История возникновения педагогической этики. Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая этика »
Педагогическая этика
История возникновения педагогической этики
Термин «этика» (древнегреч. «ethos» – «нрав», «обычай») был введен еще Аристотелем в IV в. до н. э. как учение о нравственности, морали.
Этика – наука о морали. Под нравственностью этика понимает исторически меняющиеся формы общественной связи между людьми. Поэтому этика – наука не только о должном, но и о сущем.
Этика отражает качественные стороны нравственности, выделяя в человеческой деятельности собственно нравственный аспект. Мораль пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения.
Сбор и первичная систематизация фактов нравственной жизни, их включение в сферу научного осмысления входит в компетенцию таких разделов этики, как история нравов и социология морали. Кроме этого, этика призвана воспроизвести нравственность теоретически, научно обосновать ее происхождение, необходимость, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития. Способность этической теории выполнять эту задачу определяется практическими потребностями социального прогресса, состоянием нравственности на данном этапе развития общества.
Этика – нормативная наука, она не только отражает нравы, но и дает их критически-ценностный анализ, обосновывает предпочтение тех или иных норм поведения.
Этика как наука и способ осознания общественного бытия включена в нравственное сознание. Выступая в качестве ценностно-ориентирующего фактора, она берет на себя функции морали. Поэтому этика представляет собой одновременно науку о морали и элемент моральной культуры общества.
Педагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий.
Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у преподавателя с теми людьми и представителями учреждений, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности.
Краткая история становления педагогической этики
Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
По мере своей эволюции педагогическая этика формировала присущие ее времени этические требования. Так, например, философы античного общества (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) в своих работах писали о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения. В то же время Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогической этики на профессиональный уровень – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребенка в процессе учебы и ее результатах.
В эпоху средневековья общество не интересовала проблема разработки вопросов педагогической этики ввиду доминирования религии в сфере общественного обучения и воспитания.
В эпоху Возрождения эти вопросы получили последовательное развитие в трудах М.Монтеня, Я.А.Коменского, Дж.Локка и др. В качестве правил педагогической этики предполагалось обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником. В ряде работ делается акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критике формально-показного выполнения учительских обязанностей, уделяется внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником и т.д.
Представители эпохи Просвещения(Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег и др.) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.
Качественно новый этап в разработке проблем педагогической этики связан срусскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей эпохи Просвещения. В частности, большое внимание этому вопросу уделял Н.А.Добролюбов, который в своих работах доказывал, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твердых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.
В советское времяразработку проблем педагогической этики мы находим в трудах В.А.Сухомлинского, В.И.Писаренко, И.В.Чернокозова и др. Ими неоднократно подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
В последние годы перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач, которые могут быть разделены на теоретические и прикладные. В их числе исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей педагогов, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога в связи с переориентацией отечественной педагогической теории и практики на гуманистические позиции и др.
История становления педагогической этики
Элементы педагогической этики встречаются в учениях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические проблемы педагогической морали. Ее возникновение связано с появлением педагогической профессиональной деятельности, обусловленной социально-экономическими причинами и духовным развитием личности и общества. Потребность общества передавать опыт и знания подрастающему поколению, привела к появлению системы школьного образования и профессиональной педагогической деятельности, как вида общественно необходимой деятельности, что является следствием процесса разделения труда и возникает на определенном этапе исторического развития общества.
В первобытном обществе не существовало социальных институтов, которые бы воспитывали детей. Этим занимались взрослые, привлекая подрастающее поколение к коллективному труду. С развитием производственных сил, накоплением трудового опыта расширялись знания людей и усложнялись умения и навыки. Возникла необходимость организованного обучения и воспитания подрастающего поколения. Воспитание начали поручать старейшим членам родовой общины. К ним выдвигали определенные требования: они должны обладать теми умениями и навыками, которым следует учить детей, знать религиозные обряды, сказки, игры и песни, которые являются источником нравственности. Таким образом, в условиях родового строя воспитание начало выделяться в особую форму общественной деятельности.
Сам термин "этика" ввел в научный оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования - «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.
Но не его следует считать "первым этиком". Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель — Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона — Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.
Важную роль в истории педагогической этики сыграло учение древнегреческого философа Сократа. Применяя метод самопознания, он пришел к выводу, что сущность человеческого бытия, в нравственности. Познавая человеческую сущность, Сократ основным в ней считал не то, что данное ей природой, а то, что человек приобрел под влиянием культуры, воспитания. Его просветительско-воспитательная деятельность будет направлена на совершенствование личности, в чем важнейшую роль играли знания, которые делают человека свободным, не по ее природе, а за социальную сущность.
