнь и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью, способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Нельзя забывать о всестороннем развитии учащихся и выявлении интересов и потребностей каждого из них как отдельной, самостоятельной личности и нами были внесены в план работы лагеря дневного пребывания мероприятия художественно-эстетической, творческой и спортивной направленности. Каждое запланированное мероприятие будет затрагивать различные социальные аспекты становления личности учащегося.
Для более безболезненного и быстрого погружения в гражданско - правовую деятельность отрядов необходимо провести социометрическое психо-диагностирование, которое поможет создать оптимальные условия для развития, оздоровления и отдыха каждого ребенка.
Механизм реализации программы
Игровая идея:
Программа лагеря дневного пребывания детей представляет собой путешествие по станциям острова «Крылатый» за 18 дней. Дети – путешественники, воспитатели – машинисты поезда, начальник лагеря – начальник путей сообщения острова «Крылатый». Средство передвижения – поезд. Каждому отряду предстоит в течение 18 дней покорить пространство острова и собрать карту. Линейка становится Координационным Советом путешественников, режим дня – режим жизни экспедиции.
Каждый день путешественники будут творить полезные БОЛЬШИЕ ДЕЛА, узнавать новое и изведывать неизведанное, получая за это обрывки карты. Когда карта будет собрана, путешественники получат от жителей острова «Крылатый» послание и подарок.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
принцип самореализации в условиях лагеря дневного пребывания предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
принцип включенности учащихся в социально-значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение;
принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
принцип сочетания воспитательных, образовательных, оздоровительных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня, активного участия детей во всех видах деятельности;
принцип гуманизации отношений — построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря дневного пребывания необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
В течение смены планируется реализация программы по направлениям:
Интеллектуальное;
Организационное;
Спортивно-оздоровительное;
Творческое;
Экологическое
Патриотическое
Название направления
Краткое описание
Интеллектуальное
Направлено на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей детей,
Развитие мышления, памяти, внимания.
Спортивно-оздоровительное
Утренняя гимнастика;
Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
Организация пешеходных экскурсий;
Организация здорового питания детей;
Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
Культурно – массовые и спортивные мероприятия
Творческое
Направлено пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формирование навыков культурного поведения и общения;
Привитие детям эстетического вкуса.
Проведение коллективно – творческих дел (в соответствие с планом):
Просмотр фильмов в кинотеатре;
Концертно-развлекательные программы;
Игры – развлечения, викторины, соревнования
Экологическое
Беседы, мероприятия;
Экологический марафон;
Выставки рисунков и поделок;
Патриотическое
Беседа «Нити памяти»;
День памяти (22 июня);
Конкурс рисунков «Мой город!»
Организационное
Знакомство детей друг с другом;
Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
Определение места (статуса) в коллективе;
Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итога дня.
Игры на сплочение
Организация жизни в лагере:
По продолжительности является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены - 18 дней (с 01.06 по 25.06.2015 г.) Суббота, воскресенье, 12 июня – выходные дни. В лагере дневного пребывания от МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара участвуют 30 человек. Дети находятся в лагере дневного пребывания с 8.30 до 16.00 часов. Обеспечиваются трехразовым питанием.
Ежедневно проводится утренняя зарядка и линейка, на которой подводится итоги предыдущего дня, сообщаются новости о жизни в лагере дневного пребывания и дается план работы наступившего дня. Каждый отряд, каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение о событиях прошедшего дня, сообщать новости, пожелания, поздравления и т.п.
РЕЖИМ ДНЯ:
№
п/п
Элементы режима дня
Время пребывания
1.
Сбор детей, зарядка
8.30-9.00
2.
Утренняя линейка
9.00-9.15
3.
Завтрак
9.15-10.00
4.
Работа по плану отрядов, культурно-массовые и спортивные мероприятия, общественно полезный труд, работа кружков и секций
10.00-12.00
5.
Оздоровительные процедуры
12.00-13.00
6.
Свободное время
13.00-13.30
7.
Обед
13.30-14.30
8.
Послеобеденный (дневной) отдых
14.30-15.30
9.
Полдник
15.30-16-00
10.
Уход домой
16.00
Основные этапы программы:
Подготовительный этап (апрель - май)
Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке Центра к летнему сезону;
Разработка программы деятельности летнего лагеря дневного пребывания;
Подготовка методического материала для работников лагеря дневного пребывания;
Отбор кадров для работы в лагере дневного пребывания;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря дневного пребывания (должностные инструкции, инструкции по охране труда);
Подготовка информации о лагере дневного пребывания для родителей, детей, включая наглядную и словесную;
Прием заявлений;
Организационный этап (3-4 дня)
Цель периода: знакомство детей с лагерем дневного пребывания, его традициями, воспитателями, друг с другом, создание доброжелательной, радостной атмосферы, условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, планирование совместной жизнедеятельности
Встреча детей, формирование детских отрядов.
Презентация предстоящей деятельности: запуск игровой модели, знакомство с законами, традициями, правилами жизнедеятельности лагеря дневного пребывания, изучение патриотических установок и гражданской позиции.
Проведение конкурсов, игр, мероприятий, тренинговых занятий, направленных на раскрытие интересов и потребностей детей.
Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей.
Выборы органов детского самоуправления в отряде, создание, оформление имиджа отряда.
Итог периода: у ребят должно сложиться мнение о том, что их отряд и воспитатели – самые лучшие, что им будет интересно. Организационный период заканчивается открытием смены.
Основной этап – реализация программы:
Цель периода: обеспечить разнообразную деятельность на основе общих интересов и совместного творчества; научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день; создать и укрепить традиции внутри отряда.
Реализация основной идеи программы
Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
Итог периода: дети начинают жить по традициям лагеря и отряда. Весь коллектив лагеря дневного пребывания подчиняется общим законам и любит собираться вместе.
Заключительный этап – подведение итогов смены
Цель периода: создать атмосферу дружеского прощания; найти добрые слова для каждого ребёнка в отряде; отметить вклад каждого ребёнка в жизни отряда, подготовить прощальные сюрпризы друг другу, подведение итогов работы, анализ деятельности:
Подведение итогов работы органов детского самоуправления;
Награждение участников смены, вручение благодарственных писем родителям, грамот;
Проведение прощальных отрядных мероприятий;
Проведение анкетирования;
Закрытие смены;
Выпуск фото– видеоотчёта по итогам смены;
Постлагерный этап
Определение результативности проведения смены;
Анализ предложений по дальнейшему развитию, внесённых детьми, родителями, педагогами;
Составление итоговой документации.
ПРОГРАММА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
МБОУ ДОД ЦВР «КРЫЛАТЫЙ» Г.О. САМАРА
День
Дата
Мероприятия
1.
01.06.2015 г.
1. Открытие лагеря дневного пребывания.
2. Мероприятие, посвященное Международному дню защиты детей, поход в парк (станция «Знакомство»)
2.
02.06.2015 г.
1. Станция «Мультипульти» мастерская «Веселая киностудия»
2. Музыкальная программ «Пять японских стихотворений»
3.
03.06.2015 г.
1. Игровая программа «Русские потешки»;
2. Станция «Музыкальный калейдоскоп»
4.
04.06.2015 г.
1. Мастерская «Вторая жизнь упаковки»;
2. Станция «Танцевальная мозаика»
5.
05.06.2015 г.
Станция «Зеленая» (экологическая игра, посвященная дню охраны окружающей среды);
Станция «Театральная» спектакль детского образцового кукольного театра «Аленький цветочек» спектакль «По щучьему веленью»
6.
08.06.2015 г.
Станция «Литературная» мероприятие, посвященное 105-летию со д.р. Твардовского А.Т. (1910-1971 г.г.), поэта;
Станция «Поздравлялка», посещение ДК «Кирова» День рождение Спанч Боба;
Станция «Победа», беседа «Нити памяти», посвященная 70-летиб Победы в ВОВ
9.
11.06.2015 г.
Станция «Фокусландия», посещение ДК Кирова. «Чудеса левитации»;
Конкурс рисунков «Мой город», посвященный Дню России
10.
15.06. 2015 г.
Станция «Веселый этикет»;
Игротека «Летние забавы»
11.
16.06.2015 г.
Станция «Смеха», посещение ДК «Победа» спектакль «Денискины рассказы» (20 лет под кроватью) САМАРТ
12.
17.06.2015 г.
Станция «Оригами», мастерская «Бумажная пластика»
Музыкальная программа «Под звуки гитары»
13.
18.06.2015 г.
1. Станция «Рекордов», посещение ДК Кирова «Шоу рекордов»
14.
19.06.2015 г.
1. Станция «Твистинг» – изготовление различных фигур, цветов и подарков из воздушных шаров
15.
22.06.2015 г.
1. Станция «Памяти», посвященная Дню памяти и скорби;
2. Футбол;
3. Игровая программа «Читаем, учимся, играем»
16
23.06.2015 г.
1. Станция «Зверье мое», посещение Самарского зоопарка
17.
24.06.2015 г.
1. Станция «Аппликация»;
2. Танцевальный калейдоскоп
18.
25.06.2015 г.
1. Станция «Летняя площадка»;
2. Игровая программа «Веселый хоровод»
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные воспитатели и педагоги дополнительного образования.
Начальник лагеря руководит всей работой в лагере, организацией образовательной деятельности детей, их быта и питания, несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка в лагере, организует и контролирует деятельность кадров, проводит необходимую работу с родителями.
Воспитатели контролируют посещаемость лагеря детьми, следят за здоровьем, правильным питанием безопасностью детей в период их нахождения в лагере, несут ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка из своего отряда, проводят ежедневную зарядку, принимают активное участие в подготовке и проведении всех массовых мероприятий, способствующих физическому развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья, следят за соблюдением техники безопасности во время проведения спортивных игр, несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Зал для проведения обще лагерных мероприятий.
Комнаты для сбора детей и организации работы по отрядам.
Спортзал.
Комнаты для кружковой деятельности.
Игровая комната.
Спортивные площадки Центра на открытом воздухе.
Ожидаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества, приобретут новые знания, будут развиты творческие способности, детская самостоятельность и самодеятельность.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для детей, ни для взрослых, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.