Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования конструктивного патриотизма и гражданской идентичности в современном обществе.»
Проблемы формирования конструктивного патриотизма и гражданской идентичности в современном обществе.
Евсеева Л.П., учитель русского языка
и литературы,
МБОУ СШ №2 г. Котово
evseevalp@yandex.ru
Анализ современной ситуации в России позволяет выявить ряд серьёзных проблем в формировании патриотического сознания у подрастающего поколения.
Среди причин создавшегося положения следует выделить сложность и противоречивость протекающих в России социально-экономических, политических и духовных процессов становления новой государственности и динамичного гражданского общества; глубокую социальную дифференциацию, девальвацию духовных ценностей; отсутствие единого понятийного аппарата теории патриотического воспитания молодежи.
Конструктивный патриотизм (героический) – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, предполагает формирование российской гражданской идентичности. Это патриотизм созидания ,строительства новой жизни.
Одной из проблем его формирования является ситуация существования другого, деструктивного (националистического) патриотизма. Если конструктивный патриотизм даёт возможность критики своей страны, то деструктивный пропагандирует превосходство России над другими странами и народами, открытую неприязнь к ним. Он направлен на разрушение, конфликт. Критика своей страны здесь считается предательством. Лозунги его идеологов: «Мы лучше всех!», «Мы всегда правы». Это крайне опасная тенденция в современной политической ситуации в России.
Новой России нужен не разрушительный, а конструктивный патриотизм, базирующийся не на отторжении опыта других стран, не на воспевании « особой стати» России в современном мире, а на понятиях и ценностях, формирующих правильное, гражданское мировоззрение.
Наряду с деструктивным существует ещё один, так называемый « корыстный» патриотизм, который, конечно, мешает освоению основ конструктивного патриотизма. Молодое поколение России видит и прекрасно понимает, что патриотизм как идеология зачастую используется властью в своих, личных целях. Одни из них раздувают политические костры, чтобы просто удержать власть, другие- чтобы сделать карьеру, третьи -чтобы скрыть провалы политики.
Большая проблема также заключается в том, что во взрослую жизнь вступило поколение 90-х годов 20 века, которое уже не застало Советского Союза, самого мощного государства в мире . Мощного не в плане экономики, политики и культуры, а единством своего идеологического сознания. Патриотизм, развитию которого так много уделяли внимания, постепенно превратился во что –то лишнее, несовременное; к воспитанию его у молодого поколения стали относиться всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом своей страны, формируя сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.
Важной стратегической задачей государства сегодня является формирование гражданского и патриотического сознания молодёжи, стимулирование её социальной и политической активности. Широко распространено мнение, что в среде российской молодёжи происходит интенсивная утрата патриотических ценностей. Одной из причин создавшегося положения является дегероизация населения нашей страны, проводимая через СМИ, где зачастую искажённо подаётся информация о тех великих духовных ценностях, на которых всегда строился российский патриотизм. Вследствие чего обедняется исторический опыт нашего народа, исчезают идеалы.
Несмотря на то, что наша страна развивается политически, экономически и духовно, ценности, которых придерживается молодежь, сводятся лишь к событиям прошлого времени. Но только на идеалах прошлого, достойном историческом опыте нельзя воспитать настоящих патриотов новой страны. Нужна переоценка ценностей, нужны герои нашего времени. Ведь зачастую молодежь затрудняется ответить, за какие достижения страны на современном этапе развития она могла бы гордиться. Возможно, это следствие того, что в её сознании нет таких событий, которые являлись бы для них значимыми, и нет того идеала , за которым можно было бы следовать.
Список литературы:
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2008 .
2.Азаров, В.М. О проблемах патриотического воспитания //Военно-теоретический журнал. 2004. №1. 3. Вырщикова А.Н.. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. // Волгоград, 2008 . 4. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007 5. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // М.: Учитель, 2009.