Просмотр содержимого документа
«Применение технологии модульного обучения на занятиях»
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования УР «Глазовский политехнический колледж»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
Автор: Селеверстов Игорь Александрович
Мастер производственного обучения
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Понятие модульного обучения в педагогической и методической литературе
Теоретические основы технологии
Понятие «обучающий модуль»
Принципы модульного обучения
Особенности структурного содержания учебного курса в модульном обучении
Глава 2.Организация модульного обучения на занятиях
Заключение
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
Для достижения эффективного формирования современного производства нужна мобильная, гибкая, дифференцированная система кадрового обеспечения. Сегодняшний специалист должен отражать специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого уровня профессионализма и компетентности работника требуется развитие личных качеств, как ответственность, инициатива, предприимчивость, способность в кротчайший срок адаптироваться к новым производственным условиям, потребность в самообразовании, повышении квалификации. Важным является наличие у специалиста усваивать активную избирательную информацию, индивидуально приобретать нужные знания, умения и навыки, которые позволят научить самостоятельно, получать знания.
Между тем традиционное обучение в колледже остается преобладающим. Педагоги, работая, как трансляторы информации не могут осуществить принцип индивидуализации и дифференциации. Одним из способов решения проблемы может стать применение модульного обучения на занятиях.
Метод модульного обучения строится на принципе структурного научного знания. Основой структурного содержания любого научного знания (экономического, технического и т.д) является системный подход, при котором всякая система рассматривается состоящей из элементов с определенными связями между ними, а каждые элемент как новая система, и так до заданного уровня погружения.
Структурирование по модульному принципу позволяет выдержать логику, соблюдать системность и последовательность, обеспечивать заданный уровень глубины изучения системы в зависимости от интересов, потребностей, необходимости и установки.
Чтобы лучше понять систему модульного обучения, обратимся к ключевым словам этого понятия:
- модуль
- моделирование
- модуль
- модульная система обучения
Как реализуется в учебном процессе эти ключевые понятия целостной системы обучения? Каковы педагогические условия их применения? Насколько система модульного обучения применима на занятиях для повышения качества обучения?
Понятие модульного обучения в педагогической и методологической литературе
Теоретические основы технологии
Модульное обучение основано на следующей идее: ученик должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его умением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Так, из программного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.
Из теории поэтапного формирования умственных действий используется сама суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопление обобщение теории и практики дифференциации обучения, проблемности. Это все интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты были С.Я. Батышевым, К.Я. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им систему высокого уровня целостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствие с цель. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый обучающийся получает от педагога советы как рационально действовать, где найти нужную информацию.
Во вторых, меняется форма общения обучающегося и педагога, оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект, субъективную основу.
В третьих, обучающиеся работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть свои ошибки.
Несомненно, что педагог тоже управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся через модули, но это происходит более мягкое, целенаправленное управление.
В четвертых, применение модульного обучения на занятиях позволяет педагогу индивидуализировать работу с отдельными студентами.
Подготовительный этап
Прежде всего, педагогу необходимо разбить программу на модули. Затем необходимо структурировать учебное содержание в определенные блоки. После чего формируется комплексная дидактическая цель. Она имеет два уровня: 1. усвоение учебного содержания обучающемся и ориентации на его использование в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Затем комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели и формируются модули, т.е модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модуль также входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делиться на частные дидактические цели, на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей: вершина дерева – комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов.
Авторы данной технологии советуют педагогам опираться при работе на теоретические основы и принципы построения модульных программ.
Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Решение совокупности частных дидактических целей обеспечивает достижение индивидуальных дидактических целей конкретного модуля, а решение совокупности индивидуальных целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.
Организация модульного обучения на занятиях
Пример применения модуля по теме
Использование лично-ориентированных технологий обучения позволяет максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся. Ориентация на учет их индивидуальных особенностей способа создания более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения.
В практике своей работы используем технологию модульного обучения. В зависимости от объема содержания составляем программу.
Модульная программа не является конспектом урока или планирование учебного материала педагогом, это программа деятельности обучающегося по изучению какой либо темы.
При этом определяем:
1. Цели обучения для обучающихся и их формирование (что обучающейся должен уметь…)
2. Отбор содержания (учебный материал)
3. Распределение содержания по урокам по занятиям с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом; блок информации (теоретический материал); обработка содержания обучения (конференции, круглые столы, выставки, конкурсы и т.д.); контроль и коррекция ошибок в усвоении содержания с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности.
4. Подбор литературы для обучающихся ( желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы)
5. Технологическая карта может быть составлена на отдельный урок, тему, раздел.
Например, использование модуля по теме: «Режим размерной привязки инструмента»
Комплексная дидактическая цель:
- владение содержанием теоретического материала;
- обуение приемам режимов размерной првязки инструмента на токарных станках с ЧПУ с собдюдением правил охраны труда;
- развтие внимания, технического и логического мышления, умения контролировать свои действия;
- воспитание нравственного отношения к труду, аккуратности, бережное отношение к инструменту, приспособлениям, оборудованию.
Обучающиеся должны научиться:
- обработке деталей на металлорежущих станках с программным управлением (по отработке режима размерной привязки режущего инструмента);
- овладеть видом профессиональной деятельности «Программное управление
металлорежущими станками».
Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся на логике процесса усвоения знаний и представляют собой цикл познания, совпадающие по своей структуре с циклом учебной деятельности.
При этом изучение нового материала проводится в форме занятий по принципу обратной связи, для этого применяем работу в парах, что способствует лучшему пониманию материала и закрепление изученного.
Литература
Бурцева О.Ю. «Модульная технология», 1999, № 5.
Микуляк О.П., Матвєєв Г. П., Костюченко М. П. Модульная технология - Донецк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2002. - 246с.
Селевко Г.К.Современние педагогические технологии. Москва.: 1998 г.