Родина, Отечество – с детства привычные слова, и мало кто в повседневной жизни задумывается над их содержанием. Кажется и так всё ясно. И всё-таки…
Часть авторов отождествляют понятия «родина» и «отечество». Но многие исследователи не склонны считать их однопорядковыми. Так как в школе проводится планомерная работа по патриотическому воспитанию, подобный вопрос был задан группе инициативных учащихся 6-11 классов в количестве 20 человек, занимающихся в кружках патриотической направленности. Большинство из них считают, что понятие «родина» - многозначно, оно широко употребляется в обыденной жизни: «моя Родина», «моя малая родина» - милые, дорогие и привычные словосочетания. И действительно, немыслимо себе представить ни прошлое, ни настоящее, ни будущее без понятия «родина». Она была, есть и будет, как отмечают дети. Понятие «отечество» большинство учащиеся связывают с моментами войны, международных конфликтов, социальных потрясений в обществе, когда долг зовёт сынов Отечества встать на его защиту. С педагогической точки зрения считаем позиции наших учащихся правильными, и называем их чувства и мысли проявлением патриотизма. Патриотизм не дается сразу, он формируется постепенно, по мере развития и становления человека как личности. Одним из важнейших инструментов формирования патриотизма как нравственной категории является, естественно, воспитание - системное и целенаправленное.
Таким образом, мы видим острую необходимость в организации систематической целенаправленной деятельности в данном направлении; деятельности, которая бы объединила в единое целое все структурные подразделения школы, работающие по патриотическому воспитанию. Причем, организация такой деятельности должна осуществляться с безусловным учетом регионального своеобразия, традиций и культуры жителей Суксунского района и Пермского края. Инициативная группа детей поддержали идею соединения кружков патриотической направленности в единое объединение и предложили название «Родина». Выявились структурные подразделения объединения: военно-патриотический клуб «Рубеж», «Зал школьной славы», школьный этнографический музей «Русская изба», дискуссионный клуб «Точка зрения», кружок для учащихся начальных классов «Я – гражданин России». Они связанны единой целью и задачами, прописанными в программе.
Цель программы: создание условий для формирования патриотических чувств и активной жизненной позиции учащихся, как важнейших духовно-нравственных ценностей, формирование готовности к защите Отечества и развитие качеств личности для выполнения этого конституционного долга.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
- систематизация и согласование содержания работы объединений патриотической направленности;
- совершенствование форм и методов работы с учащимися по патриотическому воспитанию;
- привлечение социальных партнёров к проведению и участию в мероприятиях патриотической направленности;
- повышение качественных и количественных показателей результативности работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Программа деятельности объединения «Родина» МОУ «Суксунская СОШ №2» по духовно-нравственному и военно-спортивному воспитанию состоит из трёх блоков. Каждый блок, помимо общих целей и задач, представленных в программе, предполагает реализацию частных, более мелких целей, но не менее значимых. Первый тематический блок включает в себя разнообразные формы и методы работы с учащимися под общим названием «Без прошлого нет будущего», второй блок «Наша память, боль и надежда», третий блок «Нам этот мир завещано беречь
?
Ожидаемые результаты реализации программы
«Растим сынов Отечества»
Качественные:
Критерии
Диагностические материалы
Повышение показателей воспитанности «Гордость за свою страну», «Служение своими силами» учащихся 1-5 классов
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
(методика – Степанов П.В.)
Повышение личностного роста учащихся 6-11 классов, более высокий ранж объектов отношений «Отечество» и «Мир»
Просмотр содержимого документа
«Проект "Растим сынов Отечества" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Суксунская средняя общеобразовательная школа №2»
Рекомендовано Утверждаю
к утверждению Директор школы
МС школы _______ Е.И.Сидорова
Протокол № 1 Приказ № 80/15
«28» августа 2013г. «30» августа 2013г.
Растим сынов Отечества
(Программа деятельности объединения «Родина»
по духовно-нравственному и военно-спортивному воспитанию)
Автор:
Пономарёва Галина Павловна,
учитель химии
Суксун
2013
Пояснительная записка
...истинный человек и сын Отечества есть одно и то же...
Тот есть прямо благороден, которого сердце не может
не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества.
А.Н.Радищев
Родина, Отечество – с детства привычные слова, и мало кто в повседневной жизни задумывается над их содержанием. Кажется и так всё ясно. И всё-таки…
Часть авторов отождествляют понятия «родина» и «отечество». Но многие исследователи не склонны считать их однопорядковыми. Так как в школе проводится планомерная работа по патриотическому воспитанию, подобный вопрос был задан группе инициативных учащихся 6-11 классов в количестве 20 человек, занимающихся в кружках патриотической направленности. Большинство из них считают, что понятие «родина» - многозначно, оно широко употребляется в обыденной жизни: «моя Родина», «моя малая родина» - милые, дорогие и привычные словосочетания. И действительно, немыслимо себе представить ни прошлое, ни настоящее, ни будущее без понятия «родина». Она была, есть и будет, как отмечают дети. Понятие «отечество» большинство учащиеся связывают с моментами войны, международных конфликтов, социальных потрясений в обществе, когда долг зовёт сынов Отечества встать на его защиту. С педагогической точки зрения считаем позиции наших учащихся правильными, и называем их чувства и мысли проявлением патриотизма. Патриотизм не дается сразу, он формируется постепенно, по мере развития и становления человека как личности. Одним из важнейших инструментов формирования патриотизма как нравственной категории является, естественно, воспитание - системное и целенаправленное.
Таким образом, мы видим острую необходимость в организации систематической целенаправленной деятельности в данном направлении; деятельности, которая бы объединила в единое целое все структурные подразделения школы, работающие по патриотическому воспитанию. Причем, организация такой деятельности должна осуществляться с безусловным учетом регионального своеобразия, традиций и культуры жителей Суксунского района и Пермского края. Инициативная группа детей поддержали идею соединения кружков патриотической направленности в единое объединение и предложили название «Родина». Выявились структурные подразделения объединения: военно-патриотический клуб «Рубеж», «Зал школьной славы», школьный этнографический музей «Русская изба», дискуссионный клуб «Точка зрения», кружок для учащихся начальных классов «Я – гражданин России». Они связанны единой целью и задачами, прописанными в программе.
Цель программы: создание условий для формирования патриотических чувств и активной жизненной позиции учащихся, как важнейших духовно-нравственных ценностей, формирование готовности к защите Отечества и развитие качеств личности для выполнения этого конституционного долга.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
- систематизация и согласование содержания работы объединений патриотической направленности;
- совершенствование форм и методов работы с учащимися по патриотическому воспитанию;
- привлечение социальных партнёров к проведению и участию в мероприятиях патриотической направленности;
- повышение качественных и количественных показателей результативности работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Программа деятельности объединения «Родина» МОУ «Суксунская СОШ №2» по духовно-нравственному и военно-спортивному воспитанию состоит из трёх блоков. Каждый блок, помимо общих целей и задач, представленных в программе, предполагает реализацию частных, более мелких целей, но не менее значимых. Первый тематический блок включает в себя разнообразные формы и методы работы с учащимися под общим названием «Без прошлого нет будущего», второй блок «Наша память, боль и надежда», третий блок «Нам этот мир завещано беречь».
Содержание и учебно-тематическое планирование
В блоке «Без прошлого нет будущего» планируется реализация частных целей и задач.
Цель: привлечение широкого круга обучающихся к культуре и традициям русского народа.
Задачи:
развитие познавательного интереса к русскому фольклору (сказкам, частушкам, прибауткам, загадкам, скороговоркам и т.д.);
формирование гордости за богатую культуру и воинскую доблесть русского народа;
воспитание толерантности, уважения к культуре других народов (на территории Суксунского района проживают татары и марийцы);
развитие таких качеств личности, как патриотизм, нравственность, духовность, уважение традиций русского народа.
Мероприятия данного блока планируется проводить на базе школьного этнографического музея «Русская изба», официально зарегистрированного и входящего в реестр музеев Пермского края (свидетельство ….). Социальное партнёрство с Суксунским муниципальном историко-краеведческим музеем, районной общественной организацией «Русский центр» (Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 4 марта 2008г.), местным сообществом (старожилы, народные умельцы, ветераны ВОв) существенно обогатит содержание подпрограммы «В круге жизни» кружка «Истоки», работающего на базе школьного музея «Русская изба». (Приложение №1)
Учебно-тематическое планирование подпрограммы «В круге жизни»
Выставки: декоративно – прикладного творчества, народных умельцев, «Фото из семейного архива», «Гражданская война в Суксуне», «Лихие сороковые», «Письма с фронта»
13
3
4
6
Встречи с народными умельцами, ветеранами войны и труда
13
7
6
Экскурсии в музеи городов Перми, Кунгура, Красноуфимска
12
3
3
6
Сбор этнографических экспонатов (в летние каникулы)
Работа с экспонатами: описание, присвоение номеров, реставрация (в летние каникулы)
Написание детских социально – культурных проектов
68
22
46
Второй блок «Наша память, боль и надежда» предполагает проведение мероприятий на базе «Зала школьной славы» с использованием материалов экспозиций патриотической направленности «Солдаты России», «Учителями славится Россия», «История школы в истории страны».
Отдельные разделы экспозиции «Солдаты России» содержат материал о:
Шерстобитове Иване Петровиче, кавалере трёх орденов Славы, чья мемориальная доска установлена на здании школы;
выпускнике школы, Никифорове Александре, погибшем во время второй Чеченской войны, (мемориальная доска его помешена в Зале школьной славы);
об учителях школы – фронтовиках, тружениках тыла.
Экспозиция «Учителями славится Россия» используется при проведении классных часов.
В результате исследовательского поиска учащихся собран материал для оформления экспозиции «История школы в истории страны», где представлены подлинные документы учителей школы: воспоминания, комсомольские и партийные билеты, фотографии, атрибуты.
В «Зале школьной славы» оформлены витрины с фотографиями и личными вещами выпускников школы, выбравших для себя путь профессиональных военных.
Организация социального партнёрства с РОО «Союз ветеранов боевых действий и их семей», районным Советом ветеранов ВОв, архивом Суксунского городского поселения, районным музеем, с выпускниками школы – курсантами военных училищ и профессиональными военными будет способствовать формированию готовности учащихся к защите Отечества и развитию качеств личности для выполнения этого конституционного долга.
Итак, экспозиции патриотической направленности «Зала школьной славы»: «Солдаты России», «Учителями славится Россия», «История школы в истории страны», направлены на реализацию цели - воспитание духовно-нравственной личности, гражданина и патриота России, готового к защите своего Отечества.
Задачи:
организация учебно-исследовательской деятельности учащихся для пополнения «Зала школьной славы», обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска;
подготовка музейных экскурсоводов;
привлечение к мероприятиям патриотической направленности социальных партнёров;
расширение форм работы «Зала школьной славы».
Планирование работы Зала школьной славы
№п/п
Мероприятия
Месяц
Класс
1
Уборка сквера «Боевое братство», уборка и покраска памятника остановки краснознамённой дивизии
Сентябрь
7-8
2
Встреча с ветеранами педагогического труда «Учителями славится Россия»
Октябрь
1-11
3
Встреча «Связь поколений» (ко Дню рождения комсомола»)
Ноябрь
9
4
Обзорные экскурсии по Залу школьной славы
Декабрь
5,6
5
Встреча с выпускниками школы – курсантами военных училищ «Служу России»
Январь
10-11
6
Встреча с воинами-интернационалистами «Живая память»
Февраль
8
7
«Навеки 19-летний» (классные час, посвященный выпускнику школы, погибшему в боевых действиях во время второй Чеченской войны, Никифорову Александру)
Март
10
8
1) Митинг памяти кавалера трёх орденов Славы Шерстобитова Ивана Петровича
Мероприятия школьного военно-патриотического клуба «Рубеж» (Приложение №2), кружка «Я – гражданин России» (Приложение №3), и частично кружка «Точка зрения» (Приложение №4) будут способствовать реализации третьего блока патриотического воспитания «Нам этот мир завещано беречь».
Цельюданного блока является осознание учащимися своей причастности в будущем к защите Отечества, необходимости приобретения качеств личности для выполнения конституционного и гражданского долга перед Отечеством и формирование потребности в хорошей физической подготовке.
Задачи:
проведение целенаправленного отбора содержания, средств, методов и форм работы в направлении патриотического воспитания;
формирование понятий и стремлений, которые соединяют в современной личности гражданственность, достоинство, честь, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе.
Виды деятельности военно-патриотического клуба «Рубеж»
ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении
3
Тренинг
12-13
Дружба, товарищество, любовь
2
Урок доброты
14-15
Игры-упражнения на темы «Как себя вести?».
2
Тренинг
16-18
О деликатности и такте в отношениях между людьми
3
Урок доброты
19-21
Есть ли в нашей жизни место подвигу
3
Диспут
22-24
Что ты думаешь о своем поколении
3
Дискуссия
25-26
Мы и родители
2
Круглый стол
27-28
Что значит быть современным?
2
Дискуссия
29-30
Как бы ты хотел прожить свою жизнь?
2
Письмо в будущее
31-32
Девчонки – мальчишки
2
Тренинг
33-34
Суд над равнодушием
2
Судебное заседание
35-36
Ролевая игра «Воображаемая страна»
2
Ролевая игра
37-38
Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые»
2
Ролевая игра
39-41
Игры (упражнения) по Всеобщей Декларации
прав человека.
3
Интеллектуальная игра
42-43
Мини-игра «Ассоциация»
2
Интеллектуальная игра
44-46
Права ребенка в школе
3
Дискуссионные качели
47-48
Практикум «Защити свои права»
2
Практикум+ презентация
49-51
Страна Равенства
3
КВН
Учебно-тематическое планирование кружка «Я – гражданин России»
№
занятия
тема занятия
Виды работ
1
Россия – Родина моя
Презентация «От Москвы до самых до окраин»
2
Флаг России
3
Герб России
4
Гимн России
5
Гражданин России
Презентация «С любовью к Родине»
6
Президент – глава государства
7
Конституция России (законы страны)
8
Права и обязанности ребёнка
Презентация «Я гражданин своей страны». Конвенция «Права ребенка» (знакомство с Декларацией прав ребенка)
9
Россия – многонациональное государство.
Презентация «Народы»
10
Народы России.
Презентация «Народы»
11
Родной язык
12
Общее и особенное России. О расах, языках и религиях.
Презентация «Жильё»
13
Обычаи русского народа.
Экскурсия в школьный музей «Русская изба»
14
Народные традиции
15
Государственные праздники России.
Практическая работа.
16
Государственные праздники России
17
Москва – столица России.
Презентация «Москва»
18
Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить
19
Современный мир
20
Соседи России на западе.
Практическая работа.
21
Соседи России на юге.
Практическая работа.
22
Соседи России на Дальнем Востоке.
Презентация «Родословная»
Практическая работа.
23
Соединённые Штаты Америки
Оформление рефератов.
24
Земля – наш общий дом
Презентация «Письменность»
25
Время и пространство.
26
Мы все разные.
Игровая программа.
27
Чудеса света.
Презентация «Семь чудес света»
28
Сохранить прекрасное, вечное.
Экскурсия по селу
29
Сохранить прекрасное, вечное.
Презентация «Прекрасный мир»
30
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.
Экскурсия по поселку.
Презентация «Проблемы»
31
Общечеловеческие проблемы.
Здоровье людей и природа.
Презентация «Экология»
Решение экологических задач.
32
Международное сотрудничество.
Беседа учителя истории.
33
Россия – моя Родина.
Оформление рефератов.
34
Обобщение по курсу.
Праздник.
В каждом структурном подразделении программы «Растим сынов Отечества» под руководством педагога предполагается работа инициативная группа учащихся, которые вовлекают других детей школы в мероприятия. Наиболее активные учащиеся могут быть награждены на школьном празднике «Парад успехов».
Ожидаемые результаты реализации программы
«Растим сынов Отечества»
Качественные:
Критерии
Диагностические материалы
Повышение показателей воспитанности «Гордость за свою страну», «Служение своими силами» учащихся 1-5 классов
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
(методика – Степанов П.В.)
Повышение личностного роста учащихся 6-11 классов, более высокий ранж объектов отношений «Отечество» и «Мир»