Мы понимаем, что в настоящее время необходим педагог, не только знающий свой предмет в совершенстве, но и способный создать все необходимые психолого-педагогические условия для саморазвития личности ребенка. В своей деятельности такой педагог использует предметные знания как средство развития, опираясь на целостное видение картины мира. Умение управлять процессом постоянного изменения ребенка и восхождения его к более высокому уровню своего развития является высшим профессиональным умением педагога, овладение которым в совершенстве обеспечивает успех в его деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ»
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Якимова М.Н.,
к.пед.наук
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ДТ «Вектор», г. Новокузнецк
Основополагающие принципы педагогики М.Монтессори (по Г. Брыжинской)1:
1 принцип – антропологический принцип.
С точки зрения антропологии, М.Монтессори серьезно относилась к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одним из основных требований, предъявляемых к воспитанию, является уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка. Именно поэтому Монтессори считала необходимым изменить структуру воспитания и направить в то русло, где появилась бы возможность помочь человеку восстановить и сохранить его внутреннее равновесие, его душевное здоровье и его умение ориентироваться в современных условиях во внешнем мире и тем самым добиться осознания своего истинного места в истории.
Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом связано с его психическим и физическим развитием. Поэтому она постоянно подчеркивала роль восприятия и органов чувств, значение действенности рук и их участия в духовном развитии, подчеркивала роль движений для развития интеллекта.
2 принцип – принцип свободы условий развития ребенка.
Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности, свободная работа является основным принципом ее педагогики. По Монтессори, стремление ребенка к независимости, самостоятельности и стремление стать свободной личностью – должно уважаться, приниматься во внимание, так как творческая задача молодого человека состоит в том, чтобы «сформироваться как моральная личность».
На фоне приведенных антропологических основ, Монтессори трактовала личную самостоятельность ребенка как существенную цель воспитания. Отсюда исходит девиз М.Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Поэтому ребенку должна предоставляться свобода в его действиях. Это не безграничная, а относительная свобода. Она обретает свои границы в потребностях других детей и коллектива, а также в необходимости дела.
По Монтессори, свобода предполагает:
свободу передвижения в подготовленной окружающей среде,
свободу выбора места для деятельности,
свободу выбора предметов для удовлетворения познавательных интересов,
свободу времени, то есть продолжительности процесса собственной деятельности,
свободу выбора уровня образования,
свободу коммуникации и объединения в работе с другими воспитанниками.
Под «свободой деятельности» или «свободой выбора» Монтессори понимала «психический процесс изучения чего-либо ребенком, проявление его личной инициативы». Многолетний опыт работы как самой Марии Монтессори, так и ее последователей в разных странах мира показал, как положительно влияет свобода выбора на процесс развития ребенка, на его мотивацию, на эффективность его обучения и глубину понимания изучаемого предмета.
3 принцип – принцип концентрации внимания.
Свободный выбор деятельности, по Монтессори, является непременным условием «поляризации внимания» что предполагает умение сосредоточенно работать достаточно длительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он дает образец работы с материалом, и слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.
«Поляризация внимания» - это феномен, открытый Монтессори в экспериментальной работе с детьми раннего возраста. Поляризация внимания по Монтессори представляет собой процесс длительного «приковывания» или добровольной концентрации внимания на одном предмете или вещи. Монтессори постоянно подчеркивала, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Это объясняется значением такой детской деятельности, как «экспериментирование». Оно происходит через активное исследовательское обращение с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внутренние действия ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению-поляризации.
В наблюдениях и оценках феномена, проявляющегося у детей, М.Монтессори выделяет рабочие циклы или циклы активности. Процесс поляризации внимания имеет три фазы.
1-я (начальная) фаза – введение в деятельность. Заключается в поиске и выборе ребенком интересующего его предмета. Во время этой фазы ребенок должен прийти к решению, какому из этих предметов (материалов) он хочет отдать предпочтение.
2-я фаза – собственно деятельность. Ребенок включается в работу, погружаясь в себя, и отстраняясь от времени и пространства, пока напряжение не будет полностью исчерпано.
Признаками концентрации являются:
психическая реакция на выбранный предмет,
сосредоточение и пребывание в таком состоянии,
повторение действия, которое является следствием обращения с предметом.
3-я фаза – спокойствие; перерыв, богатый мыслями, идеями. Ребенок учится на своих собственных делах, вступает в отношения со своими товарищами, сравнивает себя с ними. Очевидными феноменами являются радость, спокойствие и уравновешенность детей, вследствие отсутствия причин, порождающих комплекс неполноценности, а также усиление детской активности. «Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», пишет Мария Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способности детей поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы».
