Социально-психологическая служба МОУ гимназии № 22
Материал разработан
педагогом-психологом
МАОУ гимназии № 22
Богомоловой
Еленой Алексеевной
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
(для родительского собрания)
(слайд № 1)
(Слайд № 2) В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно.
Семилетний мальчик не может усидеть на месте, чем доводит до безумия учителей и родителей. Его непоседливость мешает закончить домашнее задание или выполнить поручение родителей.
Это типичный случай синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при котором понижается уровень концентрации внимания и патологически повышается отвлекаемость. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется гиперактивным поведением и неспособностью сконцентрировать внимание. Многие дети испытывают сложности с концентрацией внимания, но у некоторых это нарушение сопровождается повышенной активностью. Дети с СДВГ не могут усидеть на месте, они беспокойны и вертлявы, часто перебивают других, постоянно бегают и прыгают.
(Слайд № 3) По статистике, около 3-18% детей школьного возраста страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Приблизительно у 10%-50% синдром сохраняется и во взрослой жизни. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться у большинства детей сохраняются. Мальчики в три раза сильнее подвержены риску формирования СДВГ, чем девочки.
(Слайд № 4) Согласно международной классификации, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов.
не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
не слушает то, что ему говорят;
не в состоянии следовать инструкциям;
не может организовать игру или деятельность;
имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
часто теряет вещи;
часто и легко отвлекается;
бывает забывчив.
(Слайд № 5) Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов:
совершает суетливые движения руками и ногами;
часто вскакивает со своего места;
гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
не может играть в "тихие" игры;
всегда находится в движении;
очень много говорит.
(Слайд № 6) Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:
отвечает на вопрос, не выслушав его;
не может дождаться своей очереди;
вмешивается в разговоры и игры других.
(Слайд № 7) Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
синдром дефицита внимания без гиперактивности;
синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Причины возникновения органических нарушений.
(Слайд № 8) 1. Причины биологического характера:
инфекции матери во время беременности;
принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота;
Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
Угрозы выкидыша.
Хронические заболевания матери
Родовые осложнения
Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.
Органические поражения мозга.
Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции.
(Слайд № 9) 2. Семейные факторы.
(Слайд № 10) 3. Влияние окружающей среды
токсический фактор;
экология.
(Слайд № 11) 4. Неправильное питание.
консерванты,
ароматизаторы,
искусственные наполнители,
пищевые красители
Кофе, черный чай для детей младшего возраста вообще следует исключить. Известно, что в этих душистых напитках содержится кофеин – сильнодействующее вещество, которое активизирует возбудимость сосудодвигательных центров головного мозга. Кроме того, он опасен для работы сердца, так как приумножает силу и частоту сокращений сердечной мышцы. Содействует повышению артериального давления. Кофеин, заключающийся в кофе и черном чае, разрушает витамины группы В, уменьшает содержание железа, калия, кальция и цинка, то есть тех ингредиентов, без которых ребенок с синдромом гиперактивности попросту не может существовать. В кофе содержатся также смолы и кислоты, которые вредны для пищеварительного тракта.
дефицит определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот.
(Слайд № 12) 5. Генетическая предрасположенность.
(Слайд № 13) Как вести себя с таким ребенком?
(Слайд № 14) Первый и самый главный совет родителям гипердинамичных детей: не пытайтесь держать в себе все свои чувства.
(Слайд № 15) Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности.
Поступки гипердинамичного ребенка почти всегда ужасны, раздражающи и неуместны. К чему-то вы сумеете притерпеться с годами . Что-то так и останется нестерпимым (например, то, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботинках и, поминутно обещая: "Больше не буду", также поминутно нарушает свои клятвы).
Но личность ребенка - это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими внутриутробными поражениями головного мозга. Иногда за ними трудно разглядеть все остальное, но нужно, необходимо, просто-таки жизненно важно для вашего ребенка, которому и так достается гораздо больше окриков и нравоучений, чем обычным детям. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель
в начальной школе - постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же еще и отвлекает других. Вы должны видеть - личность.
Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость, общительность и контактность, щедрость и готовность поддержать любое начинание, легкость на подъем и неистощимый оптимизм - все это его и ваш актив.
(Слайд № 16) Обязательно предоставьте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической, моторной активности.
Гипердинамичные дети редко сразу находят "свою" секцию, они ведь вообще быстро ко всему остывают. Но здесь вы должны проявить настойчивость. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Гипердинамичный ребенок, как в воздухе, нуждается в структурированной физической активности. Иначе он и в десять лет будет так же бестолково носиться по двору, как носился в пять. Любые, даже самые незначительные успехи ребенка в спорте (или искусстве пантомимы) должны поощряться. Ведь его так часто ругают...
(Слайд № 17) До определенного момента и определенной степени будьте органом планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных вашим ребенком.
Это то, в чем он сам трагически слаб. Предвидеть, что будет, оценить, что потом, спланировать, как сделать, чтобы все получилось, - все это гипердинамичному ребенку в буквальном смысле органически недоступно. По крайней мере, до поры до времени. И вот здесь ему приходят на помощь родители. Именно они становятся на время как бы внутренним голосом ребенка, который ненавязчиво, в доступных ребенку выражениях, не развешивая ярлыков, предупреждает, советует, планирует, анализирует и оценивает результаты.
(Слайд № 18) Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если по сути вы и согласны с ней.
Вы, родители, его единственный оплот и защита. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за проявлениями синдрома симпатичную, по-своему страдающую личность. Пока ребенок будет знать, что кто-то видит в нем не только безнадежного шалуна и "ребенка-катастрофу", кто-то надеется и верит в возможность позитивных перемен, до той поры у него самого сохраняется стимул к самообузданию и самовоспитанию.
(Слайд № 19) Старайтесь побольше говорить ему о чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в книгах.
Сам ребенок может не заинтересоваться этим и даже не заметить возможности "заглубиться" в происходящее. Это вам тоже придется сделать за него. Потом он привыкнет, и у него проявится возможность пользоваться для анализа ситуации заложенными вами алгоритмами.
(Слайд № 20) Рекомендуемые сайты для родителей детей с СДВГ
http://www.effecton.ru/
http://adhd-kids.narod.ru/
http://adalin.mospsy.ru/
http://www.happy-kids.ru/
- подготовка к школе
(Слайд № 21) Рекомендуемая литература для родителей и учителей.