Просмотр содержимого документа
««Профессиональная компетентность учителя начальных классов»»
Педсовет «Профессиональная компетентность учителя начальных классов» Форма проведения - круглый стол.
Цель: обмен опытом педагогов по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности. (Привести работу по самообразованию в соответствие с требованиями нормативных документов по аттестации педагогических работников).
Повестка педсовета:
1.Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.(на основе нормативно-правовых документов).
2.Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.
3.Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.
Планируемый результат: освоены теоретические понятия темы -100% педагогов;
Составлена диаграмма самооценки уровня развития профессиональных компетентностей – 100% педагогов;
Подготовлены проекты пошаговой работы над повышением личной профессиональной компетентности – 100%педагогов.
Ход педсовета.
1.Организационная часть.
Знакомство с темой, целью и задачами педсовета, ожидаемым результатом. (слайды №1,2) Озвучиваются вопросы, на которые необходимо ответить в процессе обсуждения, педагогам:
1.в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя?
2.каково, на ваш взгляд, значение аттестации в повышении профессиональной компетентности педагога?
3. каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?
- Будут ли дополнительные вопросы, темы для обсуждения в рамках сегодняшнего педсовета?
2.Основная часть.
Доклад к педсовету.
1.Понятие о профессиональной компетентности педагога.
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.
- Кто из педагогов может предложить определение данного понятия? (Высказывания педагогов).
Остановимся на некоторых из них. Рассмотрим более подробно.
1.Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. (Педагогика, Сластенин В., Исаев)
2. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
3.В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Если обратиться к учебнику по Педагогике Харламова, то можно прочитать, как он описывает ступени профессионального роста педагога. – 5 слайд
Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета , хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества , что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога, без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру, содержание, методику проведения отдельных этапов занятия либо другой деятельности, умение использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.
Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности воспитателя педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их допускаемых недочетов, ошибок и успехов детей.
Педагогическое творчество - характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. (источник Педагогика, И.Харламов)
Остановимся более подробно на тех компетенциях, которые должны быть сформированы у педагога.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: слайд №6
1.Компетентность в области личностных качеств.
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Выполнение задания педагогами.
Заполнить диаграмму, установив в порядке самооценки уровень развития каждой компетентности у вас лично. Сообщить ведущему педсовета название компетенции, в которой у него самый высокий уровень и самый низкий.
Пришла пора ответить на последний вопрос, очень важный для всех нас - каково, на ваш взгляд, значение аттестации в повышении профессиональной компетентности педагога?
Ответы педагогов с пояснениями.
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Итого:
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Итого:
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Итого:
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Итого:
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Итого:
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Итого:
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Итого:
Наименование компетентностей
Высокий уровень владения
Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.