принцип – принцип специальной обучающей среды.
При создании окружающей среды в рамках системы Монтессори обязательно учитывались размеры тела и возможности ребенка. На легко доступных полках ребенку предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать логическое и абстрактное мышление ребенка, его сенсорные чувства, память, двигательные функции, речь, наблюдательность, самостоятельность, способность принимать решения и нести ответственность, реализовывать свои физические и духовные потребности, познавать себя как телесную и духовную целостность.
Качества и свойства дидактического материала Монтессори максимально способствуют поляризации внимания, которая предполагает глубокую внутреннюю связь с предметом и происходит в процессе повторения упражнений. Тем самым достигается осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Гессен, изучая содержание педагогики Монтессори, отмечает, что «заслуга Монтессори состоит в том, что, правильно оценив психологическую роль игры, сделала надлежащие педагогические выводы и в своем «дидактическом материале» дала первую попытку научно-обоснованной системы материала детских занятий».
Материал Монтессори включает в себя следующие виды:
материал для развития моторики (в упражнениях практической жизни),
сенсорный материал,
материал для чтения и письма,
математический материал,
космический материал (материал раздела «Космическое воспитание»).
Материал Монтессори представляет собой конкретное воплощение обобщенного знания, некоторый элемент человеческого бытия, максимально деперсонифицированный, лишенный субъективизма и несущественных деталей, обобщающий знание многих и многих поколений людей о способах овладения им (так называемые «материализованные абстракции»).
Дидактический материал служит, прежде всего, тому, чтобы «сообщить ребенку умственный порядок» в соответствии с его развитием. Материал Монтессори является существенной помощью в «абсорбировании» ребенком окружающей среды.
Педагог создает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми и в нужный момент предоставляет им помощь:
помогает сделать выбор,
проводит презентацию материала,
демонстрирует способ контроля и коррекции ошибок.
Для ребенка материалы Монтессори – это «ключ к миру», благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления, структурирует их. По словам Монтессори, «материал… должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка, иными словами, ребенок не изолирован от мира, ему дается «орудие», с помощью которого можно обладать всем миром и его культурой».
При анализе свойств дидактического материала Монтессори, мы можем отметить, что он соответствует психическим возрастным особенностям ребенка и представляет собой «ступеньки лестницы», по которым тот поднимается вверх к постижению более сложных отношений и закономерностей.
5 принцип – принцип сензитивности.
Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Сензитивные периоды Монтессори понимает как фазы особой восприимчивости, готовности ребенка к приобретению совершенно определенных умений, навыков, действий и представлений.
Понятие «сензитивный период» Монтессори переняла у голландского биолога Хуго де Фриза (1848-1935), познакомившись с ним в Голландии в 1917 году. Х. де Фриз впервые открыл периоды особой восприимчивости у животных и назвал их «сензитивными периодами». Монтессори же наблюдала у детей подобные явления к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования и точно так же назвала их вслед за Фризом.
Мария Монтессори выделила 6 основных сензитивных периодов в развитии детей от рождения до шести лет:
1 - сензитивный период развития речи,
2 - сензитивный период восприятия порядка,
3 - сензитивный период сенсорного развития,
4 - сензитивный период восприятия мелких предметов,
5 - сензитивный период развития движений и действий,
6 - сензитивный период развития социальных навыков.
Монтессори считала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности. Важной является упорядоченная среда, так как порядок помогает ребенку раскрыть свой духовный потенциал, играет в детском развитии важную ориентирующую функцию. Порядок представляет ребенку «стимул, призыв к действию». Стоит заметить, как дети в Монтессори-группах (разновозрастные группы в детских садах, использующих метод Монтессори в своей практике) свободно, по желанию, используют предметы и с радостью снова убирают их на место.
6 принцип – принцип ограничения и порядка.
По Монтессори, нарушение порядка и восстановление его – мотив детских действий, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, тогда он сам старается восстановить этот порядок, если его нарушил.
Кроме порядка, важнейшим строительным элементом в подготовленном окружении является ограничение. Монтессори требовала не только качественного, но и количественного установления внешнего ограничения. Так, каждый материал должен быть в единственном экземпляре потому, что у ребенка, окруженного очень большим количеством предметов, уменьшается интенсивность внимания. «Большое количество предметов, - писала Монтессори, - наполняет душу хаосом, тяготит ее, приводит в уныние. Только ограничение вносит порядок в хаос детской души».
Единственность каждой единицы дидактического материала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного выхода: ребенок учится ждать, уступать, договариваться.
7 принцип – принцип особого места педагога в системе Монтессори.
В педагогике Монтессори центр тяжести активности смещен с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями.
Процесс воспитания и образования ребенка Мария Монтессори понимала как помощь его психическому развитию с самого рождения, а позднее трактует как «помощь в жизни». Ключевым здесь является слово «помощь». Именно оно во многом определяет роль педагога по отношению к ребенку.
Естественно, что активным и самостоятельным ребенок становится не сразу, его нужно этому научить. Поэтому долг педагога по отношению к ребенку состоит в том, чтобы помочь ему овладеть «полученными актами, каких природа требует от него», облегчить детям вступление на путь самостоятельности.
Анализируя деятельность педагога в системе Монтессори, Брыжинская Г.В. отмечает, что он (педагог) всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Он постоянно находится рядом с ребенком, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство, или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.
Здесь заложены предпосылки деятельностного подхода к формированию личности – личность и ее качества проявляются и формируются в деятельности, структура личности отражает структуру деятельности (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Главным образом, педагог отвечает за то, чтобы в учебном процессе учитывались индивидуальные способности каждого ребенка. Это делает возможным индивидуализацию учебно-воспитательного процесса в рамках системы Монтессори.
Отсюда вытекает еще один значимый принцип ее педагогической концепции – принцип индивидуального и социального в ребенке.
8 принцип – принцип индивидуализации обучения.
Индивидуализация учебного процесса в рамках системы Монтессори осуществляется путем применения индивидуальных педагогических мер к определенному ребенку. Организация обучения и использование учебных материалов осуществляется в большей степени самим ребенком, что не исключает в отдельных случаях помощи педагога. Ребенок учится через самоорганизацию своих действий. Важным здесь является то, что каждый ребенок может выбрать необходимый ему темп учебной работы и ритм.
9 принцип – принцип социального воспитания и интеграции.
Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной.
Смешение в возрастном отношении групп создает благоприятные предпосылки для формирования способности к ролевой дистанции и оказывает позитивное влияние на нравственное развитие. Среди детей воспитывается естественная система взаимопомощи – при необходимости младшие дети могут попросить помощи у старших. Они подражают их деятельности и перенимают образцы поведения, старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше понимают существо дела.
В связи с этими принципами мы определяем для себя особое место для педагога, реализующего подходы М.Монтессори в развивающей среде, созданной в дошкольных образовательных учреждениях. Мы назвали нашего педагога «СРЕДОВЫМ», так как он осуществляет воспитание, обучение и развитие в условиях развивающей СРЕДЫ дошкольного учреждения. Мы понимаем, что в настоящее время необходим педагог, не только знающий свой предмет в совершенстве, но и способный создать все необходимые психолого-педагогические условия для саморазвития личности ребенка. В своей деятельности такой педагог использует предметные знания как средство развития, опираясь на целостное видение картины мира. Умение управлять процессом постоянного изменения ребенка и восхождения его к более высокому уровню своего развития является высшим профессиональным умением педагога, овладение которым в совершенстве обеспечивает успех в его деятельности.
М.Монтессори в своих трудах неоднократно отмечала особенности деятельности педагога, реализующего ее метод: «Внешнее впечатление от такой организации процесса обучения приводит к мнению о том, “что он (метод М.Монтессори) якобы мало требует от учителя, который должен воздерживаться от вмешательства, предоставляя детей их собственной активности. Однако задачи учителя выступают деятельно и полно при рассмотрении дидактического материала, его количества, порядка и методики представления. Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен; вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая “бездеятельность” – знакуспеха, обеспечившего успешное выполнение задания. Счастлив учитель, у которого класс находится на таком уровне развития, когда он может сказать:” Присутствую я или нет, класс работает. Группа достигла независимости2.”
Наиболее специфическим умением, на наш взгляд, в структуре профессиональной деятельности педагога является умение создавать среду, позволяющую ребенку развиваться. Создание этой cреды возможно не столько за счет соответствующего материального обеспечения, сколько за счет определенных педагогических действий.
В “Методе научной педагогики, применимом к детскому воспитанию в Домах ребенка” М.Монтессори пишет о подготовке преподавателей, которая должна идти “рука об руку с преобразованием самой школы: если мы подготовили учителей к наблюдению и познакомили их с экспериментальным методом, нужно, чтобы они и в школе могли наблюдать и производить опыты... Изучение будет производиться только таким способом, при котором оно будет заключаться в наблюдении над свободным ребенком3”. И продолжает: “Успех моего метода тесно связан с отношением, кому приходиться руководить детьми в их развитии: директриса руководит ребенком. Не давая ему слишком чувствовать свое присутствие, она всегда готова оказать ребенку помощь, которая ему нужна, но никогда без надобности не становится между ребенком и его собственной попыткой... “Жди и наблюдай” – вот самый ценный девиз воспитателя. Мы должны ждать и быть всегда готовыми принять участие в радостях и затруднениях ребенка. Он часто ищет нашего сочувствия. Будем же бесконечно терпеливы к его маленькому движению вперед, будем бесконечно рады каждому его успеху. Если бы мы были в силах в наших отношениях к ребенку сохранить уважение и деликатность, обращаться так с детьми, как бы мы желали, чтобы обращались с нами, – мы бы усвоили великий воспитательный принцип, заложили бы хорошую основу воспитания.”
В книге “Образование для нового мира “ Монтессори описывает, каким должен быть Монтессори-учитель: “Обыкновенный учитель не может развиться в Монтессори-учителя: его следует создавать заново, избегая педагогических предрассудков. Первый шаг в самостоятельной подготовке воображения Монтессори-учителя – наглядное представление отсутствующего ребенка, реального общения, вера в ребенка, открывающего себя в работе. Дети с отклонениями не поколеблют веру учителя, который видит ребенка в другом, духовном поле и уверенно ищет самопроявления его интересов, вызванных работой. Учитель ждет, когда у детей появятся признаки сосредоточения... Монтессори-учителя – не слуги для тела ребенка: они не предназначены для того, чтобы мыть, одевать, кормить его; они знают, что для развития своей независимости он должен делать это самостоятельно. Мы должны научить ребенка действовать, желать и думать для себя; это искусство тех, кто стремится служить душе. Для учителя это радость – приветствовать проявления духа, отозвавшегося на его веру. Таким образом, наши учителя проникают в секрет детства и обладают более глубокими знаниями, чем обыкновенные учителя, которые только начинают поверхностное знакомство с жизнью детей. Зная секрет ребенка, учитель проникается к нему с любовью, возможно, впервые поняв, что такое настоящая любовь. Это любовь другого уровня, чем личная, которая проявляется ласками; различия в том, что дети открыли свой внутренний мир и этим глубоко взволновали учителя. Они подняли его на уровень, о котором тот не подозревал, и сделали его счастливым...”
От того, каким будет воспитатель, зависит «важнейшее – создание той душевной обстановки, в которой дети будут обогащаться способами и формами различной деятельности».
Настоящим средовым педагогом становится тот, кто сможет, по выражению М. Кукушкина «осознать самоценность дошкольного периода развития и главную линию этого развития –развития способностей, отказаться от вталкивания ЗУНов и ищет пути развития способностей через само- и взаимообучение детей в разновозрастной группе4».
В книге «Подготовка учителя» Монтессори описывает некоторую технологичность в действиях средового педагога: «Первый шаг, который должен сделать будущий Монтессори-учитель – это подготовить себя… Монтессори-учитель постоянно ищет «отсутствующего» ребенка. Учитель должен верить, что ребенок проявит свою настоящую сущность, когда найдет интересующую его работу…
То, что делает учитель, обычно имеет три этапа:
Забота о собственной личности учителя. Учитель становится опекуном и хранителем окружающей среды. (Дидактический материал должен всегда быть красочным, ярким, в хорошем состоянии). Учитель, какчасть окружающей среды должен сам быть привлекательным… излучающим свежесть, счастье… и снисходительным.
Благоустроив окружающую среду, мы должны проанализировать как должен себя вести учитель поотношению к детям. Он должен заниматься с детьми,которые все еще недисциплинированны… Учитель должен быть увлекающимся и увлекательным… Учитель, имеющий дар очаровывать детей может предложить им выполнить различные упражнения, даже те, которые не имеют познавательной ценности, но которые могут успокоить детей.
Не вмешиваться. Как только у ребенка появится концентрация, учитель должен действовать так, как если бы ребенок не существовал вообще… Для решения проблем никто не должен вмешиваться до тех пор, пока не обратятся к учителю за помощью… Обязанностьучителя – только предлагать новые вещи, зная, что ребенок исчерпал все возможности тех материалов, которые он использовал ранее.
1 Якимова М.Н. Педагогика М. Монтессори в современной системе непрерывного образования / М.Н.Якимова. – Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2005. – 160 с.
2 Мontessori M.Education for a new world. Oxford England, 1989
3 Монтессори М. Руководство к моему методу (Библиотека нового воспитания, образования и защиты детей). Под ред. И.Горбунова-Посадова. – М., 1916. – С.18.
4 Кукушкин М. Избави Бог слепого подражания // Учительская газета. – 1992. - №28. – С.3-4.