Система воспитательной работы станции юных техников города Ханты-Мансийска
Система воспитательной работы станции юных техников города Ханты-Мансийска
Воспитательная система на СЮТ предоставляет возможность каждому педагогу самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.
В условиях модернизации образования воспитательная работа в коллективе проводится по программе «Воспитательная система учащихся», которая включает подпрограммы «Досуг»,«Патриот», «Одаренные дети», «Каникулы», по учебно-воспитательному плану на учебный год и планам педагогов.
Программа охватывает содержание и формы работы в разных объединениях, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль системы воспитания станции юных техников. Работа по программе может сделать более интересной жизнь и детей, и педагогов.
Дополнительное образование предполагает, прежде всего, работу с разновозрастными группами учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят разного возраста и направлений деятельности. Работа в объединениях имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы, экскурсии, трудовые акции, праздники, соревнования, выставки, показательные выступления). Организатором этой многообразной работы является педагоги ДО и педагог - организатор досуговой деятельности станции юных техников.Воспитательная система на СЮТ предоставляет возможность каждому педагогу самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система воспитательной работы станции юных техников города Ханты-Мансийска »
Тамара Григорьевна Захарова
Система воспитательной работы станции юных техников
города Ханты-Мансийска
Ханты - Мансийская станция юных техников является одной из старейших станций в Тюменской области. Первое упоминание о ней найдено в архивных документах 1936 года, на заседании президиума Остяко-Вогульского поселкового совета постановили: организовать детскую техническую станцию, с целью вовлечения детей во внешкольную работу, привития им любви и творческих навыков в области техники.
Сегодня станция юных техников функционирует как многопрофильное учреждение дополнительного образования детей Высшей категории, где осуществляется целенаправленный процесс воспитания и развития личности. Учреждение продолжает решать одну из главных проблем общества – творческое развитие подрастающего поколения, умело сохраняя традиции и отвечая на новые запросы современного поколения в реалиях социально-экономического развития общества.
Проблемы воспитания, творческого развития, гражданского становления юного поколения в последние годы вновь остро обсуждаются в российском обществе: на уровне законодательной и исполнительной власти, среди ученых и специалистов в педагогическом сообществе, общественных организациях, семье.
В современных условиях развития социальной сферы возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, которые являются основной частью системы образования и одним из образовательно-воспитательных институтов социума.
Организация воспитания на основе принципов гуманизма, сформулированных в Законе РФ "Об образовании», предоставила возможность каждому образовательному учреждению самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.
Понятие «воспитательный процесс» объёмно, многогранно и практически безгранично. Оно включает в себя всё: воспитательную функцию занятий, внеурочную жизнь коллектива, общение с педагогами, общение детей друг с другом, целенаправленную воспитательную деятельность, которую мы привычно называем воспитательной работой и во многом замыкаем на педагоге.
Воспитательная система на СЮТ предоставляет возможность каждому педагогу самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.
В условиях модернизации образования воспитательная работа в коллективе проводится по программе «Воспитательная система учащихся», которая включает подпрограммы «Досуг»,«Патриот», «Одаренные дети», «Каникулы»,по учебно-воспитательному плану на учебный год и планам педагогов.
Программа охватывает содержание и формы работы в разных объединениях, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль системы воспитания станции юных техников. Работа по программе может сделать более интересной жизнь и детей, и педагогов.
Дополнительное образование предполагает, прежде всего, работу с разновозрастными группами учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят разного возраста и направлений деятельности. Работа в объединениях имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы, экскурсии, трудовые акции, праздники, соревнования, выставки, показательные выступления). Организатором этой многообразной работы является педагоги ДО и педагог - организатор досуговой деятельности станции юных техников.
Цели программы:
Создание оптимальных условий для формирования духовной, нравственной культуры детей их творческого развития и профессионального самоопределения учащихся.
Постановка личности ребенка в центр воспитательных отношений.
Приоритетные направления воспитательной деятельности СЮТ – ориентированы на развитие таких личностных качеств воспитанников, как трудолюбие, ответственность,
инициативность, творчество, культура общения на уровне деловых и межличностных отношений, стремление к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Для реализации Программы " Воспитательная система учащихся станции юных техников»" используются различные формы и методы работы.
Воспитательная работа ведется по направлениям:
Профилактическая работа по вопросам безнадзорности и правонарушения детей т.е.
( работа с детьми «группы риска»).
Работа с одарёнными детьми
Работа Клуба выходного дня
Проведение традиционных мероприятий
Организация и проведение городских мероприятий
Организация каникулярного и летнего отдыха детей
Мероприятия по профилю объединения:
(воспитательная работа в объединениях, показательные выступления, участие в соревнованиях)
Организация содержательного досуга на СЮТ осуществляется через усиление воспитывающего потенциала и разнообразия массовых и индивидуальных форм работы с детьми, в направлении профилактики асоциальных явлений в подростковой среде, через разнообразие видов образовательной и развивающей деятельности.
Подпрограмма «Досуг» позволяет культурно организовать свободное время воспитанников и способствует профилактике асоциального поведения, развивает навыки самоорганизации.
Она включает направления:
Работу Клуба выходного дня;
Воспитательную работу в объединениях;
Организацию каникулярного и летнего времени детей;
Цель – рациональная организация свободного времени детей, усиление педагогического влияния на детей и подростков в каникулярное и летнее время.
Организация педагогами досуга учащихся оказывает положительное влияние на все стороны их жизнедеятельности, приобщая детей к раскованному общению и участию в самых разнообразных видах деятельности.
Подпрограмма «Одарённые дети» способствует выявлению одаренных детей, развитию творческого потенциала, познавательных интересов ребенка, обеспечивает условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Подпрограмма «Каникулы» характеризует включенность детей и подростков в разные виды деятельности: учебно-тренировочный, спортивно-технический, трудовой, военно-прикладной, досуговой, с учётом индивидуальных способностей и интересов учащихся.
В каникулярный и летний период работает оздоровительно-профильный лагерь дневного пребывания «Юный техник». Цель, которого зажечь сердца и души детей, сделать лагерную смену кусочком ребячьего счастья и восторга; воспитание нравственных и творческих качеств личности.
Цель подпрограммы «Патриот»: формирование у подрастающего поколения готовность к реализации социальной роли человека – гражданина с высоким уровнем патриотического сознания и гражданского долга, возвышенного чувства верности своему отечеству.
Массовые мероприятия являются одним из основных видов деятельности учреждения, в которых принимает участие большинство детских объединений СЮТ. Все традиционные массовые мероприятия построены на нравственном воспитании:
День открытых дверей, Неделя Знаний (экскурсии, встречи со школьниками города).
Праздничные программы "Весенняя фантазия", «Мама первое слово», посвященные мамам, бабушкам.
Мастерская Деда Мороза
Новогодние шоу.
Конкурс «Юный паяльщик»
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
Международный женский День 8 марта
"Космос – далекий и близкий" к Дню космонавтики.
Подведение итогов года. И другие мероприятия
Развлекательная программа "Осенины именины", Путешествие в страну "Именинию".
Лучший кружковец "года".
Проведение конкурсов, интеллектуальных КВН
Важное место в образовательном, воспитательном процессе занимают родители воспитанников. Они участвуют в выборе ребенком творческого объединения, поддерживают интерес к выбранному делу, ожидают успешности и вовлечение ребенка в досуговую деятельность при подготовке и проведении мероприятий.
Перечисленные приоритеты обеспечивают возможность развития эмоциональной, эстетической, нравственной сферы ребенка, формируют гуманитарную культуру и развивают творческие способности личности.
На станции проведено 56 мероприятий, в которых приняло участие более 4563 учащихся, экскурсиями охвачено более 1870 школьников.
Особое значение в воспитательной системе СЮТ имеет "выход" в открытое воспитательное пространство города.
Проведение городских мероприятий: праздников, соревнований, показательных выступлений для учащихся школ города относятся к необходимости разработки и апробации технологии построения дружественных общностей вокруг личности учащегося СЮТ, это непосредственное прикосновение к духовным традициям своего народа, родного края.:
Праздники, посвященные знаменательным датам: "День защиты детей" (реализация проекта «Играй, город»);
Выставка учащихся младших классов "Мастер - золотые руки", выставка военной техники.
Праздник для детей младшего школьного возраста: «Едем, плаваем, летаем».
Городские конкурсы:
«Инфознайка»,
Фотоконкурс: «Югра в лицах», "Мир глазами детей", "Маленький город";
Конкурс - соревнование «Безопасное колесо», Слет отрядов ЮИД
Конкурс рисунков « Правила дорожного движения знай и соблюдай»;
Участие в выставках, проводимых другими ОУ
"Югорские россыпи"; "Весна священная".
Соревнования по спортивно-техническим видам спорта:
Автотрассовые соревнования;
Авиамодельные;
Ракетомодельные;
Спортивный картинг;
Соревнования по КВ-связи
Каждое мероприятие, проводимое СЮТ, имеет высокий воспитательный потенциал, свои цели и задачи, а также предполагаемые результаты.
Воспитанники являются участниками не только городских массовых мероприятий, но и окружного, областного и федерального уровня. Расширение географии участия в интеллектуальных, творческих, социально-значимых мероприятиях, воспитанники приобретают компетентности в сфере социальных отношений, опыт соревнования, сотрудничества, победы и проигрыша, развивают аналитические, организаторские, рефлексивные способности.
Данное направление предполагается осваивать и дальше. Особенно перспективными представляются разнообразные Интернет - конкурсы, и др. формы дистанционного участия обучающихся в массовых мероприятиях разного уровня.
Отличительной стороной работы станции юных техников являются технические виды спорта, основанные на патриотическом воспитании учащихся.
В рамках патриотического воспитания коллектив педагогов и воспитанников принимают участие в месячнике оборонно-массовой и спортивной работы, участвуют в месячнике «Безопасность дорожного движения», проведено ряд мероприятий, посвящённых 69-ой годовщине Великой Победе, 77-летию со дня основания Ханты - Мансийской станции юных техников. Приняли участие в акциях: «Мы выбираем будущее», «Внимание, Дети!», «Спасти и сохранить».
Воспитательная деятельность станции напрямую связана с учреждениями и организациями г. Ханты-Мансийска и других регионов, которые оказывают помощь в организации и проведении мероприятий. Динамика развития сотрудничества напрямую зависит от удачно выбранных партнеров.
В течение года интеграционная работа была построена по проектной деятельности. Основной целью, которой является развитие творческого потенциала детей через активное включение их в различные виды деятельности по техническому творчеству.
Проекты: «Перекресток», «Выбор», «Город мастеров», «Минуты радости», «Играй, город», «Азбука безопасности», были реализованы на станции, для жителей города, а также в летнее время для пришкольных лагерей. Через реализацию проектов за учебный год было охвачено свыше 2290 учащихся школ города.
Расширение внешних интеграционных связей станции, позволило шире реализовать воспитательные идеи педагогического и детского коллектива СЮТ.
Все традиционные мероприятия, по отзывам участников популярны, необходимы, интересны и педагогически целесообразны.
Большой акцент в воспитательной работе педагоги Станции ставят на взаимодействие с семьями воспитанников. Семья и УДО дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. Сплотить детей и родителей, сделать их активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача педагогов дополнительного образования.
Деятельность родителей и педагогов в воспитании ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом, приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, формированию ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно создать атмосферу взаимоподдержски и общности интересов.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной, творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.
Коллектив педагогов СЮТ участвуют в реализации проекта «Минуты радости», который направлен на совместную деятельность: ребенка - родителей и педагогов. Педагоги создают атмосферу взаимной заинтересованности в общем деле. Все совместные коллективные творческие дела развивают не только коммуникативные качества и творческий потенциал детей, расширяют кругозор, формируют нравственные ценности, но и способствуют сплочению семьи. КТД занимают важное место в системе воспитания и надолго остаются в памяти и ребят и взрослых. Участие в коллективных творческих делах позволяет учащимся:
попробовать себя в многообразии ролей;
усвоить опыт коллективных отношений;
приобрести навыки общения;
овладеть способами постановки жизненно важных целей;
определение маршрута своего развития;
создание благоприятной и дружеской атмосферы;
ребенок при достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов переживает внутреннее удовлетворение, радость, успех.
Каждый педагог СЮТ определяет свою линию системы работы в объединении с родителями. При проведении массовых мероприятий, посвященных Дню защитника отечества, Дню 8 марта, Дню мам - организуются встречи, чаепитие, оформляются выставки работ воспитанников, родители видят успехи и достижения своих детей. Традицией стало участие родителей в выставке младших школьников «Мастер - золотые руки». Совместное изготовление повышает уровень качества изготовления поделок и поднимает педагогический потенциал семьи.
В последнее десятилетие злоупотребление наркотическими и другими психотропными веществами превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу подрастающему поколению. Одним из возможных путей отвлечения от негативного влияния является участие ребёнка в деятельности станции юных техников.
На СЮТ проведено анкетирование учащихся о вредных привычках, позволившее выявить реальную ситуацию среди детей и дать рекомендации по антиалкогольной и антинаркотической профилактике воспитанникам и родителям.
Эффективным направлением в решении задачи по совершенствованию модели социально-педагогической поддержки семьи, детей и подростков является работа психолога Путина Е.Г., которая строится по 3 основным направлениям:
диагностические исследования;
групповые занятия;
информирование и просветительско - профилактическая работа.
В рамках информирования и профилактической работы с целью воспитания культуры здорового образа жизни воспитанники приняли участие в акции “Я выбираю жизнь”.
Проводятся индивидуальные и групповые профилактические беседы с детьми и подростками по формированию ответственного отношения к здоровью:
«Профилактика вредных привычек»;
«Правила личной гигиены»;
Демонстрация фильмов «Героиновый след», «Долгая смерть короткой жизни» по профилактике наркомании;
Профилактическая беседа: «Полезные привычки».
Реализация программы “Укроти свой гнев”, которая направлена на сплочение подростков, снятие межличностных и внутриличностных психологических барьеров, повышение уровня компетентности в общении, активизацию жизненных позиций подростков и развитие толерантности (способности поставить себя на место другого человека), снижение уровня агрессии и тревожности в кругу сверстников;
Организация и проведение психологических тренингов сплоченности, общения, раскрытия лидерских качеств, творческих способностей учащихся.
С целью повышения психологической культуры воспитанников, родителей, педагогов размещена стендовая информация «Памятки для родителей»:
«Памятка-совет родителям»;
«Памятка родителям от ребёнка»;
«Времени меньше, чем денег»;
«Как быть, если у ребёнка возник конфликт с учителем?»;
«Рекомендации родителям по организации дня ребёнка в своей семье»;
«Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребёнка».
Памятки по правам ребёнка:
«Ты и семья», «Ты и школа»», «Ты и труд»;
Буклеты:
«Памятка родителям от психолога»,
«10 заповедей для родителей»,
Информационные бюллетени:
«Помощь ребёнку в работе с учебником, книгой»,
«Приёмы эффективного запоминания учебного материала»,
Информация к дню отказа от курения, к дню борьбы со СПИДом.
Позитивная динамика по организации и проведению массовых мероприятий способствует самоопределению, самопознанию, самореализации актуальных потребностей и потенциальных способностей воспитанника, достижению им успеха.
По данным мониторинга ТГУ деятельность нашего учреждения прямо направлена на решение острых городских социально-педагогических, воспитательных проблем - борьбу с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков, профилактику и снижение криминализации и наркоманизации городской среды. В вечернее время на СЮТ работают клубы по интересам (Автомотолюбители, клуб «Радиоволна»).
Многообразие различных видов деятельности: творческой, трудовой, познавательной, досуговой, оздоравливающей, личностно и общественно значимой способствует всестороннему развитию детей.
Воспитательная работа с обучающимися осуществляется через создание системы самоуправления. На протяжении пяти лет активно работает Творческий актив юных техников (ТАЮТ), в который входят воспитанники разных объединений.
Самоуправление в учреждении осуществляется в целях укрепления коллектива, обеспечения участия каждого обучаемого в управлении деятельностью станции, развития общественной активности, организаторских и лидерских способностей, творческой самодеятельности обучающихся.
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, ребенка требует постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог - обучающийся», «Обучающийся – родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. Ежегодное увеличение количества проводимых массовых мероприятий на станции ведет к повышению профессионализма педагогов и интеграции общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.