Групповой проект в начальной школе
Виды проектов:
- Конструкторский («Детская площадка»),
- Исследовательский (опрос «Как мы проводим свободное время»),
- Познавательный («Что мы знаем о планете Земля»),
- Социальный («Помоги первокласснику»)
По времени проведения: долгосрочный и краткосрочный.
- Краткосрочный: Время проведения – 2 урока (сокращать можно только в особых случаях – если у класса есть большой опыт групповой работы, если в классе менее 10 человек)
На этапе работы учеников над проектами целесообразнее использовать два помещения, для представления результатов работы класс собирается в одном помещении
Участники «Группового проекта»:
- Два проводящих (учитель и ассистент) – на два помещения. В ходе работы учитель и ассистент периодически меняются местами, переходя из класса в класс
- Наблюдатели – по одному на группу. Для этой работы можно привлекать других учителей, сотрудников школы (библиотекарь, социальный педагог), старшеклассников
- Ученики класса делятся на группы по 4-5 (максимум 6) человек
Размещение участников:
- Два помещения:
- Столы расставить так, чтобы удобно было работать по группам, можно было свободно подходить к группам
- Предусмотреть места для наблюдателей, чтобы они могли фиксировать основные события в группе, не мешая ученикам работать над проектом
Оборудование:
- Столы, стулья для участников групп и наблюдателей
- Компьютеры (по одному на группу)
- Столы с необходимыми принадлежностями (бумага, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, линейки, пластилин и т.п.)
- Бейджи с номерами участников и стикеры разных цветов – по группам (у одной группы бейджи и стикеры одного и того же цвета)
- Доска для презентации проектов (возможно, проектор) – если используются компьютеры
На основе чего ведется оценка?
Карта наблюдения заполняется непосредственно в ходе наблюдения за работой группы. Наблюдатели – учителя, психологи, ученики старших классов, подготовленные к этой деятельности.
Карта эксперта
- оценка готовности и способности к целеполаганию – с учетом возрастных особенностей – оценка самостоятельности замысла проекта (в рамках указанной общей проблематики),
- соответствие подготовленного продукта требованиям задания,
- умение отбирать и преобразовывать информацию,
- качество планирования и распределения функций,
- уровень использования ИКТ в ходе выполнения проекта.
Карта наблюдения: параметры наблюдения:
- Наличие элементов целеполагания
- Планирование
- Распределение заданий и обязанностей
- Соответствие исполнения проекта плану
- Контроль продвижения по заданию
- Представление результатов
- Конфликты и их разрешение
- Особенности поведения и коммуникации ученика
- Результаты голосования
Карта эксперта:
Заполняется учителем в ходе презентации на основании всех материалов проекта:
- листа планирования и продвижения по заданию,
- подготовленного группой продукта,
- презентации
В приложении к карте эксперта имеются примеры планов, оцениваемых в 1, 2 и 3 балла, и пример продукта, оцениваемого в 0 баллов
Метапредметные результаты:
- Регулятивные действия
- Коммуникативные действия
- Познавательные действия (работа с информацией, в том числе с использованием средств ИКТ)
Регулятивные действия | Коммуникативные действия | Познавательные действия |
|
|
|
Особенности методики: оценивается не результат – то есть НЕ СОБСТВЕННО ПРОЕКТ, созданный обучающимися, оценивается ПРОЦЕСС группового взаимодействия.
Каждый проект предполагает оценку основных регулятивных и коммуникативных действий
Действия | Показатели | |
Групповой уровень | Индивидуальный уровень | |
Регулятивные |
|
|
Коммуникативные |
|
|
Критерии достижения индивидуальных результатов обучающихся
Базовый уровень:
Критерии достижения базового уровня
Учащийся, достигший базового уровня, может организовать собственную деятельность:
- понять и принять цель,
- принять реальное участие в обсуждении общего замысла и его воплощения,
- высказать свою точку зрения и услышать мнение партнера,
- спланировать свои действия и выполнить взятую на себя часть работы,
- участвовать в презентации результата работы.
Но он не берет на себя ведущую роль ни в оформлении замысла, ни в планировании, ни в реализации, и даже если проявляет стремление к лидерству, не может координировать общие усилия, работать в команде, подчиняя лидерские амбиции целям групповой деятельности.
Повышенный уровень:
Критерии достижения повышенного уровня:
- по всем оцениваемым позициям получен 1 балл или более (то есть у учащегося нет ни одной оценки «0» ни по одной из позиций)
Ученик, достигший повышенного уровня:
- активно участвует во всех этапах проекта, не довольствуясь ролью ведомого,
- способен разумно организовывать не только собственные действия, но и работу группы в целом.
- слышит и учитывает позиции других участников группы
- может работать в команде на вторых ролях, подчиняться решению группы в интересах дела.
Ниже базового уровня:
Учащийся, не достигший базового уровня:
- участвует в отдельных этапах проекта
- прислушивается к мнению других участников группы
- но не берет на себя инициативу, ответственность за результат групповой работы
- ограничивается исполнительскими функциями, причем, зачастую не согласуясь с общим планом, не контролируя соответствие своих действий договоренностям в группе
- испытывает значительные трудности при взаимодействии с другими участниками и публичном выступлении