Сократ утверждал, что воспитание может преодолеть уродливое, аморальное, то есть исправить природные недостатки. Он ставил высокие требования как к учителей, так и учеников.. Прежде, учитель должен иметь неоспоримый авторитет, а ученик - последовательно освобождаться от духовного рабства: быть выдержанным, образованным, "познать самого себя", во всем соблюдать меру, гордиться не внешними признаками, а добродетельными. В основе, общения, дружбы, взаимопонимания между учителем и учениками должны быть: духовность и любовь. Сократ учил и воспитывал во время диалога и не был профессиональным преподавателем. Важность "Сократского метода", это найти истину, определить что такое добродетель, благо, ответственность, мужество. По его мнению, выяснив для себя, что такое мужество, человек будет действовать в соответствии с важным принципом формирования нравственных качеств молодого человека. Для Сократа был принцип единства слова, знания и важности слова.
Одним из лучших учеников Сократа, был древнегреческий философ Платон, который воспитывал учеников путем устного изложения идей. В своих произведениях, философ высказывает мнение, что человеческие души существуют отдельно, соединяются только в желании познавать. Привычные для греков союзы между мужчинами, возникают в возвышенной, образцовой форме. Дружба учителей и учеников, стремящихся одной цели, лишена прагматизма, они морально и умственно поддерживают друг друга. Часто у греков, взаимоотношения между зрелым мужчиной и юношей, у Платона, как и у Сократа, отрицают (исключают) чувственную, духовную связь, которая заключается в том, чтобы давать и брать, побуждать и развивать. Сущность дружбы и любви, которая может объединить людей между собой, у Платона состоит в том, чтобы с помощью совместных мыслей и желаний приводить друг друга к истине. В академии, созданной Платоном, придерживались принципа, согласно которому, одну науку свободный человек не должен изучать как раб. Считалось, что телесные упражнения выполнены против воли, не вредят телу, а в душе наука прочно закрепляется. Учитель, по мнению Платона, должен быть очень осторожным и сдержанным в своих оценках и высказываниях.
Из академии Платона, которая просуществовала более тысячи лет, вышло много педагогов, в частности древнегреческий философ Аристотель, который определил предмет и признаки этики как науки. Он утверждал, что каждый человек, а особенно учитель, должен обладать высокими моральными добродетелями, среди которых выделил основные: мужество, рассудительность, сдержанность, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, справедливость (равенство), правдивость, дружелюбие, любезность. Каждая из них является общественной мерой поведения в определенных сферах общественной жизни. Совершенной добродетелью Аристотель считал справедливость, которой "удивляются больше, чем свету вечерней и утренней зари".
Аристотель в "Афинской политике" описал торжественный ритуал выборов афинянами учителей, имеющих закалять молодежь физически и духовно. На них возлагались большие обязанности, что свидетельствовало о том, что в рабовладельческом обществе педагогическую деятельность популяризировали и придавали ей важность социального значения. Человек, избраный на должность учителя и воспитателя юношества, был горд и благодарен соотечественникам, которые доверили ему "судьбу государства".
По мнению Аристотеля, судьба государства зависит от политической и моральной закалки молодого поколения, сами законы не дадут пользы, если граждане не научатся государственному порядку, не будут воспитаны в государственном духе. Недисциплинированность одного члена общества - это недисциплинированность всей государственной державы.
Аристотель первым в истории философской мысли говорил, что педагогическая этика обусловлена социальными отношениями. Он считал, что государство имеет одну конечную цель, поэтому всех необходимо воспитывать одинаково и заботиться о воспитании должны все.
Источниками педагогической этики стали труды Марка Аврелия "Наедине с собой Размышления". Сенеки "О благодеяниях", "Нравственные письма к Луцилию", Марка-Фабия Квинтилиана «О воспитании оратора" и др. Так, римский оратор Марк-Фабий Квинтилиан обосновал мысль, согласно которой все дети от природы способны к обучению. Поэтому важным является выбор такого учителя, у которого нравственность на первом месте, ведь аморальный педагог воспитывает подобного себе аморального ребенка. Опытный учитель прежде изучает умственные и природные склонности, способности ребенка, чтобы знать, как обращаться с ней, избежав телесных наказаний
Марк-Фабий Квинтилиан разработал кодекс педагогической этики. Его соблюдение должно воспитывать уважение и почет к учителю. К основным положениям кодекса относятся:
1. Пусть учитель вызовет в себе отцовские чувства к своим ученикам и постоянно представляет себя на месте тех людей, которые доверяют ему своих детей.
2. Пусть он сам не имеет изъянов и не переносит их на других.
3. Пусть суровость его не будет удручающей, а благоволение -слабостью, чтобы отсюда не возникли ненависть или презрение.
4. Да будут длительными беседы о нравственном и хорошо, ведь чем чаще будут уговоры, тем меньше - потребность в наказаниях.
5. Да учитель не будет раздраженным и одновременно не потакает тем, кто нуждается в исправлении.
6. Пусть он будет доступен в преподавании, терпеливым в работе, более усердным, чем требовательным.
7. Да с желанием отвечает тем, кто спрашивает, и пусть спрашивает молчаливых.
8. На похвалу пусть не будет слишком скупым, поскольку это уничтожает желание к труду, но и не будет слишком щедрым, что порождает беспечность.
9. Наставляя ученика, он не должен быть слишком суровым, тем более сварливым. Ведь во многих появляется отвращение к педагогу за то, что упреки некоторых учителей превращаются в ненависть.
10. Пусть он каждый день скажет ученикам что-нибудь такое, что в них навсегда останется в памяти.
Марк-Фабий Квинтилиан подчеркивал, что педагогическая этика учителя не способна воспитать достойного человека, если не будет соответствующего морального окружения.
Особенно важную роль в этом процессе играет семья, в которой часто уничтожается нравственность еще в раннем возрасте разными попустительством ребенку со стороны взрослых. Снисходительность ослабляет силы духа и тела, изменяя природу ребенка, и она становится безвольной, беспричинной, что негативно сказывается на отношениях с другими.
Власти Рима ставили высокие требования к моральным качествам учителя и проявляли заботу о его материальное и социальное положение. Так, в Указе императора Константина о привилегиях для учителей было отмечено, что педагогов вместе с их семьями освобождали от уплаты налогов и выполнения общественных и официальных обязанностей, не подселяли в их квартиру посторонних лиц, не приглашали в суд. Того, кто оболгал учителя, ожидало наказание по усмотрению судьи. Плата и вознаграждение должны быть такого размера, чтобы усиливалось желание учить свободные науки.
В эпоху Средневековья существовала евангельская нравственная доктрина, а обучение и воспитание имели преимущественно богословский характер. Ранние христианские мыслители-педагоги (Арий, Ориген, Тертуллиан, Пелагий) разработали педагогическую этику на началах добра, милосердия и любви. Идеалом воспитания для них был человек, который отказывался от удовольствия и искушений земной жизни, стремился к небу. Этот идеал описан в п работах Августина Блаженного "Исповедь", " Апология гонений", "Письмо к Лети", "Учитель" .
В "Исповеди" христианский богослов Августин Блаженный призывает реформировать господствующую римскую школу и вернуться в основной средства воспитания - Священного Писания, грамматико-аллегорические приемы фону его текста можно использовать из старой школы, но приспособив к христианским потребностям новой эпохи. Это сделал Августин в труде "Христианская наука", создав собственную теорию аллегории на основе учения стоиков о знаковой природе языка. Язык у него существует не для чувственного наслаждения слуха, а для наслаждения ума, ибо подлинный язык является языком смысла – духа. Молитва - основное средство самосовершенствования, самопознания, самовоспитания христианина Благодаря ей человек искупает свои грехи перед Богом
Учителя Августина советовал выбирать наставника, старшего по возрасту, опытного и мудрого. Такой наставник не будет ругать ребенка за медлительность, а хвалить и побуждать ее старания. Нужно учить и воспитывать так, чтобы ребенок не только понимал содержание добродетелей, но и способен был найти хорошее в плохом. Учитель должен относиться к ученику, как к Божьему созданию, что обеспечит постоянное самовоспитание и самосовершенствование педагога.
Так, в работе "Учитель" описаны необходимые черты педагога: искренняя любовь к Богу, доброта, скромность, владение разносторонними знаниями. Если учитель чего-то не знает, он должен признаться в этом, а не демонстрировать мнимое знание. Августин осуждал нетребовательных к ученикам педагогов, предпочитающих деньги, а не науку. Это представляет опасность как для личности, так и для государства.
По его мнению, воспитать настоящую личность можно только в школе радости. Ребенок в семье имеет право развиваться гармонично: закаливать свою душу и тело, чтобы стать мужественным и ответственным перед вызовами жизни. Ведущее место в школе радости должно занимать эстетическое воспитание..
Подобных взглядов на педагогическую этику придерживались такие мыслители, как Боэций, Алкуин, Абеляр, Ельфрик, Фома Аквинский и др. Так, христианский богослов Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), описывал систематизацию этики в трудах "Сумма против язычников", "Сумма теологии", "О душе", отмечал, что формирование индивида должно происходить на приоритетных перед наукой принципах - принципах веры. Он считал, что потребность исследовать истину обусловливают труд и совесть. Человек верит своему уму, приобщаясь таким образом к познанию Бога.
Через веру, ум, добродетель, справедливость учитель должен привести ученика к пониманию сущности Бога. Необходимо связывать развитие личности с ее индивидуальными способностями. Ивидуализация воспитания основывается на выборе таких средств воздействия, которые соответствуют особенностям индивида, а также состояния, в котором находится его душа.
Гуманные идеи ученых (Иоанн Златоуст (ок 347-407), Анаций-Манлий-Торкват-Северин Боэций (ок 480 - 524), Пьер Абеляр (1079-1142)) в эпоху Средневековья не всегда воплощались в жизнь в средневековом их университетах будущим учителям закладывали мнение, что успех обучения и воспитания детей в школе зависит от строгости и умения наказать ленивых и непослушных.
По окончании университета учителю вручали резную и так называемую palm - палку с диском на конце для ударов по детских ладонях. Выпускник должен был продемонстрировать перед экзаменационной комиссией свои умения "воспитывать" с помощью этих орудий.
В Кембриджском университете платили мальчикам, которые подвергались пыткам будущими воспитателями во время экзаменов. Такая система образования породила оторванность обучения от жизни. Церковь поддерживала и теоретически обосновывала необходимость физических наказаний детей в процессе воспитания.
Первые сведения о школах и училища в Киевской Руси связаны с принятием и распространением христианства (988). Это отражено в тогдашних письменных памятниках.
Проблемы педагогической этики отражены в "Русской правде", Изборник Святослава". Повестях временных лет " Киевской летописи, работах Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха".
По свидетельству летописцев, матери оплакивали детей, которых отдавали в обучение, как мертвецов. Плач этот был обусловлен не только отбором детей в школу, но и тем, что они становились проповедниками новой веры.
Прежние учителя - южнославянские, болгарские и сербские священники, речь которых была понятной, тем, кого нужно учить. Эта традиция воспитывать и приучать к делу служителей церкви сохранялась до конца XVII в и определила характер обучения в школе, педагогические идеалы, которых она стремилась достичь на основе изучения Библии.
Однако в Библии наблюдаются неодинаковые педагогические подходы. Так, в Ветхом Завете царит патриархат, при котором глава семьи имеет неограниченные права, а все члены ему подчинены.
Отношение главы к членам семьи очень строгое.
В новозаветной христианской педагогике господствуют другие начала - любви, смирения, ценности каждой личности. Дети имеют не только обязанности, но и определенные права.
Поэтому необходимо было определиться, какого мировоззрения - ветхозаветного или новозаветного - необходимо придерживаться в воспитании и обучении. Предпочтение оказывали ветхозаветным педагогическим идеалам.
Педагогическая этика основывалась на принципах «Книги притч и Книги премудрости Иисуса, сына Сирахового». Под их влиянием сформировалась система жестоких кар ребенка как со стороны учителя, так и со стороны отца. Они одновременно вызывать любовь и страх. Прибегать к избиению детей было основным средством воспитания.
С Нового Завета педагогическая этика прежде позаимствовала идеалы «Послание святого апостола Павла», а из сочинений отцов церкви – «книги Иоанна Златоуста».
Приоритет в воспитании молодого поколения предоставляли не в школьном кругу, а семье.
Правила и нормы порядочной жизни, христианской добродетели, мудрые родители пытались передать детям на примере собственной жизни, путем наставлений и руководств.
Так, в "Наставлении" Владимир Мономах (1053 - 1125) призывает детей через раскаяние, слезы и молитву встать на путь праведности, в нем также изложены обязанности человека перед Богом и ближними, ведь любовь к Богу обязывает человека любить ближних.
Владимир Мономах учит детей не забывать о бедных, помогать сиротам, вдовам: "Не убивайте ни невинного, ни виновного; даже когда заслужат насмерть не губите души ни христианина. От епископов и попов, и игуменов с любовью принимайте благословение, и не отворачивайтесь от них, а по силе любите их и заботьтесь о них, чтобы вы получили их молитву от Бога. Прежде всего не имейте гордости в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
Описав тип добродетельного человека, Владимир Мономах подал автобиографические сведения, чтобы собственным примером его продемонстрировать и стать образцом для подражания.
В эпоху Возрождения и Нового времени педагогическая этика потерпела расцвета, повлекшее самоутверждения человека как творческой, деятельной, мыслящей и гуманной личности.
Человек эпохи Возрождения и ее этика демонстрируют несовершенство человеческого существа, поэтому Ренессанс предстает как постоянный и непрерывный поиск обоснования антропоцентризма, чем отличается от антично-средневековой культуры.
Педагоги-гуманисты отрицают средневековую схоластику, утверждая, что ребенок заслуживает уважения, уважительное отношение к его индивидуальности.
В философско-этических произведениях К.А. Гельвеция, Т. Гоббса, Д. Д. Дидро, Т. Кампанеллы, Б.Спинозы и в чисто педагогических И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо идея гуманного отношения к ребенку, самоосвобождения, самосовершенствования связывается с общественным развитием.
Мыслитель эпохи позднего возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536) в работе "Похвала глупости" разоблачил общественные недостатки воспитания человека, утверждал, что только просветительская сила ума педагога и его гуманистическая культура способны идейно и морально изменить человека и общество. В работе "Жестокие учителя" Е.Роттердамский отмечал, что учитель не должен отбить у ребенка желание к обучению, а основным на пути образованности есть симпатия к наставнику.
Как противник телесных наказаний, он предостерегал: "Нельзя приучать ребенка к побоям. Жестокие телесные наказания приводят к тому, что гордая природа становится недоступной для воздействия, а низкая отдается отчаянию. Тело постепенно делается нечувствительным к пинкам, а дух - к обучению.
Французский философ Мишель-Эйкем де Монтень (1533-1592) также был убежден, что грубым принуждением, строгостью невозможно воспитать настоящего человека. Поэтому он обратился к учителям и воспитателям с просьбой отказаться от насилия и принуждения, поскольку они могут исказить ребенка, у которого есть природные способности.
Успех в формировании ответственной личности обеспечит, по его мнению, снисходительность и милостливость педагога к детям.
М. де Монтень предостерегал от адаптации к жестокости, насилия, призвал быть милосердными и выполнять "обязанность гуманности".
У настоящего педагога чувство справедливости наказания не проявляться как возмущение, гнев и ненависть, они характерны тем учителям, которые не способны придерживаться своего обязательства.
Значительный вклад в разработку проблем педагогической этики сделал чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670).
Он отмечал, что не каждый педагог гуманно относится к ребенку.
Произнося постулаты о справедливости, достоинствах, они кажутся ученикам ангелами, однако в повседневной жизни ведут себя как несдержанные, грубые, завистливые, слово в них не соответствует делу.
Такие педагоги не являются настоящими, но в они повсюду "ищут закона, на бумаге написанных правил, как поступать", тогда как следует руководствоваться совестью.
Педагогическая этика, по мнению Я.А. Коменского, устраняет явления в педагогичному коллективе, например когда ошибка или неудача одного педагога вызывает радость и насмешки других. Любовь к делу, детям, общей цели объединяют педагогический коллектив.
В "Великой дидактике"(1632), "Законах хорошо организованной школы" (1653), Я.А. Коменский акцентировал, что учителями должны быть люди набожные, честные, деятельные и трудолюбивые, которые являются образцом добродетели и обязаны привить ее другим.
Эти требования совпадают с взглядами педагогов Киево-Могилянской академии, братских школ Украины. Так, в уставе Львовской братской школы отмечено, что "Дидаскал, или учитель этой школы должен быть благочестивый, рассудительный, смиренно мудрый, мягкий, сдержанный, не пьяница, не блудник, не взяточник, не сребролюбив, не гневлив, не завистливый, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не баснописец, не сторонник ересей, но сторонник благочестия, который во всем будет образцом добрых дел".
Постулаты педагогической этики развивали представители французского Просвещения К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо.
Идею высокой духовности, нравственности воплощал в учебно-воспитательном процессе швейцарский педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Он считал, что учитель должен быть "миллионером" нравственности, ума и физической силы. Однако в своих работах "Лингард и Гертруда" (1781-1787), "Как Гертруда учит своих детей" (1820), "Что дает метод уму и сердцу" (1805), "Книга для матерей" (1803), "Лебединая песня" (1826) акцентировал важную роль, что низкий уровень педагогического такта большинства воспитателей, неправовое государство, не способно обеспечить надлежащий уровень нравственности учителя, следовательно, она искажает человечество, распространяя зло в мире.
И.Г. Песталоци подчеркивал, что ответственность за то, что у власти находятся "интеллектуально развитые обманщики", эгоисты, бессердечные хищники, "умные ослы", "аморальные типы", в определенной степени возлагается на односторонность обучения и воспитания.
Итак, недостатки профессиональной деятельности педагогов, прежде всего в сфере нравственного, интеллектуального и физического воспитания, отрицательно сказываются на личности, ее деятельности и отношениях с другими.
По его мнению, именно педагог призван спасти человечество от нравственного дикости, сохранить человеческое в человеке, воспитать такую личность, которая не была бы духовной кое какой, а помнила об ответственности перед Богом, людьми и совестью.
Педагогические взгляды немецкого мыслителя Адольфа Дистервега (1790-1866) сформировались под влиянием идей Ф. Бэкона, И.Г. Фихте, Г.Е. Лессинга, Ф. Шиллера и особенно И.Г. Песталоцци.
Он утверждал что в формировании педагогической морали личности учителя важную роль играет самосознание.
В статье "О самосознание учителя" А Дистервег выделил такие ее составляющие: высокое мнение педагога и значение своей профессии; правильное отношение к ученикам и родителям, уважение к руководителям и уважение с их стороны к педагога; доброжелательное отношение к коллегам, понимание того, что нужно пополнять свои знания и совершенствовать собственные умения; осознание необходимости принимать участие в событиях, современником которых он есть; осознание себя субъектом нации и воспитателем молодежи; глубокое убеждение, что он как педагог нужен народу и заслуживает того, чтобы к нему относились с уважением государство и общество в целом.
А. Дистервег подчеркивал, что педагог должен не только в себе, но и в своих учениках воспитывать общечеловеческую сознание и ответственность, культивировать гуманный способ мышления, стремление к благородным целям.
По этому поводу педагог Константин Ушинский (1824-1870) отметил: "Став одним из элементов государственного и народной жизни, общественное воспитание пошло у каждого народа своим особым путем, и теперь каждый имеет свою характеристическую систему воспитания "Учитель, по его мнению, в своей профессиональной деятельности должен учитывать ментальность воспитанников. Он обязан иметь глубокие убеждения, верить возможность воспитания подрастающего поколения и прежде любить. К. Ушинский выступал против ограничительных указаний норм относительно поведения педагога в каждом конкретном случае, призывал изучать явления и закономерности, которые являются основой этих норм: "Мы не говорим педагогам: действуйте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соответственно этим законам и тех обстоятельств, в которых вы хотите их применить. Главное вовсе не в изучении правил, а в изучении тех основ, из которых эти правила вытекают".
Весомый вклад в разработку проблем современной педагогической этики сделали педагоги, А. Макаренко, Г. Ващенко, В. Сухомлинский. Теория воспитания А. Макаренко, основывается на воспитании личности педагога в активной деятельности, системе моральных отношений и зависимостей, между индивидами. Он считал, что педагогическая мораль должна сочетать строгие требования к человеку и глубокое уважение к ней. Учитель должен быть совершенным не только внутренне, но и внешне (общение с детьми, педагогический такт, внешний вид, взгляд).
Одной из самых распространенных педагогических ошибок, А. Макаренко считал убеждение в том, что дети - только объект воспитания: "Дети - это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, надо видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности".
Идеи А. Макаренко творчески развил в педагогической теории и практике В.Сухомлинский. Он отмечал, что учитель должен привлекать воспитанников, вдохновлять их своей цельностью, красотой идейно-жизненных поглощения, убеждений, морально-этических принципов, интеллектуальным богатством и трудолюбием. Педагог воспитывает прежде всего своей мыслью и мышлением. Он должен быть проводником к вершинам морали и культуры. В. Сухомлинского писал, "Любовь воспитателя к воспитанникам - не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда, это тяжелая и захватывающая творческая работа, в которой утверждается идейное, моральное единство коллектива, как единого целого".
Педагогическая этика В. Сухомлинского основывалась на любви, ласке, добре: "С первого дня пребывания ребенка в школе я хочу беречь и развивать сердечную мягкость, тонкость чувств. От того, насколько, тонкими, тактичными, нежными, чувствительными к окружающему миру будут чувства ребенка, зависит моя власть над нею". Им неоднократно подчёркивалось, что учение - это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.