3. воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к родителям
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет урок развития речи. А именно, мы уделим внимание тому, как создать сочинение по прочитанному тексту, на что необходимо обратить особое внимание, какие вопросы обязательно осветить и как это наиболее удачно сделать. Результатом работы станет сочинение (это будет ваше домашнее задание).
На следующий год вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Давайте вспомним, как сформулировано задание третьей части (часть С):
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйтеи прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов».
На основании формулировки задания и критериев оценивания скажите, какие аспекты в содержании вашего сочинения должны обязательно найти отражение?
1. Формулировка проблемы
2. Комментарий к проблеме
3. Позиция автора
4. Аргументация собственного мнения.
Таким образом, из скольких частей (как минимум) должна состоять ваша работа? (из 4) Не забывайте разделять текст на абзацы, так как это учитывается при оценивании.
Прежде чем начать писать сочинение, нужно внимательно ознакомиться с текстом, вдумчиво прочитать его, вникнуть в содержание.
У вас на столах есть текст – отрывок из рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». Давайте его прочитаем (читает учитель):
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)
А теперь давайте поработаем над содержанием и остановимся на тех фактах, которые обязательно должны найти отражение в вашем сочинении, соберём рабочий материал.
Для работы приготовьте черновики, в них вы будете записывать то, что может понадобиться во время написания сочинения, собирать словарный материал. У вас на столах есть справочный материал, который пригодится вам в процессе работы на уроке, по мере необходимости вы можете обращаться к нему
Первое, что нужно сделать, работая над сочинением, определить проблему текста.
- Что такое проблема текста?
Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения.
- Что значит сформулировать проблему текста?
Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.
В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Тогда речь идёт о проблематике текста.
Среди проблем выделяются общие и частные. Например, общая проблема – проблема взаимоотношений человека и природы; частные – проблема сохранения природных богатств, проблема защиты природы.
- Определите общую проблему текста (проблема взаимоотношений между людьми).
- Какие частные проблемы она в себя включает? (проблема милосердия и сострадания, проблема уважения к старшим, проблема отношений между родителями и детьми)
Среди нескольких выявленных проблем одна будет ведущей. Это та, которой автор уделяет наибольшее внимание, над каким вопросом больше всего размышляет.
- Какая из определённых проблем, на ваш взгляд, будет ведущей? (проблема отношений между родителями и детьми)
Для того чтобы включить название проблемы в речь, можно использовать некоторые конструкции, найдите их в справочном материале:
В тексте раскрывается проблема...
Проблема ... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...
В своей статье автор поднимает проблему...
Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...
На первый взгляд проблема … кажется (банальной, узкой, частной, старой, незначительной).
Актуальность текста обусловлена тем, что в нём поднимается проблема…
- Составьте и запишите предложение, включив название проблемы. Зачитываем несколько вариантов.
Как мы уже отметили, чаще всего начало сочинения связано с проблематикой исходного текста, но всё-таки начинать сочинение с предложенных конструкций нежелательно. Для этого можно использовать различные формы вступления, которые представлены в таблице
- Какие варианты вступления возможны? (перечислить)
- Предложите различные варианты вступления к прочитанному тексту.(3,4,5 предложений) Зачитываем несколько вариантов.
Следующая задача, которую мы должны решить, - прокомментировать проблему. Что это значит?
Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы.
Помогут прокомментировать проблему следующие вопросы:
1.К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная, политическая, идеологическая, межнациональная, морально-этическая и т.п.)
2.По возможности коснись истории вопроса. (Давно ли возникла проблема, связано ли её появление с какими-то историческими фактами, эпохой, кто из известных людей обращался к этой проблеме?)
3.Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Найдите в справочном материале конструкции, которые помогут дать оценку выявленной проблеме:
Проблема, рассматриваемая автором, может быть
• Общественно значимой
• Злободневной
• Животрепещущей
• Актуальной
• Насущной
• Острой
• Важной
• Серьезной
• Острой
• Спорной
• Основной
• Глубокой
• Назревшей
• Наболевшей
• Первоочередной
• Главной
• Сложной
4.Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
5.Насколько актуально то, о чём пишет автор? В чем значимость для общества?
Найдите в справочном материале, какое воздействие может оказать на читателей проблема текста.
Проблема может заставить читателя
• глубоко задуматься
• серьезно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
• серьезнее относиться к …
• переосмыслить свое отношение к …
• по-иному посмотреть на …
• поделиться мыслями о …
• оценить истинный масштаб чего-либо
• открыто выразить свое отношение к …
• оценить собственную позицию
• заняться самовоспитанием
• с горечью понять, что …
• заняться ее глубоким изучением
6.Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Пересмотрите текст. Какие факты из текста можно использовать, кратко передавая содержание текста? ( В центре внимания судьба Катерины Ивановны. Что мы узнаём о ней? Подчеркните в тексте, перескажите своими словами.)
Катерина Ивановна – пожилая женщина, у которой есть дочь Настя. Но Катерина Ивановна живёт одиноко, так как дочь практически забыла о ней, уже 4 года не приезжает и не помогает матери. От этого Катерина Ивановна очень переживает, страдает, но никому не жалуется, всё держит в себе. Лишь иногда её горе, боль прорываются наружу.
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил к позиции автора.
Что такое позиция автора?
Позиция автора — это авторское отношение к той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
Какие фразы помогают передать позицию автора? Найдите в справочном материале.
Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
По мнению автора, ...
Автор считает, что…
Публицист убежден в том, что…
Автор заставляет задуматься о..
Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что…
- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
- убеждает читателя в правоте своей позиции;
- пытается найти в читателе единомышленника;
- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
- пишет интересно и ново о старых проблемах;
- говорит с тревогой о наболевших проблемах;
- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Для выявления позиции автора необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, несущие эмоциональную окраску, а также выделить наиболее важные положения (мысли автора), которые могут быть выражены автором текста прямо или содержаться в подтексте и следовать из всей логики повествования, описания или рассуждения.
Определить позицию автора помогут следующие вопросы:
Какие эмоции автора выражены в тексте? С каким чувством он рассказывает о событиях?
Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
К каким выводам автор подводит читателя?
Попробуйте ответить на эти вопросы по прочитанному тексту:
- Чем вызвано это настроение? (трагической судьбой героини, её одиночеством)
- Как автору удаётся передать эти чувства? Какие слова несут эмоциональную окраску, выражают отношение автора?
Сострадание, подчёркивается одиночество: старческая слабость, одна на белом свете, дни считанные, умрёт, не повидав дочери, не пускала слабость, уж вы не взыщите, посмотреть на последок, старый солопчик;
лексический повтор заплакала, плакала.
Какую роль играет описание места, где происходит разговор? Подчеркивается одиночество и безысходность: (пейзаж) вечерело, сад облетел, палые листья, одинокая звезда на небе, обветренная липа.
С каким чувством автор рассказывает о героине? Какие эмоции владеют им?
Преклоняется перед душевной стойкостью женщины-матери
Испытывает уважение за умение достойно переносить своё горе
Восхищается неколебимой, безусловной материнской любовью (обратить внимание на последнее предложение текста)
Сострадает душевной боли Катерины Ивановны
Возмущён чёрствостью Насти по отношению к матери
К какой мысли хочет привести своих читателей автор? (отвечают устно, предлагают свои варианты)
То, что происходит в жизни Катерины Ивановны противоестественно. Так быть не должно. Дети и родители – самые близкие люди, которые должны друг друга поддерживать, помогать не только материально, но и духовно. Поддерживать душевную связь. А раз эта связь нарушается между самыми близкими людьми, значит в обществе что-то не так, оно утратило нечто важное, ценное.
Даю одну минуту набросать высказанные мысли в черновике.
Следующим этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному (или отношение к прокомментированной проблеме), обосновать его, приведя аргументы. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях.
Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения.
Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).
Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
Найдите в справочном материале
При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
Автор обратился к проблеме, на мой взгляд, не случайно...
Я часто задумываюсь над...
По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...
Можно согласиться с автором…
В целом я согласен с автором текста, однако…
Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
Я с интересом прочитал текст, но не могу согласиться...
Не во всем можно согласиться с автором текста...
Текст произвел на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны...
Не вызывает сомнения...
Меня особенно тронуло...
Меня привлекает в этом тексте…
Меня взволновало...
Нельзя остаться равнодушным при...
Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих...
В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...
Доказательством этой мысли может служить тот факт...
Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:
Помню, как-то мне рассказывали, как…
Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что …
Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни..
Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда
Выдающийся ….. писал (говорил, считал, был убеждён), что...;
Гениальный …однажды сказал, что...;
Любой человек (учёный, писатель…) скажет вам, что...;
Большинство …. считают, что...;
Как установлено…...
Примеров … очень много в ….
Вспомним героев произведения…..
Многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)
Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы и др.
В начале урока мы определили, что К. Г. Паустовский в своём рассказе «Телеграмма» поднимает проблему взаимоотношений между родителями и детьми.
Размышляя о причинах нравственного, духовного состояния нашего общества, в статье «Люби Россию в непогоду» писатель-публицист Борис Васильев пишет:
«Конечно, сегодня приходится согласиться с тем, что среди многочисленных потерь огромное и решающее влияние на будущее оказали потери нравственные. Мы изъяли из обихода жалость и сострадание, прощение и милосердие…»
Именно потеря обществом этих важных нравственных понятий во многом стала причиной того, что рушатся семейные связи, что повзрослевшие дети так равнодушно относятся к своим состарившимся родителям, нуждающимся в заботе и внимании.
К этой проблеме обращались многие писатели, педагоги. Заранее я предложила вам познакомиться с рядом произведений по данной теме:
Юрий Стефанович «Хуже нет» (повесть)
Иван Уханов «Мама, не умирай» (рассказ)
Анатолий Алексин «Бывшему другу» (открытое письмо)
Юрий Мартынов «Вечернее платье»
Василий Александрович Сухомлинский «Советы взрослым и юношеству», «Моя мама», «Материнские глаза», «Семь дочерей».
Кратко познакомьте нас с содержанием, дайте свою оценку событиям, содержанию. На какие мысли натолкнуло вас знакомство с этими произведениями?
Произведения, которые мы назвали, написаны отнюдь не молодыми людьми, а теми, у кого за плечами уже есть жизненный опыт. Поэтому понятно, почему их волнует то, как молодое поколение относится к старшему, дети к своим родителям.
А вас, молодых людей, волнует эта проблема? Считаете ли вы её заслуживающей пристального внимания? Возникают ли у вас проблемы в отношениях с родителями, ведь, наверное, эти отношения складываются по-разному?
О том, что это проблема не утрачивает актуальности, свидетельствуют письма, которые пишут ваши ровесники в газеты и журналы, публикуют на форумах в интернете. Вы заранее познакомились с некоторыми их низ. Выскажите своё мнение по прочитанному.
Согласны ли вы с мнением, высказанным одним из ваших ровесников: зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен?
В. А. Сухомлинский писал: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение,— ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой».
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Относись к своим родителям точно так же, как хотел бы, чтобы дети твои относились к тебе. (Пословицы)
Что посеешь в юности, то пожнёшь в зрелости. (Генрих Ибсен, норвежский драматург)
Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущее. (Яков Борисович Княжнин, известный русский писатель и драматург 18 века)
Старость крепка благодаря основам, заложенным в юности. (Цицерон)
Завершая работу над сочинением, вы должны поставить логическую точку в своём высказывании. Как это можно сделать?
Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов.
1.Концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста, можно сделать вывод о том, что... Автор учит нас тому, что…;
2.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
3.Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения): Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;
4.Концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:
Прочитав этот текст, понимаешь, что….. Недаром говорят: «…»;
5.Концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например: «Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.
6.Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем? –
Предложите свой вариант заключительной части (3-4 предложения). Проверяем устно.
Итак, на основании сегодняшнего нашего разговора, при помощи материала, который мы собрали, дома вы напишите сочинение по прочитанному тексту.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "презентация для урока русского языка в 11 классе на тему "ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ ( ЧАСТЬ ll)" "
["seo_title"] => string(151) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-na-tiemu-podgotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia-po-prochitannomu-tiekstu-chast-ll"
["file_id"] => string(6) "168480"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1423239028"
}
}