kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности М. Монтессори-педагогики в условиях внедрения в образовательный процесс дошкольных организаций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

Педагогической системе М. Монтессори – более 100 лет, это единственная система в мире, которая до сих пор получает научное подтверждение используемых ею методов развития. Ее используют во многих развитых странах мира, таких как Япония, Италия, Россия, США, Китай, Корея, Индия.

Актуальность системы объясняется тем, что эта уникальная система направлена на воспитание человека, готового изменяться вместе с изменяющимся миром, человека, готового принимать на себя ответственность и самостоятельно решать возникшие проблемы, человека, имеющего своё мнение и готового это мнение отстоять.

Актуальность и практическая значимость Монтессори — системы состоит в следующем:

• эта система предоставляет ребенку свободу выбора;

• позволяет малышу развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;

• использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую научно разработанные монтессори-материалы развивающего и исследовательского характера;

• помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и определить в каком «чувствительном» периоде он находится;

• помогает раскрытию гениального потенциала каждого ребенка.

Цель проекта

  • Показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе.
  • рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка
  • раскрыть  основные понятия педагогической системы.

Основное преимущество системы в том, что соблюдаются основные правила для успешного развития личности ребенка:

          1. Ребенок развивается в соответствии со своим темпом психо–физиологического развития.

          2. Отсутствует оценочная система. Малыш может самостоятельно проверить выполненное задание и проделать работу над ошибками (контроль ошибок) — таким образом, не травмируется личность ребенка. 

          3. Педагог является только партнером, а не учителем (обращение в Монтессори-группах к педагогам идет по имени и на «ты»).

          4. Социальный статус — какое положение занимает ребенок в коллективе. Монтессори-группы разновозрастные, а значит, иерархия выстраивается социально: старшие оберегают маленьких, которые учатся и равняются на них; потом малыши подрастают и занимают позицию старших, ушедших в школу — так ребенок гармонично развивается и социально формируется.

Сегодня в Москве, в рамках образовательной программы, организовано как дошкольное, так и среднее образование по методике Монтессори. В Екатеринбурге же только частные сады работают по этой системе. В нашем регионе существует Урало-Сибирская ассоциация Монтессори педагогов, которая следит за качеством образования по данной программе — это позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков ребенка.

Малыш, посещающий такой детский сад, гармонично развивается, становится самостоятельным, формируется как самодостаточная личность с собственными взглядами на мир. Это как раз та система воспитания и обучения, которая дает ребенку все, чтобы в будущем успешно реализоваться во всех сферах жизни и максимально получать удовольствие от своей успешности.

Базисные идеи и установки

В целом, в основе разрабатываемой М.Монтессори педагогической системы лежат следующие базисные идеи и установки:

- учет возрастной периодизации развития ребенка и актуализация раннего образования и воспитания ребенка;

- необходимость всестороннего изучения ребенка и учет сензитивных периодов его развития;

- предоставление ребенку свободы выбора вида деятельности и её продолжительности

- наличие подготовленной культурно-развивающей среды;

- особая роль педагога.

Заключение

Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла "методом научной педагогики". Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека.

Она доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной периодизации. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. В период от трех до 6 лет ребенка можно назвать "строителем самого себя": он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до 9 лет) он становится на позицию "исследователя окружающего мира". Согласно методике Монтессори, для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, "впитывает" правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. Эту среду ребенок воспринимает и сознательно, и неосознанно, свободно проявляя себя в разных видах деятельности.

Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.

Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.

Заповеди Марии Монтессори

Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)

Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.

Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.

Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности М. Монтессори-педагогики в условиях внедрения в образовательный процесс дошкольных организаций»»

Особенности М. Монтессори-педагогики в условиях внедрения в образовательный процесс дошкольных организаций.

Особенности

М. Монтессори-педагогики в условиях внедрения в образовательный процесс дошкольных организаций.

Актуальность  Актуальность системы объясняется тем, что эта уникальная система направлена на воспитание человека, готового изменяться вместе с изменяющимся миром, человека, готового принимать на себя ответственность и самостоятельно решать возникшие проблемы, имеющего своё мнение и готового это мнение отстоять.

Актуальность

Актуальность системы объясняется тем, что эта уникальная система направлена на воспитание человека, готового изменяться вместе с изменяющимся миром, человека, готового принимать на себя ответственность и самостоятельно решать возникшие проблемы, имеющего своё мнение и готового это мнение отстоять.

цель   Показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе.

цель

Показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе.

Задачи   Рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка; Раскрыть основные понятия педагогической системы.

Задачи

  • Рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка;
  • Раскрыть основные понятия педагогической системы.

Принципы обучения и воспитания по методике М.Монтессори Создание обучающей среды. Наличие Монтессори – материалов. Представление детям свободы на занятиях. Свобода выбора материала. Свобода выбора времени и продолжительности работы с материалом. Свобода выбора места для работы. Свобода выбора партнера. Свобода общения с учителем и детьми. В группах соблюдается правило «Пользуйся свободой, но не мешай другим.»

Принципы обучения и воспитания по методике М.Монтессори

  • Создание обучающей среды.
  • Наличие Монтессори – материалов.
  • Представление детям свободы на занятиях.
  • Свобода выбора материала.
  • Свобода выбора времени и продолжительности работы с материалом.
  • Свобода выбора места для работы.
  • Свобода выбора партнера.
  • Свобода общения с учителем и детьми.
  • В группах соблюдается правило «Пользуйся свободой, но не мешай другим.»

Девиз М.Монтессори :  «Помоги мне это сделать самому» Педагог, работающий в этой системе, является посредником в специальной образовательной развивающей среде, которая помогает реализовать ребенку свою собственную программу развития.

Девиз М.Монтессори : «Помоги мне это сделать самому»

Педагог, работающий в этой системе, является посредником в специальной образовательной развивающей среде, которая помогает реализовать ребенку свою собственную программу развития.

Методика Марии Монтессори  Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Методика Марии Монтессори

  • Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
  • Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Монтессори-класс В методе Монтессори нет классно-урочной системы , вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Монтессори-класс

  • В методе Монтессори нет классно-урочной системы , вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:  Жизненная практика Сенсорное развитие Математическое развитие Языковое развитие Естественнонаучное и космическое развитие Двигательное развитие
  • Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:

  • Жизненная практика
  • Сенсорное развитие
  • Математическое развитие
  • Языковое развитие
  • Естественнонаучное и космическое развитие
  • Двигательное развитие

Что же привлекает нас в этом методе? В первую очередь отношение к ребенку. Каждый ребенок имеет свою неповторимую индивидуальность. У ребенка есть свои сроки освоения окружающего мира, и мы даем ему возможность познавать мир при помощи индивидуальной деятельности. Основа Монтессори – это самовоспитание саморазвитие ребенка.

Что же привлекает нас в этом методе?

В первую очередь отношение к ребенку. Каждый ребенок имеет свою неповторимую индивидуальность. У ребенка есть свои сроки освоения окружающего мира, и мы даем ему возможность познавать мир при помощи индивидуальной деятельности. Основа Монтессори – это самовоспитание саморазвитие ребенка.

Наши успехи Малышам уже неймётся А бумага всё не рвётся Нет, никак нельзя порвать Дали Машеньке пипетку Может лучше прочитать?  И сказали: «Деточка, Как накапаешь пол банки На часах почти час ночи Мы дадим конфеточку!»  Мы пыхтим с Алиною Шарик лопаться не хочет Может он резиновый?

Наши успехи

Малышам уже неймётся

А бумага всё не рвётся

Нет, никак нельзя порвать

Дали Машеньке пипетку

Может лучше прочитать?

И сказали: «Деточка,

Как накапаешь пол банки

На часах почти час ночи

Мы дадим конфеточку!»

Мы пыхтим с Алиною

Шарик лопаться не хочет

Может он резиновый?

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за

внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ульрих Татьяна Владимировна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства