МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций
Выполнила:
Социальный педагог
Титова Н.С.
- В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Детям необходимо помочь выжить в современных условиях с наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты
Конфликтные дети наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями. Пассивные в общении дети - это чаще всего не те, которые не правы, а те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие учащиеся нуждаются в коррекции их поведения.
ЦЕЛЬ: ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ, ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
ЗАДАЧИ: 1.ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ПОНЯТИЕМ КОНФЛИКТА. 2. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ, СТИЛЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
КОНФЛИКТ – ЭТО СТОЛКНОВЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНО НАПРАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, ИНТЕРЕСОВ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ И ВЗГЛЯДОВ ЛЮДЕЙ
КОНФЛИКТЫ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ В СВЯЗИ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ: А) ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВШЕСТВ, КОГДА СТАЛКИВАЮТСЯ НОВАТОРСТВО И КОНСЕРВАТИЗМ; Б)ГРУППОВЫХ ИНТЕРЕСОВ, КОГДА ЛЮДИ ОТСТАИВАЮТ ИНТЕРЕСЫ ТОЛЬКО СВОЕЙ ГРУППЫ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ; В) СВЯЗАННЫМИ С ЛИЧНЫМИ, ЭГОИСТИЧНЫМИ ПОБУЖДЕНИЯМИ, КОГДА КОРЫСТЬ ПОБУЖДАЕТ ВСЕ ДРУГИЕ МОТИВЫ.
Целями нашего мониторинга стали:
- Изучить влияние конфликта на микроклимат в классе.
- Выявление особенностей поведения конфликтной личности, существующих способов разрешения конфликтов.
Кому в школе доверяете?
*учителям;
*одноклассникам;
*администрации;
*никому
К кому(куда) ты обратишься, если у тебя возникнет конфликт?
*к классному руководителю
*ни к кому
*к психологу
*в милицию
*к директору
* К социальному педагогу
Основная обязанность родителей –это
*следить за успеваемостью;
* воспитание уважения к учителям;
* контроль за учебным процессом
Распределение ответов учащихся 5 – 11 -х классов на вопрос
«Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?», %
12 причин конфликтов с учителями
Мальчики
1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося
Девочки
Пропуски занятий, опоздания
19,8
Мое поведение в школе
15,7
18,9
Моя успеваемость
2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности
11,3
11,0
8,6
Несправедливо ставят оценки
31,8
Скучные уроки
29,9
22,6
Мне не нравятся некоторые предметы
Непонятно объясняют материал
15,1
13,4
13,4
13,0
Несовременные взгляды учителей
13,0
12,6
3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности
(собственным «Я»), защита круга друзей
7,0
Мой характер
Курение и тому подобное
13,6
10,1
9,5
Мой внешний вид: прическа, одежда и др.
2,5
5,2
Несправедливость к моим друзьям
6,5
12,8
Конфликтов практически не бывает
10,6
37,5
50,3
«Хорошо» и «отлично»
С учителями
«Хорошо» и «удовлетворительно»
Хорошие
«Удовлетворительно» и «плохо»
89,4
Не совсем хорошие
Плохие
72,8
8,8
0,3
39,9
21,2
С классным руководителем
Хорошие
1,5
44,5
Не совсем хорошие
6,4
81,5
Плохие
74,3
12,0
В своей семье
17,9
3,0
58,4
Хорошие
3,1
24,3
Не совсем хорошие
82,2
8,7
79,2
Плохие
14,8
С одноклассниками
2,5
16,9
73,8
Хорошие
2,0
22,7
Не совсем хорошие
83,5
2,9
13,2
Плохие
83,0
11,8
72,7
0,8
Со сверстниками вне школы
19,8
1,0
Хорошие
1,7
88,5
Не совсем хорошие
89,5
6,4
Плохие
92,4
5,3
1,2
1,3
4,7
0,6
Как ты оцениваешь свои взаимоотношения?»
Распределение ответов в зависимости от успеваемости, %
- Тест №3 Насколько Вы подвержены стрессу?
- Инструкция: Отвечая на вопросы ставьте те баллы , которые соответствуют Вашему ответу. Подсчитайте количество набранных баллов.
Почти всегда – 1б.
Часто – 2б.
Иногда – 3б.
Почти никогда – 4б.
Никогда – 5б.
- Менее 30 очков - у Вас прекрасная стрессоустойчивость, Вам не о чем беспокоиться.
- Более 30 очков - стрессовые ситуации оказывают на вашу жизнь немалое влияние, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Более 50 очков - Вам следует всерьёз задуматься о Вашей жизни, Вы очень уязвимы для стресса.
Скажи мне кто я?
Гениальность
Творчество
Ты – лидер
Милосердие
«Рабочая лошадка»
“ Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы.
Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя.
(В.А.Сухомлинский)
ВЫВОДЫ: 1. КОНФЛИКТА НЕ НАДО БОЯТЬСЯ . ОН ЯВЛЯЕТСЯ НЕКИМ ИНДИКАТОРОМ ТОГО, КУДА НАДО НАПРАВЛЯТЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ УСИЛИЯ. 2. БЕЗУСЛОВНО, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ. НО ИНОГДА ПЕРВОНАЧАЛЬНО НАДО ПРИМЕНЯТЬ ДРУГИЕ МЕТОДЫ (УХОД ОТ КОНФЛИКТА, СИЛОЙ, ЧЕРЕЗ КОМПРОМИСС И Т.Д.) СОГЛАСНО СИТУАЦИИ. 3. ПРИ АНАЛИЗЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ВАЖНО РАССМОТРЕТЬ ВСЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ.
ЖЕЛАЕМ ВАМ, ЧТОБ У ВАС НИКОГДА НЕ БЫЛО КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.