kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система воспитательной работы станции юных техников города Ханты-Мансийска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная система на СЮТ предоставляет возможность каждому педагогу самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.

В условиях модернизации образования воспитательная работа в коллективе проводится  по программе   «Воспитательная система учащихся», которая включает подпрограммы «Досуг», «Патриот», «Одаренные дети», «Каникулы»,  по учебно-воспитательному плану на  учебный год и  планам педагогов.

Программа охватывает содержание и формы работы в разных объединениях, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль системы воспитания станции юных техников. Работа по программе может сделать более интересной жизнь и детей, и педагогов.

            Дополнительное образование предполагает, прежде всего, работу с разновозрастными группами  учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят разного возраста и направлений деятельности. Работа в объединениях имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы,  экскурсии, трудовые акции, праздники, соревнования, выставки, показательные выступления). Организатором этой многообразной работы является педагоги ДО и педагог - организатор досуговой деятельности станции юных техников.Воспитательная система на СЮТ предоставляет возможность каждому педагогу самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система воспитательной работы станции юных техников города Ханты-Мансийска »

Тамара Григорьевна Захарова

Система воспитательной работы станции юных техников

города Ханты-Мансийска


Ханты - Мансийская станция юных техников является одной из старейших станций в Тюменской области. Первое упоминание о ней найдено в архивных документах 1936 года, на заседании президиума Остяко-Вогульского поселкового совета постановили: организовать детскую техническую станцию, с целью вовлечения детей во внешкольную работу, привития им любви и творческих навыков в области техники.

Сегодня станция юных техников функционирует как многопрофильное учреждение дополнительного образования детей Высшей категории, где осуществляется целенаправленный процесс воспитания и развития личности. Учреждение продолжает решать одну из главных проблем общества – творческое развитие подрастающего поколения, умело сохраняя традиции и отвечая на новые запросы современного поколения в реалиях социально-экономического развития общества.

Проблемы воспитания, творческого развития, гражданского становления юного поколения в последние годы вновь остро обсуждаются в российском обществе: на уровне законодательной и исполнительной власти, среди ученых и специалистов в педагогическом сообществе, общественных организациях, семье.

В современных условиях развития социальной сферы возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, которые являются основной частью системы образования и одним из образовательно-воспитательных институтов социума.

Организация воспитания на основе принципов гуманизма, сформулированных в Законе РФ "Об образовании», предоставила возможность каждому образовательному учреждению самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.

Понятие «воспитательный процесс» объёмно, многогранно и практически безгранично. Оно включает в себя всё: воспитательную функцию занятий, внеурочную жизнь коллектива, общение с педагогами, общение детей друг с другом, целенаправленную воспитательную деятельность, которую мы привычно называем воспитательной работой и во многом замыкаем на педагоге.


Воспитательная система на СЮТ предоставляет возможность каждому педагогу самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.

В условиях модернизации образования воспитательная работа в коллективе проводится по программе «Воспитательная система учащихся», которая включает подпрограммы «Досуг», «Патриот», «Одаренные дети», «Каникулы», по учебно-воспитательному плану на учебный год и планам педагогов.

Программа охватывает содержание и формы работы в разных объединениях, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль системы воспитания станции юных техников. Работа по программе может сделать более интересной жизнь и детей, и педагогов.

Дополнительное образование предполагает, прежде всего, работу с разновозрастными группами учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят разного возраста и направлений деятельности. Работа в объединениях имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы, экскурсии, трудовые акции, праздники, соревнования, выставки, показательные выступления). Организатором этой многообразной работы является педагоги ДО и педагог - организатор досуговой деятельности станции юных техников.

Цели программы:

  • Создание оптимальных условий для формирования духовной, нравственной культуры детей их творческого развития и профессионального самоопределения учащихся.

  • Постановка личности ребенка в центр воспитательных отношений.

Приоритетные направления воспитательной деятельности СЮТ – ориентированы на развитие таких личностных качеств воспитанников, как трудолюбие, ответственность,

инициативность, творчество, культура общения на уровне деловых и межличностных отношений, стремление к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

Для реализации Программы " Воспитательная система учащихся станции юных техников»" используются различные формы и методы работы.

Воспитательная работа ведется по направлениям:

  • Профилактическая работа по вопросам безнадзорности и правонарушения детей т.е.

( работа с детьми «группы риска»).

  • Работа с одарёнными детьми

  • Работа Клуба выходного дня

  • Проведение традиционных мероприятий

  • Организация и проведение городских мероприятий

  • Организация каникулярного и летнего отдыха детей

  • Мероприятия по профилю объединения:

(воспитательная работа в объединениях, показательные выступления, участие в соревнованиях)

  • Тематические месячники.

  • Патриотическая работа.

  • Работа с родителями.

  • Развитие детского самоуправления.

  • Сквозные воспитательные программы: «Одаренные дети», «Семья», «Заслон»

Организация содержательного досуга на СЮТ осуществляется через усиление воспитывающего потенциала и разнообразия массовых и индивидуальных форм работы с детьми, в направлении профилактики асоциальных явлений в подростковой среде, через разнообразие видов образовательной и развивающей деятельности.

Подпрограмма «Досуг» позволяет культурно организовать свободное время воспитанников и способствует профилактике асоциального поведения, развивает навыки самоорганизации.

Она включает направления:

  • Работу Клуба выходного дня;

  • Воспитательную работу в объединениях;

  • Организацию каникулярного и летнего времени детей;

Цель – рациональная организация свободного времени детей, усиление педагогического влияния на детей и подростков в каникулярное и летнее время.


Организация педагогами досуга учащихся оказывает положительное влияние на все стороны их жизнедеятельности, приобщая детей к раскованному общению и участию в самых разнообразных видах деятельности.

Подпрограмма «Одарённые дети» способствует выявлению одаренных детей, развитию творческого потенциала, познавательных интересов ребенка, обеспечивает условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Подпрограмма «Каникулы» характеризует включенность детей и подростков в разные виды деятельности: учебно-тренировочный, спортивно-технический, трудовой, военно-прикладной, досуговой, с учётом индивидуальных способностей и интересов учащихся.

В каникулярный и летний период работает оздоровительно-профильный лагерь дневного пребывания «Юный техник». Цель, которого зажечь сердца и души детей, сделать лагерную смену кусочком ребячьего счастья и восторга; воспитание нравственных и творческих качеств личности.

Цель подпрограммы «Патриот»: формирование у подрастающего поколения готовность к реализации социальной роли человека – гражданина с высоким уровнем патриотического сознания и гражданского долга, возвышенного чувства верности своему отечеству.

Массовые мероприятия являются одним из основных видов деятельности учреждения, в которых принимает участие большинство детских объединений СЮТ. Все традиционные массовые мероприятия построены на нравственном воспитании:

  • День открытых дверей, Неделя Знаний (экскурсии, встречи со школьниками города).

  • Праздничные программы "Весенняя фантазия", «Мама первое слово», посвященные мамам, бабушкам.

  • Мастерская Деда Мороза

  • Новогодние шоу.

  • Конкурс «Юный паяльщик»

  • Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

  • Международный женский День 8 марта

  • "Космос – далекий и близкий" к Дню космонавтики.

  • Подведение итогов года. И другие мероприятия

  • Развлекательная программа "Осенины именины", Путешествие в страну "Именинию".

  • Лучший кружковец "года".

  • Проведение конкурсов, интеллектуальных КВН

Важное место в образовательном, воспитательном процессе занимают родители воспитанников. Они участвуют в выборе ребенком творческого объединения, поддерживают интерес к выбранному делу, ожидают успешности и вовлечение ребенка в досуговую деятельность при подготовке и проведении мероприятий.

Перечисленные приоритеты обеспечивают возможность развития эмоциональной, эстетической, нравственной сферы ребенка, формируют гуманитарную культуру и развивают творческие способности личности.

На станции проведено 56 мероприятий, в которых приняло участие более 4563 учащихся, экскурсиями охвачено более 1870 школьников.

Особое значение в воспитательной системе СЮТ имеет "выход" в открытое воспитательное пространство города.

Проведение городских мероприятий: праздников, соревнований, показательных выступлений для учащихся школ города относятся к необходимости разработки и апробации технологии построения дружественных общностей вокруг личности учащегося СЮТ, это непосредственное прикосновение к духовным традициям своего народа, родного края.:

Праздники, посвященные знаменательным датам: "День защиты детей" (реализация проекта «Играй, город»);

  • «День семьи»; «День города»; «День молодежи»; «День матери»,»День Победы».

  • Выставка учащихся младших классов "Мастер - золотые руки", выставка военной техники.

  • Праздник для детей младшего школьного возраста: «Едем, плаваем, летаем».

Городские конкурсы:

  • «Инфознайка»,

  • Фотоконкурс: «Югра в лицах», "Мир глазами детей", "Маленький город";

  • Конкурс - соревнование «Безопасное колесо», Слет отрядов ЮИД

  • Конкурс рисунков « Правила дорожного движения знай и соблюдай»;

Участие в выставках, проводимых другими ОУ

  • "Югорские россыпи"; "Весна священная".

Соревнования по спортивно-техническим видам спорта:

  • Автотрассовые соревнования;

  • Авиамодельные;

  • Ракетомодельные;

  • Спортивный картинг;

  • Соревнования по КВ-связи

Каждое мероприятие, проводимое СЮТ, имеет высокий воспитательный потенциал, свои цели и задачи, а также предполагаемые результаты.  

Воспитанники являются участниками не только городских массовых мероприятий, но и окружного, областного и федерального уровня. Расширение географии участия в интеллектуальных, творческих, социально-значимых мероприятиях, воспитанники приобретают компетентности в сфере социальных отношений, опыт соревнования, сотрудничества, победы и проигрыша, развивают аналитические, организаторские, рефлексивные способности.

Данное направление предполагается осваивать и дальше. Особенно перспективными представляются разнообразные Интернет - конкурсы, и др. формы дистанционного участия обучающихся в массовых мероприятиях разного уровня.

Отличительной стороной работы станции юных техников являются технические виды спорта, основанные на патриотическом воспитании учащихся.

В рамках патриотического воспитания коллектив педагогов и воспитанников принимают участие в месячнике оборонно-массовой и спортивной работы, участвуют в месячнике «Безопасность дорожного движения», проведено ряд мероприятий, посвящённых 69-ой годовщине Великой Победе, 77-летию со дня основания Ханты - Мансийской станции юных техников. Приняли участие в акциях: «Мы выбираем будущее», «Внимание, Дети!», «Спасти и сохранить».

Воспитательная деятельность станции напрямую связана с учреждениями и организациями г. Ханты-Мансийска и других регионов, которые оказывают помощь в организации и проведении мероприятий. Динамика развития сотрудничества напрямую зависит от удачно выбранных партнеров.

В течение года интеграционная работа была построена по проектной деятельности. Основной целью, которой является развитие творческого потенциала детей через активное включение их в различные виды деятельности по техническому творчеству.

Проекты: «Перекресток», «Выбор», «Город мастеров», «Минуты радости», «Играй, город», «Азбука безопасности», были реализованы на станции, для жителей города, а также в летнее время для пришкольных лагерей. Через реализацию проектов за учебный год было охвачено свыше 2290 учащихся школ города.

Расширение внешних интеграционных связей станции, позволило шире реализовать воспитательные идеи педагогического и детского коллектива СЮТ.

Все традиционные мероприятия, по отзывам участников популярны, необходимы, интересны и педагогически целесообразны.

Большой акцент в воспитательной работе педагоги Станции ставят на взаимодействие с семьями воспитанников. Семья и УДО дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. Сплотить детей и родителей, сделать их активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача педагогов дополнительного образования. 

Деятельность родителей и педагогов в воспитании ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом, приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, формированию ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно создать атмосферу взаимоподдержски и общности интересов.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной, творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.

Коллектив педагогов СЮТ участвуют в реализации проекта «Минуты радости», который направлен на совместную деятельность: ребенка - родителей и педагогов. Педагоги создают атмосферу взаимной заинтересованности в общем деле. Все совместные коллективные творческие дела развивают не только коммуникативные качества и творческий потенциал детей, расширяют кругозор, формируют нравственные ценности, но и способствуют сплочению семьи.
КТД занимают важное место в системе воспитания и надолго остаются в памяти и ребят и взрослых. Участие в коллективных творческих делах позволяет учащимся:

  • попробовать себя в многообразии ролей;

  • усвоить опыт коллективных отношений; 

  • приобрести навыки общения; 

  • овладеть способами постановки жизненно важных целей; 

  • определение маршрута своего развития;

  • создание благоприятной и дружеской атмосферы;

  • ребенок при достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов переживает внутреннее удовлетворение, радость, успех.

  Каждый педагог СЮТ определяет свою линию системы работы в объединении с родителями. При проведении массовых мероприятий, посвященных Дню защитника отечества, Дню 8 марта, Дню мам - организуются встречи, чаепитие, оформляются выставки работ воспитанников, родители видят успехи и достижения своих детей.
  Традицией стало участие родителей в выставке младших школьников «Мастер - золотые руки». Совместное изготовление повышает уровень качества изготовления поделок и поднимает педагогический потенциал семьи.  

В последнее десятилетие злоупотребление наркотическими и другими психотропными веществами превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу подрастающему поколению. Одним из возможных путей отвлечения от негативного влияния является участие ребёнка в деятельности станции юных техников.

На СЮТ проведено анкетирование учащихся о вредных привычках, позволившее выявить реальную ситуацию среди детей и дать рекомендации по антиалкогольной и антинаркотической профилактике воспитанникам и родителям.

Эффективным направлением в решении задачи по совершенствованию модели социально-педагогической поддержки семьи, детей и подростков является работа психолога Путина Е.Г., которая строится по 3 основным направлениям:

  • диагностические исследования;

  • групповые занятия;

  • информирование и просветительско - профилактическая работа.

В рамках информирования и профилактической работы с целью воспитания культуры здорового образа жизни воспитанники приняли участие в акции “Я выбираю жизнь”.

Проводятся индивидуальные и групповые профилактические беседы с детьми и подростками по формированию ответственного отношения к здоровью:

  • «Профилактика вредных привычек»;

  • «Правила личной гигиены»;

  • Демонстрация фильмов «Героиновый след», «Долгая смерть короткой жизни» по профилактике наркомании;

  • Профилактическая беседа: «Полезные привычки».


Реализация программы “Укроти свой гнев”, которая направлена на сплочение подростков, снятие межличностных и внутриличностных психологических барьеров, повышение уровня компетентности в общении, активизацию жизненных позиций подростков и развитие толерантности (способности поставить себя на место другого человека), снижение уровня агрессии и тревожности в кругу сверстников;

Организация и проведение психологических тренингов сплоченности, общения, раскрытия лидерских качеств, творческих способностей учащихся.

С целью повышения психологической культуры воспитанников, родителей, педагогов размещена стендовая информация «Памятки для родителей»:

  • «Памятка-совет родителям»;

  • «Памятка родителям от ребёнка»;

  • «Времени меньше, чем денег»;

  • «Как быть, если у ребёнка возник конфликт с учителем?»;

  • «Рекомендации родителям по организации дня ребёнка в своей семье»;

  • «Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребёнка».

Памятки по правам ребёнка:

  • «Ты и семья», «Ты и школа»», «Ты и труд»;

Буклеты:

  • «Памятка родителям от психолога»,

  • «10 заповедей для родителей»,

Информационные бюллетени:

  • «Помощь ребёнку в работе с учебником, книгой»,

  • «Приёмы эффективного запоминания учебного материала»,

  • Информация к дню отказа от курения, к дню борьбы со СПИДом.

Позитивная динамика по организации и проведению массовых мероприятий способствует самоопределению, самопознанию, самореализации актуальных потребностей и потенциальных способностей воспитанника, достижению им успеха.

По данным мониторинга ТГУ деятельность нашего учреждения прямо направлена на решение острых городских социально-педагогических, воспитательных проблем - борьбу с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков, профилактику и снижение криминализации и наркоманизации городской среды. В вечернее время на СЮТ работают клубы по интересам (Автомотолюбители, клуб «Радиоволна»).

Многообразие различных видов деятельности: творческой, трудовой, познавательной, досуговой, оздоравливающей, личностно и общественно значимой способствует всестороннему развитию детей.

Воспитательная работа с обучающимися осуществляется через создание системы самоуправления. На протяжении пяти лет активно работает Творческий актив юных техников (ТАЮТ), в который входят воспитанники разных объединений.

Самоуправление в учреждении осуществляется в целях укрепления коллектива, обеспечения участия каждого обучаемого в управлении деятельностью станции, развития общественной активности, организаторских и лидерских способностей, творческой самодеятельности обучающихся. 

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, ребенка требует постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог - обучающийся», «Обучающийся – родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. Ежегодное увеличение количества проводимых массовых мероприятий на станции ведет   к повышению профессионализма педагогов и интеграции общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Система воспитательной работы станции юных техников города Ханты-Мансийска

Автор: Захарова Тамара Григорьевна

Дата: 15.07.2014

Номер свидетельства: 110010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства