Научно-методическая статья "Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы"
Научно-методическая статья "Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы"
В статье выделены условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность учителей начальных классов и основные пути развития их профессиональной компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы"»
Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы
Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Школа должна не только сформировать целостную систему знаний, навыков и умений ребенка, но также дать учащимся опыт личной ответственности и самостоятельной деятельности. Эти ключевые компетенции определяют качественный уровень, на котором должно находиться современное образование. Поэтому основным направлением работы в школе считаю развитие профессиональной компетентности учителя.
В толковом словаре С.И.Óжегова компетентность – это характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. Поэтому, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» [4]
Время не стоит на месте, сегодня перед школой новые задачи, выявляются новые проблемы.
И одной из главных проблем становится – непрерывное повышение квалификации педагогов, которое предполагает не только расширение знаний по предмету, но и переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической науки, необходимость широкой осведомленности в области политики, искусства, спорта, информационно - коммуникативных технологий. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящимся к повышению своей профессиональной компетенции, желающим быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях.[1]
Можно выделить следующие условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность учителей начальных классов:
1) глубокие знания в области предмета обучения, понимание учителями
принципов, концептуальных идей, заложенных в той или иной технологии
обучения;
2) свободное владение широким спектром отдельных методов, приемов и
способов проектирования, организации и управления учебно воспитательным
процессом в начальной школе;
3) наличие умений соотнести логику построения системы методов обучения, организации деятельности школьников в рамках педагогической
технологии с реальными личностными характеристиками учеников, что обеспечивает правильность выбора педагогической технологии;
4) способность к рефлексии в ходе реализации той или иной педагогической технологии и ее корректировке в рамках заложенных в ней принципов и концептуальных идей. [3]
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, можно определить основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Пример: (Тема: «Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника»).
Инновационная деятельность педагога, освоение новых образовательных технологий.
Примеры: (Изучение биоразнообразия растений в условиях ландшафтного парка МОУ Бурковская СОШ), (Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП. Приём «Синквейн», Прием «Письмо по кругу», Прием “Дерево предсказаний”, Прием “Кластер”), (Технология «Проектного обучения»), (Здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни).
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Примеры: (Областной конкурс творческих работ по программе «Разговор о правильном питании» номинация «Методическая разработка педагога»), (Всероссийский профессиональный конкурс с международным участием, номинация «Учитель начальных классов»), (Международный конкурс педагогического мастерства в номинации «Руководитель методического объединения»), (Районная конференция ученических проектов, номинация «Мастер-класс от учителя». Тема «Активные методы обучения»)
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Примеры: (Областной научно – практический семинар «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС НОО»), (Районный семинар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы «Формирование личностных УУД на уроках русского языка по УМК Гармония»), (Мастер - класс на районном М/О учителей начальных классов «Дидактическая игра как средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника»)
Публикации.
Примеры: (Специализированное педагогическое издание «Электронное СМИ «nsportal.ru», Образовательный портал «Учительская копилка», Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка», Образовательный портал «Видеоуроки в сети Интернет», Дистанционный Портал «Igraza.ru - Игры, Ребусы, Загадки», Учительский портал «На Урок.rу», Дистанционный Портал «Инфоурок», Образовательный портал «Готовим урок», Специализированное педагогическое издание «Электронное СМИ «Педагогический мир», Международное периодическое издание «Педагогический советник»).
Аттестация педагогов, повышение квалификации
Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. (Методическая декада, методический фестиваль, деловая игра, педагогический КВН, тренинг, защита проекта, тематический педагогический совет, открытый урок).
Сегодня приобретает новый статус самостоятельная работа педагога, которая является эффективным средством организации самообучения и самовоспитания. Цель самообучения - профессиональный рост педагога. Формируются следующие профессиональные качества и умения: планировать цели, определять задачи работы, выявлять трудности и пути их преодоления. [2]
Исследовательская деятельность педагога.
1. Диагностические исследования:
- «Исследование уровня тревожности учащихся»
– «Влияние решения нестандартных задач на формирование и развитие основных компонентов математического мышления»
– «Диагностика результатов обучения с целью определения и корректировки траектории личностного развития ребенка»
2. Проектировочные исследования: (Развивающие умения спланировать различные виды работы)
- Исследование по теме «Пути и методы развития детской одаренности» с целью разработки модели индивидуального образовательного маршрута ученика.
3. Поисково-рефлексивные исследования: (Заключаются в поиске наиболее оптимальных условий, технологий, методов, средств, приемов обучения с целью совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования по предмету.)
– «Влияние наглядного дидактического материала на обучение фонетической стороне речи»
– «Тестовые задания как условие реализации компетентностного подхода в образовании»
4. Научно – педагогические исследования:
- "Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера»
- «Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по математике"
Различные формы педагогической поддержки.
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
К.Д.Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Литература:
1. Дружилов С.А.. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44. 2. Корнилова Л.В. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения в действие ФГОС НОО. Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 10. 3. Николаева, М. В.Особенности личностного и профессионального развития учителя начальных классов в педагогической деятельности [Текст] / М. В.Николаева// Начальная школа: плюс до и после. - 2004. -N 12. - С. 4-6 4. Сайт «Минобрнауки.РФ»- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».