kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-методическая статья "Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье выделены условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность учителей начальных классов и основные пути развития их профессиональной компетентности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы"»

Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы


Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Школа должна не только сформировать целостную систему знаний, навыков и умений ребенка, но также дать учащимся опыт личной ответственности и самостоятельной деятельности. Эти ключевые компетенции определяют качественный уровень, на котором должно находиться современное образование. Поэтому  основным направлением работы в школе считаю развитие профессиональной компетентности учителя.

В толковом словаре С.И.Óжегова компетентность – это характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. Поэтому, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» [4]

Время не стоит на месте, сегодня перед школой новые задачи, выявляются новые проблемы.

И одной из главных проблем становится – непрерывное повышение квалификации педагогов, которое предполагает не только расширение знаний по предмету, но и переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической науки, необходимость широкой осведомленности в области политики, искусства, спорта, информационно - коммуникативных технологий. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящимся к повышению своей профессиональной компетенции, желающим быть  готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях.[1]

Можно выделить следующие условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность учителей начальных классов:

1) глубокие знания в области предмета обучения, понимание учителями

принципов, концептуальных идей, заложенных в той или иной технологии

обучения;

2) свободное владение широким спектром отдельных методов, приемов и

способов проектирования, организации и управления учебно воспитательным

процессом в начальной школе;

3) наличие умений соотнести логику построения системы методов обучения, организации деятельности школьников в рамках педагогической

технологии с реальными личностными характеристиками учеников, что обеспечивает правильность выбора педагогической технологии;

4) способность к рефлексии в ходе реализации той или иной педагогической технологии и ее корректировке в рамках заложенных в ней принципов и концептуальных идей. [3]

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  можно определить  основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах (школьного и муниципального уровней).

Пример: (Тема: «Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника»).

  • Инновационная деятельность педагога, освоение новых образовательных технологий.

Примеры: (Изучение биоразнообразия растений в условиях ландшафтного парка МОУ Бурковская СОШ), (Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП. Приём «Синквейн», Прием «Письмо по кругу», Прием “Дерево предсказаний”, Прием “Кластер”), (Технология «Проектного обучения»), (Здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни).

  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.

Примеры: (Областной конкурс творческих работ по программе «Разговор о правильном питании» номинация «Методическая разработка педагога»), (Всероссийский профессиональный конкурс с международным участием, номинация «Учитель начальных классов»), (Международный конкурс педагогического мастерства в номинации «Руководитель методического объединения»), (Районная конференция ученических проектов, номинация «Мастер-класс от учителя». Тема «Активные методы обучения»)

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Примеры: (Областной научно – практический семинар «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС НОО»), (Районный семинар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы «Формирование личностных УУД на уроках русского языка по УМК Гармония»), (Мастер - класс на районном М/О учителей начальных классов «Дидактическая игра как средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника»)

  • Публикации.

Примеры: (Специализированное педагогическое издание «Электронное СМИ «nsportal.ru», Образовательный портал «Учительская копилка», Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка», Образовательный портал «Видеоуроки в сети Интернет», Дистанционный Портал «Igraza.ru - Игры, Ребусы, Загадки», Учительский портал «На Урок.rу», Дистанционный Портал «Инфоурок», Образовательный портал «Готовим урок», Специализированное педагогическое издание «Электронное СМИ «Педагогический мир», Международное периодическое издание «Педагогический советник»).

  • Аттестация педагогов, повышение квалификации

  • Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. (Методическая декада, методический фес­тиваль, деловая игра, педагогический КВН, тренинг, защита проекта, тематический педа­гогический совет, открытый урок).

  • Сегодня приобретает новый статус самостоятельная работа педагога, которая является эффективным средством организации самообучения и самовоспитания. Цель самообучения - профессиональный рост педагога. Формируются следующие профессиональные качества и умения: планировать цели, определять задачи работы, выявлять трудности и пути их преодоления. [2]

  • Исследовательская деятельность педагога.

1. Диагностические исследования:

- «Исследование уровня тревожности учащихся»

– «Влияние решения нестандартных задач на формирование и развитие основных компонентов математического мышления»

– «Диагностика результатов обучения с целью определения и корректировки траектории личностного развития ребенка»

2. Проектировочные исследования: (Развивающие умения спланировать различные виды работы)

- Исследование по теме «Пути и методы развития детской одаренности» с целью разработки модели индивидуального образовательного маршрута ученика.

3. Поисково-рефлексивные исследования: (Заключаются в поиске наиболее оптимальных условий, технологий, методов, средств, приемов обучения с целью совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования по предмету.)

– «Влияние наглядного дидактического материала на обучение фонетической стороне речи»

– «Тестовые задания как условие реализации компетентностного подхода в образовании»

4. Научно – педагогические исследования:

- "Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера»

- «Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по математике"

  • Различные формы педагогической поддержки.

  • Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

К.Д.Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».



Литература:

1. Дружилов С.А.. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44. 2. Корнилова Л.В. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения в действие ФГОС НОО. Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 10. 3. Николаева, М. В. Особенности личностного и профессионального развития учителя начальных классов в педагогической деятельности [Текст] / М. В. Николаева // Начальная школа: плюс до и после. - 2004. - N 12. - С. 4-6 4. Сайт «Минобрнауки.РФ»- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаиткулова Ольга Ильинична

Дата: 21.06.2021

Номер свидетельства: 583903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства