kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие элективного курса по русскому языку в 11-м классе «Как аргументировать свою позицию» (Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Как аргументировать свою позицию».

 (Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ)

Цели:

Образовательные:

  • Продолжить работу по развитию языковойкомпентенцииобучающися;
  • Учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста;

Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
  • Развивать речевые навыки обучающихся, творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
  • Формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Просмотр содержимого документа
«Занятие элективного курса по русскому языку в 11-м классе «Как аргументировать свою позицию» (Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ)»

МБОУ-Великотопальская СОШ имени Героя России Ворожанина О.В.

Клинцовского района Брянской области













Занятие элективного курса

по русскому языку в 11-м классе

«Как аргументировать свою позицию»

(Подготовка к сочинению

по тексту в формате ЕГЭ)







Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Брикс Александра Ивановна









2015-2016 учебный год



Тема: «Как аргументировать свою позицию».

(Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ)

Цели:

Образовательные:

  • Продолжить работу по развитию языковой компентенции обучающися;

  • Учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста;

Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

  • Развивать речевые навыки обучающихся, творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

  • Формировать бережное и сознательное отношение к языку.



Планируемые результаты освоения учебного материала

Предметные:

  • Знание понятий «аргументация» и «аргументы», видов аргументов;

  • Умениестроить типичное аргументирование по определенной схеме;

  • Составлять авторский текст на основе проанализированного образца.



Метапредметные:

  • Умение анализировать предложенную информацию;

  • Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

  • Умение работать с «Энциклопедией аргументов».



Формы работы:

  • Общеклассная

  • Групповая

  • Индивидуальная



Методы обучения:

  • Словесные

  • Наглядные

  • Проблемно-поисковые



Оборудование: кейс «Памятка выпускнику», кейс «Заветные 23 балла», кейс « Образцы сочинений-рассуждений», кейс «Энциклопедия аргументов», мультимедиа проектор, компьютер, документ-камера, критерии оценки части С,рабочие материалы-клише, рабочие листы формата А4, маркеры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  1. Повторение изученного.

Вспомните, чему мы уже научились на предыдущих занятиях. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии?

Слайд 1. Сообщение темы. Формулировка вместе с учащимися целей и Слайд 2.задач изучения нового материала.

II.Мотивирование

Обоснование мотивации учащихся к усвоению новой темы

Слайд 3. Что такое часть С? Какова её роль?

Слайд 4.Повторение теории о первичных баллах

III.Актуализация знаний.

Композиция сочинения.

Cлово учителя.

Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки

которой ведут вверх. Давайте проверим, помните ли вы, в какой

Слайд 5. Последовательности расположены эти ступеньки.

Слайд 6. Проверим себя(по композиции сочинения)

Работа с текстом

Слово учителя.

Для дальнейшей работы нам понадобится текст. Но перед тем,

как озвучить его, обратим внимание на эпиграф, который в

какой-то степени поможет нам успешно продолжить работу по

теме .



Слайд 7. Эпиграф. Жалкий человек!

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?

М.Ю.Лермонтов

Слайд 8. Чтение текста подготовленным учеником.

Cоздание рабочей группы

Задание: С помощью маркера выделите ключевые слова в

тексте.

Слайд 9. Проверить себя(текст с выделенными ключевыми словами)

Что помогают нам определить ключевые слова? (проблему

текста)

Сформулируйте проблему текста, используя типовые

конструкции Клише в рабочих материалах. (Проблема,

поднимаемая в тексте Юрием Лотманом, заставляет читателя

задуматься: можно ли избежать межнациональных

конфликтов).

Слово учителя.

Первый шаг мы уже сделали. А сейчас я бы хотела, чтобы вы

внизу на рабочих листах продолжили фразу нациоальный

конфликт-это…, написав только одно слово, которое, по-

вашему, ассоциируется с этим понятием.



Работа в группах

Найдите в тексте предложение(я), отражающие позицию

автора.

Слайд 10. Проверьте себя(текст с позицией автора).

Слайд 11. Что значит прокомментировать проблему? (…то есть сделать

Пояснительное замечание по поводу проблемы текста).

Слайд 12.Определение авторской позиции, формулирование собственной

Позиции.

IV. Работа с критерием К4

Слайд 13.

Знакомство с критерием

Учитель. Типичным затруднением выпускников при

Выполнении этого задания является неумение найти аргументы

Для обоснования собственной точки зрения.

2.Какова цель этой части сочинения?

(Цель аргументации- убедить в чём-либо, укрепить или

Изменить мнение. Для этого используется логически стройная

Система доказательств и определенные требования).

3.Требование к аргументам(Индивидуальное сообщение).

Слайд 14. (Приложение№3)

  • Правдивость(авторитетные источники)

  • Доступность

  • Объективность

  • Корректность

  • Тактичность

Слайд 15. 4. Как ввести аргументацию в изложение своей позиции?

(Индивидуальное сообщение).

  • С помощью словосочетаний

  • С помощью вводных слов и словосочетаний

  • С помощью союзов и придаточной части.

Вывод: Таким образом, используя различные клише и способы

ввода аргументов в сочинение, вы легко сконструируете

систему доказательств.Какие же виды аргументов вы можете использовать?

Слайд 16. Разработчики КИМов предлагают следующие типы аргументов.

(Инвидуальное сообщение).

  • Логические(рациональные)аргументы

  • Иллюстративные аргументы-примеры

  • Ссылки на авторитет.

V. Практическая часть.

А) Выявление способов аргументации.

Попробуем на практике применить данную теорию.

Выбрать нужный пример из предложенных, соотнеся его с

Типом аргументации.

Заполните таблицу

Вид аргументации

Примеры(номера)

Пример


Иллюстрация


Образец(положительный или отрицательный)




Отработка навыка аргументации.

Б) Работа в парах

Цель: отработать навык аргументации по заданной теме.

Задание: подобрать аргументы к проблеме по тексту



Ю.Лотмана, пользуясь кейсом «Заветные 23 балла»

Слайд 17. В)Пополняем копилку аргументов.

Внести в кейс «Заветные 23 балла» ещё один аргумент из

художественной литературы по проблеме национальных

конфликтов.

Захар Прилепин «Патология»

Слайд 18. VI. Отработка навыка правильного оформления доказательств.

Работа по образцу.

В какой последовательности должно быть выстроено

Доказательство аргумента?

Тезис – логический переход – аргумент(Иллюстрация) –

микровывод.

Оформите письменно доказательство, в качестве иллюстрации

возьмите(на выбор) аргумент из любого источника о

национальных конфликтах.

(Чтение учащимися доказательств)

Слайд 19. Вывод: Последний пункт композиции сочинения- рассуждения.

В рабочих материалах продолжите фразу:

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Учитель. Пересмотрите ещё раз записи в рабочих материалах.

- Можно ли развёрнутые заголовки, которые вы записали в рабочих

материалах назвать сочинением?

- (Нет,нельзя)

- Почему? (Потому что не хватает переходов)

- Верно. Сочинение – это связный текст.

И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.



Слайд 20. Домашнее задание.

Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему

сдаст готовое сочинение- размышление.

Слайд 21. Итоги урока.

Обратим внимание на запись, которую вы сделали внизу на

рабочем месте в начале урока.

- Назовите 2 определения национального конфликта

- Три действия, которое он, по- вашему, совершает.

- А теперь фразу- ваше отношение к национальному конфликту

- И, наконец, допишите снизу вашу ассоциацию, связанную с

национальным конфликтом, только одно слово.

У нас получился Синквейн.

Национальный конфликт

Непримиримый, враждующий

Ранит, убивает, не щадит

Происходит часто и грозит миру катастрофой

Истребление

Национальный конфликт

Братоубийственный, несправедливый

Враждует, ненавидит, безумствует

Горе великое несёт

Страдание



Национальный конфкликт

Бессмысленный, антигуманистический

Разъединяет, истребляет, преследует

Можно решить мирным путём ради сохранения жизни на земле

Боль.

Учитель. Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня на

занятии. Благодарю вас за плодотворную работу.

Слайд 22. Рефлексия

Продолжите предложения

  • Для меня это важно и интересно…

  • Я получила конкретные рекомендации

  • Мне было трудно, не понравилось…

  • Моя оценка психологической атмосферы

  • Для меня было недостаточно

Слайд 23.Желаю успехов!









Образец оформления доказательства с помощью примера из публицистической литературы

Тезис Все люди имеют равные права.

Логический Подтверждение этого тезиса можно найти и в

переход публицистической литературе. В одной из статей газеты

«Аргумент и факты» рассказывалось о мужественной

смерти рядового Евгения Родионова.

Аргументы Он был захвачен в плен ещё на прошлой чеченской войне.

Боевики потребовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в

живых, снял нательный крест и согласился принять

мусульманство. Страшно читать строки, где автор

рассказывает, как озверевшие чеченцы после трех месяцев

мучений и пыток отпилили ему голову в день его

девятнадцатилетия.

Вывод Конечно, межнациональные войны делают многих людей

жестокими и циничными. Но такая звериная жестокость не

должна оставлять нас, граждан России, равнодушными,

если мы желаем спасения себе и своей Родине.















Образец оформления доказательства с помощью примера из

художественной литературы

Все люди имеют равные права

Тезис Я не могу не согласиться с мнением автора текста.

Действительно, все люди имеют равные права, и сущность

человека определяется не цветом кожи или языком, на

котором он говорит.

Логический Не случайно русские писатели в своих художественных

переход произведениях и публицистических выступлениях пытались

донести эту мысль до умов и сердец народов не одного

поколения.

Аргумент Анатолий Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая»

рассказывает о человеческой жестокости друг к другу, о

межнациональной вражде. Подросток Колька не может

понять, что взрослые люди могут охотиться на детей только

потому, что они русские. Автор показывает дружбу двух

мальчиков – Алхузура и Кольки, принадлевшим к разным

национальностям. Они считают себя братьями, вместе ищут

для спасения Кольки безопасное место. Дети чувствуют, что

взрослые несправедливы. Их дружба – вызов тем, кто

разжигает ненависть между народами.

Микровывод Наверное, это одно из самых незабываемых произведений,

после прочтения которого нельзя оставаться равнодушным

к человеческой трагедии, происходящей на национальной

почве, ведь все народы – братья, а братоубийству не может

быть прощения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Брикс Александра Ивановна

Дата: 19.10.2018

Номер свидетельства: 481209

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства