kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школах все чаще встречаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Эта проблема становится все более актуальной. Данный материал предлагает учителям ознакомится с причинами данного нарушения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.»

ПРИЧИНЫ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.

Ежегодно учителя 1-х классов с тревогой замечают одного-двух необычных учеников, о которых говорят, что теперь никому житья не будет: ни ученикам, ни педагогам. Такой ребенок суетливый, в постоянном движении - не знает, куда деть руки, то и дело отвлекает соседа по парте, старается привлечь к себе внимание мальчиков и девочек, сидящих сзади и впереди него. Такие дети вскакивают среди урока, ходят по классу, залазят под парту, выкрикивают среди урока.

Все чаще современных детей характеризуют как крайне непоседливых и беспокойных, и таких «невоспитанных» становится все больше. Многолетние наблюдения и исследования педагогов, психологов доказали, что здесь не нарушение, за которое морально отвечают дети или их родители. Это - «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (повышенная активность) – СДВГ.

Сегодня число обладателей такого диагноза, демонстрирующих трудное поведение, увеличивается. Правда, трудные дети рождались и в предыдущих поколениях, но гораздо реже и с менее выраженными отклонениями в поведении. Многолетние наблюдения показали, что если беременность и роды матери сопровождались кислородным голоданием мозга ребенка или были какие-то повреждающие факторы во время родов, то, естественно, его нервная система ослаблена, незрела, и такие нагрузки для него чрезмерны – вот вам и почва для развития СДВГ.

Во время беременности причиной СДВГ могут быть ранние токсикозы, различные заболевания матери, прием тех или иных лекарств, угроза выкидыша, многоводие, маловодие, слабое шевеление плода. Некоторые ученые считают, что появление синдрома связано с интоксикацией беременной женщины свинцом, диоксидами. Все это может привести к гипоксии (кислородному голоданию) мозга плода.

Немало опасностей ожидает женщину и во время родов. Это нарушение физиологического течения родов (быстрые роды), акушерское обезболивание, кесарево сечение, наложение щипцов, стимуляция родовой деятельности, родовая травма, асфиксия (отсутствие дыхания) плода.

При всех перечисленных отклонениях мозг новорожденного не успевает приспособиться к влиянию внешней среды, и возникает биологический дисбаланс, происходит внутримозговое повреждение нервной ткани, формируется сенсомоторный дефицит (недостаточная зрелость чувствительных и двигательных структур мозга), который в дальнейшем опасен отставанием в формировании психических и двигательных навыков.

Результатом данных нарушений является также нейротрансмиссионый дисбаланс, т.е. нарушение обмена нейротрансмиттеров. Большую роль при этом нарушении играют генетические факторы, т.е. наследственная предрасположенность. Очень часто один из родителей в таких семьях или имеет данный синдром, или у него отмечались проблемы при обучении в школе, или имеются какие-то особенности поведения. Синдром передается в основном по мужской линии, гиперактивные дети чаще всего рождаются от отцов алкоголиков. Было доказано, что у потомства мужского пола таких отцов нарушен поведенческий контроль. Ученые отмечают, что при сочетании гиперактивности с агрессивностью резко возрастает угроза алкоголизма. Сниженная способность концентрации внимания также может быть связана с чувствительностью к алкогольной зависимости. Не утихает и дискуссия о связи СДВГ с аллергиями и непереносимостью некоторых пищевых продуктов. Известно, что у некоторых маленьких пациентов наступает улучшение при соблюдении определенной диеты.

Если ребенок «проскакивает» период ползания, рано встает, то можно предположить, что у него в будущем возникнет синдром дефицита внимания. Все преждевременно завершенные процессы приносят вред ребенку. Нельзя забывать, что для развития ткани мозга необходимо время, чтобы сформировать нужные связи как между нервными клетками, так и между различными очень сложными структурами мозга. За чрезмерное стремление сделать из своего отпрыска вундеркинда слишком дорого придется платить. Грубое вмешательство в развитие ребенка скажется потом на его духовной и нервной организации, проявит себя в нарушении обмена веществ, предопределит, будет ли он по своему складу социален или асоциален.

Опираясь на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, ученые полагают, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно из-за работы медиаторов, отвечающих за переработку информации от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.

Согласно данных современных исследований, у 70% детей с дисгармоничным развитием имеет место ассиметрия лобных долей мозга, более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, то есть выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.

Например, известно, что кора лобных долей, управляющих импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Прежде всего выявляются нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. У них отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.

Анализ анамнеза, данные электроэнцефалографии и клиническая картина заболевания говорят о том, что за аномальным поведением скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, а также дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена. Нейротрансмиссионный дисбаланс – одна из важных причин СДВГ.

Нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Например, дофамин, содержащийся в лобных долях и некоторых других структурах мозга, улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении его уровня, что характерно для СДВГ, меняется поведение – дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, особенно это свойственно девочкам- подросткам. Они несговорчивы, взрывчаты, противоречивы. Что же касается их ровесников-мальчиков, то дефицит этого нейротрансмиттера способствует неразумному, нелогичному поведению. Нормализовать содержание дофамина помогают витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущение компенсации, наград. Если такого ребенка чаще хвалить, повышается уровень дофамина, у него возникает побуждение к действию.

На поведение ребенка заметно влияет дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли – еще его называют « гормоном счастья». При снижении уровня серотонина возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Для синтеза нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород. Нейрогормон норадреналин, который находится в коре и ряде других отделов головного мозга, принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Норадреналин контролирует проявления беспокойства, ярости, агрессии, т.е. его уровень заметно влияет на поведение. При нарушении обмена норадреналина необходимы витамины группы В (особенно В1 и В 6), цинк, магний, железо, витамин С. Кстати установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния отмечается практически у каждого человека.

Для хорошей работы мозга необходим ацетилхолин. При его недостатке отмечаются расторможенность, плохая память, неспособность к обучению, спутанность сознания. Ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключив из меню продукты, в которых встречаются вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, в частности рыбу и яйца. У детей со СДВГ обычно снижен в крови уровень многих минералов, наблюдается нехватка витаминов и микроэлементов. Самые необходимые нашим детям элементы – цинк, магний, витамины группы В. Весьма значимы для нормализации обмена веществ в организме такие вещества, как кальций, селен, фолиевая, аскорбиновая кислоты. У детей с СДВГ обычно выявляется и дефицит ненасыщенных жирных кислот, которые содержатся в жирных сортах рыбы, в льняном, соевом, подсолнечном масле, а также масле из зародышей пшеницы, миндале и авокадо. В послевоенные годы наши бабушки активно поили своих чад рыбьим жиром, во многом покрывая недостаток полезных веществ. Сейчас он продается в аптеках в удобной желатиновой оболочке, что скрывает не совсем приятный вкус.

Итак, наши дети должны употреблять в пищу то, что для них полезно и является их лекарством, отказавшись от вредных привычек, т.к. по иронии судьбы они отдают предпочтение не тому, чему следует, и едят то, что им нельзя. Им нравится все сладкое, шоколад, йогурты и сыры, где много всяких вредных добавок; едят злаковые завтраки, выпечку, пирожные; пьют искусственные соки с большим количеством сахара, различные коктейли с добавками, сладкие газированные напитки с множеством вредных веществ и т. д.

Инстинктивно они чувствуют, что сладкое - это самый легкий путь восполнить истощившуюся энергию. К сожалению, у них нарушено усвоение глюкозы, что проявляется такими явлениями, как неуклюжесть и неловкость. Те силы, которые человек получает из сахара, не что иное, как иллюзия, и выясняется это очень быстро, еще и после этого дети с СДВГ испытывают через пару часов чувство усталости, подавленности, раздражительности.

Очень вредны жевательная резинка, сладкие напитки, в которых много химических веществ, вредно воздействующих на надпочечники. Гибель нервных клеток вызывает глютамат натрия, содержащийся в бульонных кубиках, быстрорастворимой лапше и т.д.

В последнее время обычным явлением стало использование в готовых супах, чипсах, хлебе, сухом картофеле, кондитерских изделиях в качестве добавки кальция пропионата, который активно вымывает минералы и усиливает раздражительность детей. Вымывают из организма цинк и витамины В12 насыщенные жирные кислоты, которых много в жареной пище.

Почему так опасны токсические вещества, попадающие в организм ребенка? Дело в том, что гематоэнцефалический барьер, т.е. механизм, который не пропускает вредные вещества в мозг, формируется только после12 лет. Поэтому вполне возможен их «прорыв» в мозг и его отравление. Это происходит не в гигантских размерах, но вполне достаточно для того, чтобы способствовать развитию известных симптомов СДВГ.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Автор: Бей Елена Константиновна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Родительское собрание на тему: "Синдром дефицита внимания и гиперактивности" "
    ["seo_title"] => string(82) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-sindrom-diefitsita-vnimaniia-i-ghipieraktivnosti"
    ["file_id"] => string(6) "145723"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418982159"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Часть I»"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_dietiei_s_sindromom_diefitsita_vnimaniia_i_ghipieraktivnosti_chast_"
    ["file_id"] => string(6) "437276"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509995887"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(96) "orghanizatsiiarabotypiedaghoghapsikhologhasghipieraktivnymidietmistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "298758"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456400651"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: "Дислексия. Дар или проблема?" "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-dislieksiia-dar-ili-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "146254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419146021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства