Подпрограмма «Одаренные дети» направлена на развитие системы поддержки талантливых детей и будет осуществляться через разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России…осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подпрограмма "Одаренные дети"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ГОРОДА ВОТКИНСКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
решением Педагогического приказом директора Школы
совета Школы от 02.02.2015 года №14/1-ос
протокол № 4 от 27.01.2015 года директор
______________И.Ю.Глазырина
Подпрограмма
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
на 2015-2022 г. г.
Автор программы:
Т.В.Пухарева
заместитель директора по научной
работе МБОУ СОШ №1
Воткинск, 2015г
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПОДПРОГРАММЫ………..….3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………….…………….……4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ …………………………………………….7-8
НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………….. 9
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ..………………..10
СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ.…………………………………………….11-15
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ……………………………………………...16
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………17
ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДПРОГРАММЫ………………………………………………17
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..18-19
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПОДПРОГРАММЫ
1.
Полное название подпрограммы
Подпрограмма «Одаренные дети» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Воткинска Удмуртской Республики.
2.
Цель подпрограммы
Развитие творческого потенциала школьников, поддержка талантливых детей.
3.
Задачи подпрограммы
1. Выявить наиболее одаренных учащихся в разных областях науки.
2.Развивать творческие способности учащихся.
3.Включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4.Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
5.Повышать уровень знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
6.Организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
7.Совершенствовать научно-методическую деятельность педагогического коллектива , направленного на разработку, апробацию и внедрение педагогических средств необходимых для личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса в школе, содействующей сохранению и укреплению здоровья всех участников процесса образования, методик, программ, технологий, отдельных педагогических приемов, нетрадиционных уроков и других научно-методических разработок, необходимых для достижения положительного результата в работе с одаренными, талантливыми детьми.
8. Создать условия для оптимального развития детей.
9. Обеспечить самореализацию личности, через систему дополнительного образования.
10. Увеличить рост количества учащихся, занимающихся научно-практической деятельностью.
11. Увеличить рост количества учащихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсах, соревнованиях разного уровня.
12. Повышать ИКТ-компетентность учащихся.
4.
Краткое содержание проекта
Реализация проекта «Одаренные дети», является частью программы развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Воткинска Удмуртской Республики. Программа включает следующие направления:
Выявление разных видов одаренностей школьников на всех ступенях обучения через организацию системной работы разных звеньев образовательного процесса: классного руководителя, учителей - предметников, Научного общества учащихся «Эврика», психолога и др.;
Создание открытой базы данных талантливых детей;
Индивидуально-личностное развитие как одна из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций;
Создание системы стимулирования и поощрения талантливых детей;
Система поощрения преподавателей, работающих с обучающимися, показывающими высокий уровень компетентности;
Организация работы по повышению уровня компетентности преподавателей по работе с одаренными детьми;
Популяризация достижений одаренных детей;
Ежегодное проведение мониторинга среди обучающихся;
Создание комфортных психологических условий (психологическая служба);
Обеспечение готовности и способности к реализации творческого потенциала в
духовной и предметно-продуктивной деятельности и непрерывности образования;
Организация социально-педагогического партнерства через выстраивание системы педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ;
Необходимость мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетенции и способностей (из Послания Президента Федеральному Собранию).
5.
Сроки реализации
2015 – 2022 г.г.
6.
Адресаты программы
Учащиеся 1 –11 классов, родители и педагоги
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подпрограмма «Одаренные дети» направлена на развитие системы поддержки талантливых детей и будет осуществляться через разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России…осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны…»
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире» (из Послания Президента Федеральному Собранию).
Направления работы по созданию разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей:
Выявление разных видов одаренностей школьников на всех ступенях обучения через организацию системной работы разных звеньев образовательного процесса: классного руководителя, учителей - предметников, Научного общества учащихся «Эврика», психолога и др.;
Создание открытой базы данных талантливых детей;
Индивидуально-личностное развитие как одна из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций;
Создание системы стимулирования и поощрения талантливых детей;
Система поощрения преподавателей, работающих с обучающимися, показывающими высокий уровень компетентности;
Организация работы по повышению уровня компетентности преподавателей по работе с одаренными детьми;
Популяризация достижений одаренных детей;
Ежегодное проведение мониторинга среди обучающихся;
Создание комфортных психологических условий (психологическая служба);
Обеспечение готовности и способности к реализации творческого потенциала в
духовной и предметно-продуктивной деятельности и непрерывности образования;
Организация социально-педагогического партнерства через выстраивание системы педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ;
Необходимость мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетенции и способностей (из Послания Президента Федеральному Собранию).
Реализация Подпрограммы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которые включают в себя повышение квалификации, работу с одаренными детьми.
Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей на трех уровнях школьного образования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Цель: Развитие творческого потенциала школьников, поддержка талантливых детей.
Задачи:
1. Выявить наиболее одаренных учащихся в разных областях науки.
2.Развивать творческие способности учащихся.
3.Включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4.Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
5.Повышать уровень знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
6.Организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
7.Совершенствовать научно-методическую деятельность педагогического коллектива , направленного на разработку, апробацию и внедрение педагогических средств необходимых для личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса в школе, содействующей сохранению и укреплению здоровья всех участников процесса образования, методик, программ, технологий, отдельных педагогических приемов, нетрадиционных уроков и других научно-методических разработок, необходимых для достижения положительного результата в работе с одаренными, талантливыми детьми.
8. Создать условия для оптимального развития детей.
9. Обеспечить самореализацию личности, через систему дополнительного образования.
10. Увеличить рост количества учащихся, занимающихся научно-практической деятельностью.
11. Увеличить рост количества учащихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсах, соревнованиях разного уровня.
12. Повышать ИКТ-компетентность учащихся.
Этапы и сроки реализации проекта:
I этап ( январь-август 2015)– информационно-ознакомительный или (проектировочный)
оценка состояния управляемого объекта. Выделение существующих проблем. Составление Подпрограммы.
разработка модели системы работы по выявлению, сопровождению и развитию творческой и инициативной доли учащихся;
диагностика в связи с запросами учащихся и родителей;
апробация ряда мероприятий по отдельным направлениям;
анализ деятельности научного общества учащихся «Эврика»;
создание нормативно – правовой базы;
анализ материально – технических, педагогических условий реализации Проекта.
II этап ( сентябрь 2015 – май 2022 год) – внедренческий или (основной)
укрепление материально-технической базы школы;
реализация ведущих направлений подпрограммы, осуществление программных мероприятий;
совершенствование организации образовательного процесса и реорганизация методической работы.
подготовка педагогических кадров в связи с информатизацией и модернизацией учебного процесса;
психолого-педагогическая поддержка и сопровождение участников региональных и всероссийских конкурсов;
создание базы данных «Одаренные дети»;
разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми;
накопление библиотечного фонда и электронных ресурсов по данному вопросу;
адаптация учебных программ факультативов и элективных курсов, кружков;
повышение квалификации педагогов посредством совещаний, семинаров, научно-практических конференций, фестивалей педагогических идей и др.
III этап ( июнь- август 2022 год)–аналитико-обобщающий (завершающий)
подведение итогов и анализ реализации подпрограммы. Обобщение опыта;
выявление проблем и перспектив дальнейшего развития, подготовка новой подпрограммы.
реализация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
расширение диапазона мероприятий всех уровней (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, конференции, проекты) и увеличение количества участников;
достижение преемственности в воспитании и обучении на всех этапах обучения;
создание банка исследовательских работ учащихся;
коррекция затруднений педагогов в реализации подпрограммы;
НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Настоящая основывается на:
Международной Конвенции о правах ребенка;
Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Законе РФ «О языках народов РФ»;
Законе УР «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики»;
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ 04 февраля 2010 г.;
Приоритетном национальном проекте «Образование»
Федеральной целевой программе развития образования
на 2011-2015 годы;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования);
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования;
Государственной программе «Информационное общество на 2011 - 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г.);
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Диагностика
Интеллектуальные
игры,конкурсы,
викторины
Предметные
недели
Индивидуальные
консультации
Всероссийская олимпиады школьников
Работа в творческих
группах
Летние профильные
отряды
Элективные курсы
Факультативные курсы
Предметные кружки
Портфолио ученика
Защита рефератов,
исследовательских
работ, проектов
Конференции
Учреждения дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИПОДПРОГРАММЫ
Деятельность научного общества учащихся (НОУ) МБОУ СОШ № 1 определяется современными тенденциями общественно-политического и социально-экономического развития страны, сформулированными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ 04 февраля 2010; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования).
Профессиональная деятельность педагогов основного и дополнительного образования, психологов, занимающихся с детьми в научном обществе «Эврика», в целом направлена на повышение качества образования.
Приоритетами проекта являются:
обеспечение доступности, качества и эффективности образованияв свете современных идей модернизации школы;
формирование информационно-коммуникативного образовательного пространства, использование в образовательном процессе информационных технологий;
работа с одаренными детьми через интеграцию общего и дополнительного образования;
развитие здоровьесберегающего потенциала педагогической среды;
воспитание гражданских, нравственных качеств современной молодежи.
Работа в научном обществе идет по трем направлениям:
Выявление творческих и инициативных школьников.
Индивидуальная работа с одаренными детьми.
Формирование проектно-исследовательской деятельности.
Особо творческие и инициативные учащиеся привлекаются к участию в различных конкурсах и конференциях, позволяющих выходить на региональный и всеросийский уровень.
НОУ « Эврика» является неотъемлемой частью школьной жизни и вносит большой вклад в образовательный процесс.
В дальнейших планах работы общества является включение все большего количества учащихся, в том числе школьников младшей школы, осваивающих навыки исследовательской работы.
Мероприятия по реализации подпрограммы «Одаренные дети»
на 2015-2022 годы.
Направление
Мероприятие
Ответственный
Сроки
Результат
1.Организационныемероприятия
Изучение нормативно-правовой базы по данному вопросу
Зам.директора НМР
постоянно
Реализация Подпрограммы«Одаренные дети»
Вовлечение обучающихся в школьные олимпиады, смотры, конкурсы, научные общества и конференции.
Члены НМС,
Учителя –предметники,
Зам.директора
постоянно
Удельный вес численности обучающихся- вовлеченных в данные мероприятия.
Удельный вес победителей и призеров.
Организация попечительского совета школы
директор
По потребности
Материальная
поддержка и сопровождение участников региональных и всероссийских конкурсов.
Организация мероприятий по предметам
Члены НМС
В начале каждого учебного
года
Рост количества участников городских и школьных олимпиад.
Удельный вес победителей и призеров
Организация летних профильных отрядов
Зам.директора УВР
ежегодно
Увеличение количества исследовательских работ
Накопление библиотечного фонда и электронных ресурсов
Зам.директора НМР, библиотекарь
постоянно
Увеличение библиотечного фонда и электронных ресурсов
Организация работы научного общества учащихся.
Зам.директора НМР
ежегодно
Удельный вес численности обучающихся- вовлеченных в данные мероприятия.
Увеличение количества исследовательских работ
Организация и проведение школьной научно-практической конференции «Сохраним мир потомкам»
Зам.директора НМР
ежегодно
Удельный вес численности обучающихся- вовлеченных в данные мероприятия.
Увеличение количества исследовательских работ
Подготовка и проведение ежегодного традиционного конкурса «Честь и достоинство школы».
Заместители директора
ежегодно
Удельный вес численности обучающихся- вовлеченных в данные мероприятия.
2. Информационные мероприятия
Обеспечение функционирования образовательной информационной сети
Зам.директора по ИКТ
постоянно
Доступ к образовательным ресурсам Интернет.
Организация анкетирования и проведение информационных круглых столов для учащихся и родителей
Зам.директора по ИКТ
По потребности
Выявление запросов учащихся
Ознакомление родителей и общественности через сайт школы с основными направлениями и содержанием программы
Зам.директора по ИКТ
По потребности
Информированность родителей и общественности
3.Кадровые мероприятия
Обучение и переподготовка кадров, работающих с творческими и инициативными учениками
Зам.директора НМР
постоянно
Повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Организация семинаров для учителей по организации системной работы с одаренными детьми
Зам.директора НМР
постоянно
Повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Формирование современного имиджа педагога через профессиональные конкурсы
Зам.директора НМР, УВР
постоянно
Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства
4.Научно-методические мероприятия
Создание целостной, регулярно функционирующей системы работы по выявлению и сопровождению одаренных школьников
Зам.директора НМР, УВР
постоянно
Увеличение количества участников конкурсов, лауреатов и призеров различных мероприятий.
Воспитание интеллектуально развитой молодежи.
Подготовка учащихся для участия и их участие в школьных, муниципальных, региональных, российских и международных конкурсах и олимпиадах (индивидуальные занятия и консультации).
Зам.директора НМР, УВР, члены НМС, учителя-предметники
постоянно
Стабильно-высокие результаты участия
Проведение занятий и заседаний НОУ «Эврика»
Зам.директора НМР
постоянно
Удельный вес численности обучающихся- вовлеченных в данные мероприятия.
Увеличение количества исследовательских работ
Регулярно расширяемый диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей
Зам.директора НМР, УВР, члены НМС, учителя-предметники
постоянно
Удельный вес участия в региональных и всероссийских конкурсах.
Тьютерство
Зам.директора НМР, УВР, члены НМС, учителя-предметники
постоянно
Вовлечение школьников в разнообразные виды творческой деятельности Увеличение количества учащихся по данному направлению
Формирование устойчивой мотивации к обучению
члены НМС, учителя-предметники
постоянно
Повышение качества знаний
Создание банка данных «Одаренные дети»
Зам.директора НМР, УВР, члены НМС
постоянно
Банк данных
«Одаренные дети»
Создание банка
исследовательских работ учащихся
Зам.директора НМР, УВР,
постоянно
Банк
исследовательских работ учащихся.
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение участников региональных и всероссийских конкурсов
Зам.директора НМР, УВР, члены НМС, учителя-предметники, педагог-психолог
постоянно
Увеличение количества участников
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми
Зам.директора НМР, УВР
постоянно
Банк методических рекомендаций
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
№ п/п
Задачи реализации Программы
Целевые показатели и индикаторы
Текущее значение
(2015 год)
Целевое значение (2022 год)
1.1.
Вовлечение учащихся в научно-практическую и проектную деятельность
Рост количества школьников, работающих в научном обществе учащихся
5%
15%
Увеличение количества исследовательских работ
Положительная
динамика
Возрастание показателя включенности педагогов ОУ в инновационные процессы модернизации образования.
1.2.
Вовлечение обучающихся в школьные, муниципальные олимпиады, смотры, конкурсы, научные общества и конференции различного уровня.
Удельный вес численности обучающихся- вовлеченных в данные мероприятия.
40%
60%
Удельный вес победителей и призеров.
5%
15%
Удельный вес участия в региональных и всероссийских конкурсах.
Положительная
динамика
1.3.
Повышение ИКТ-компетентности учащихся
Рост количества учащихся, участвующий в дистанционных олимпиадах, интернет-проектах, конкурсах
Положительная
динамика
1.4.
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
Рост численности школьников, получающих качественные услуги дополнительного образования
35%
70%
1.5.
Создание системы дополнительного образования
Увеличение количества учащихся, охваченных подпрограммами:
«Одаренные дети»
«Здоровая школа- в здоровье каждого»
«Национально- региональный компонент в учебно-воспитательном процессе »
Положительная динамика
1.6.
Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования
Возрастание степени удовлетворенности педагогическим образованием со стороны родителей и учащихся
Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки.
Развитие творческих способностей учащихся.
Включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
Совершенствование умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
Повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Совершенствование научно-методической деятельности педагогического коллектива , направленного на разработку, апробацию и внедрение педагогических средств необходимых для личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса в школе, содействующей сохранению и укреплению здоровья всех участников процесса образования, методик, программ, технологий, отдельных педагогических приемов, нетрадиционных уроков и других научно-методических разработок, необходимых для достижения положительного результата в работе с одаренными, талантливыми детьми.
Создание условий для оптимального развития детей.
Обеспечение самореализации личности, через систему дополнительного образования.
Увеличение роста количества учащихся, занимающихся научно-практической деятельностью.
Увеличение роста количества учащихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсах, соревнованиях разного уровня.
Повышение ИКТ-компетентности учащихся.
Удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам.
ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДПРОГРАММЫ
№ п/п
Приоритетные направления
2015-2016 гг.
2016-2017гг.
2017-2018гг.
2018-2019гг.
2019-2020 гг.
2020-2021
гг.
2021-2022 гг.
2015-2022 годы
всего
Повышение квалификации учителей на курсах ПК
200000
200000
200000
200000
200000
200000
200000
140 т.р.
Приобретение электронных учебников и пособий
5000
5000
5000
5000
5000
5000
5000
30 т.р.
Расходы на организацию
Участия школьников в мероприятиях
2000
2000
2000
2000
2000
2000
2000
14т.р.
ИТОГО:
27 т.р.
27 т.р.
27 т.р.
27 т.р.
27 т.р.
27 т.р.
27 т.р.
184тр
ЛИТЕРАТУРА
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003. – 336с.
Белоусова А.К. Развивающая образовательная среда для одарённых детей. Учебно-методическое пособие. - Ростов- на-Дону, 2009. – 70с.
Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленска. - Москва: Прогресс, 1997.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
Добродеев, П. К. Одаренность в историческом процессе / П. К. Добродеев. - Санкт-Петербург: Букинист, 2004. - 156с.
Доровской, А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровской. - Москва: Российское педагогическое агентство, 2003.
Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие/ Н. С. Лейтес. - Москва: Академия, 2000.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Методическое пособие. – Дубна, 2006. – 112с.
Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение развитие // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-43.
Панова И.Е. Педагогические условия организации самообразования родителей одаренных детей: дис. . канд. пед. наук. - Ставрополь, 2000. 191 с.
Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Т. М. Марютина [ и др.]; под общ. ред. Н. С. Лейтеса. - 2-е изд. - Москва: Академия, 2000.
Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова - М., 2003.
Ратнер Ф.Л. Система выявления, отбора и поддержки одаренных за рубежом. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 57с.
Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - Москва: Академия, 2000.
Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. Пособие / - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 120с.
Форд Д.Ю., Грентем Т.К. Поддержка доступа к программам для одаренных учащихся различного этноса: от дефицита до динамического размышления // Психология обучения. 2005. №4. С.23.
Хышов Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе концепций одаренности // Одаренный ребенок. 2008. - № 1. - С. 42-46.
Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.
Яковлева Г.В., Кондакова О.Н. Условия развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2012. №3. С.270-273.
Интернет-ресурсы
Аксенова А.Э. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом Электронный ресурс. / А.Э.Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. - 15 января. - URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9htm/
Белова Е.С., Щебланова Е.И. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. №2(16). С.12. URL: http://psystudy.ru
. Дымарская О.Я., Мойсов В.В., Базина О.А., Новикова Е.М. Одаренные дети: факторы профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2012. №3. С.10-20. URL:www.psyedu.ru
Как повысить эмоциональный интеллект ребенка [Электронный ресурс]. 2010. - Режим доступа: http://font-clima.com/?p=715. - Дата доступа 15. 10.2010.
Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №1. С. 635-644. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues.html
Лыкова И.А., Вахабова Ф.Н., Ачилова Н.Г. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании // Педагогика искусства. – 20011. №2. http:// www.art-education.ru/AE-magazine
Что такое IQ и стоит ли его измерять? [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.pmoney.ru/txt.asp?cp=1&sec=203&id=331058&pg=1&cmn=on. -Дата доступа: 20.10.2010.
Электронная энциклопедия Wikipedia // [Electronic resource]. - Mode of access: http://ru.wikipedia.org/